Платность природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:36, реферат

Краткое описание

Система платежей за природные ресурсы включает:
1) плату за право пользования природными ресурсами;
2) плату за частичное их восстановление;
3) штрафные платежи за превышение минимального использования природных ресурсов.

Файлы: 1 файл

Готовый реферат по природопольз-ю.docx

— 35.05 Кб (Скачать)

Введение

 

Одним из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования. Однако данный принцип сопровождает экономику  нашей страны не так давно, да и  не совсем эффективно.

Уникальный  природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании  является одной из важнейших предпосылок  устойчивого развития страны, как  в настоящее время, так и на длительную перспективу.

Система платежей за природные ресурсы включает:

1) плату  за право пользования природными  ресурсами;

2) плату  за частичное их восстановление;

3) штрафные  платежи за превышение минимального  использования природных ресурсов.

Платежи за природные ресурсы разделены  между федеральным и местным  бюджетами.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным  отнесены:

• налог  на пользование недрами;

• сбор за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими ресурсами;

• водный налог;

• лесной налог;

К местным  налогам относится земельный  налог.

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая природа и роль природоресурсных платежей в доходы бюджета

 

Государство в лице его полномочных органов  заинтересовано в том, чтобы природные  ресурсы использовались не хищнически, а более или менее равномерно и планомерно. Для этого служат рентные платежи за природные  ресурсы, цель которых уравнять экономические  условия добычи и управлять этими  условиями. В настоящее время  это правило составляет основу хозяйствования Российской Федерации.

       Платежи за пользование природными ресурсами – являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами незначительны и составляют не более 5% (без учета акцизов) от всех поступающих налоговых доходов, что в весьма ограниченной мере обеспечивает компенсирующее воспроизводство природных ресурсов. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне.

 

           Сущность системы платежей за природные ресурсы

 

Природно-ресурсные  налоги и платежи в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, относятся  к числу регулирующих доходов  бюджета, распределение которых  осуществляется ежегодно при принятии бюджета. В них заинтересованы субъекты Федерации, поскольку предельные размеры  ставок указанных налогов и платежей по большинству природных ресурсов (водным, лесным, земельным и др.) устанавливаются на уровне Российской Федерации, а конкретные ставки –  субъектами Российской Федерации, исходя из их географических, экономических, социальных и экологических условий.

Система платежей за природные ресурсы - это  виды платы, методы определения размера  отдельных видов платы, порядок  установления, изъятия и использования  платы.

Плата за природные ресурсы - это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей  в стране методикой расчета затрат. На основе правил расчета затрат вся  совокупность природных ресурсов делится  на три группы:

1) Ресурсы  закупаемые. Оцениваются ценой предприятия,  добывающего, подготавливающего  или производящего первичную  переработку ресурса. Сюда относятся  сырьевые и энергетические ресурсы.

2) Ресурсы  изымаемые у природы. Они оцениваются  издержками на их добычу и  специальными выплатами (налогами) государственным или муниципальным  фондам за каждую единицу используемого  ресурса. К ним относятся изменяемые  или используемые земля, вода, атмосфера, лес и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

3) Ресурсы,  являющиеся собственностью производителя  (или предприятия). Сюда относят:  отходы производства, возвращаемые  в виде ресурса (металлоотходы), вторичные энергетические ресурсы,  вода замкнутого оборотного цикла,  собственная земля и т.п. Для  оценки этих ресурсов существует  три правила:

1) Ресурсы  оцениваются по нулевой оценке;

2) Ресурсы  оцениваются по издержкам на  доставку и подготовку к использованию;

3) Ресурсы  оцениваются по вытесняемым затратам  за счет замены "первичного" природного ресурса.

Принцип "платности использования ресурсов" был закреплен как основополагающий в Законе "Об охране окружающей природной  среды" в 1991 году. Платность использования  ресурсов в природопользовании выполняет  следующие функции:

  • Рациональное и комплексное использование природных ресурсов;
  • Улучшение охраны окружающей среды;
  • Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;
  • Формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

 

          Налоговые платежи за пользование природными ресурсами

Платежи за пользование недрами

 

Правовые  и экономические основы, регламентирующие охрану недр и их комплексное использование, установлены Законом РФ «О недрах»  от 21 февраля 1992 г. С введением Налогового кодекса РФ сохраняется положение, что природопользование регулируется государством путем введения платежей за пользование недрами и воспроизводство недр.

Система платежей включает:

1) сбор  за участие в конкурсе и  выдачу лицензии. Размер сбора  определяется с учетом стоимости  подготовки проведения конкурса, с подведением итогов и оформлением  лицензии;

2) плату  за получение права на пользование  недрами;

3) плату  за пользование недрами, включающую  затраты поиска и разведку месторождений, их добычу и пользование недрами;

4) отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы также относятся к системе  платежей за пользование недрами;

5) платежи  за право на поиски месторождений  полезных ископаемых, их разведку  и разработку, а также платежи  за право строительства и эксплуатации  подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых  и др.

Определение размера платежей ведется с учетом условий геологии, гидрологии, экономико-географических особенностей, размера участка, глубины  залегания, вида полезных ископаемых, климатических условий, уровня обжитости  местности, инженерных коммуникаций и  транспорта, а также степени риска. Платежи могут быть как разовыми, так и регулярными взносами.

Платежи за право пользования природными ресурсами взимаются со всех пользователей  недр, исключая следующие категории  пользователей:

1) собственников,  владельцев земельных участков, осуществляющих в установленном  порядке добычу общераспространенных  полезных ископаемых на принадлежащем  им или арендуемых земельных  участках для своих нужд;

2) пользователей  недр, ведущих работы научно-изыскательского  характера без нарушения целостности  недр, а также получивших участки  для образования особо охраняемых  геологических объектов.

Плата за пользование недрами осуществляется в форме денежных платежей, части  объема добытого сырья или иной производимой продукции, выполнения работ или  предоставления услуг, зачета сумм предстоящих  платежей в бюджет, в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемой  организации.

Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту лицензирования устанавливаются в лицензии.

 

Налог на добычу полезных ископаемых

 

Налогоплательщики, организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Объект  налогообложения. Представляет собой  полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации  либо за ее пределами, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся  под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных  государств или используемых на основании  международного договора) на участке  недр, предоставленном налогоплательщику  в пользование.

Полезным  ископаемым признается продукция горнодобывающей  промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту  отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для  отдельного добытого полезного ископаемого  стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).

Налоговая ставка НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезного ископаемого. Так, налогообложение производится по ставке 3,8 % при добыче калийных солей; 4,0 % – торфа, угля каменного и бурого, антрацита и горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4,8 % – руд черных металлов; 5,5 % – сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6,0 % – горнорудного неметаллического сырья; 6,5 % – концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7,5 % – минеральных вод; 8,0 % – руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16,5 % – углеводородного сырья.

Порядок исчисления и уплаты. Сумма налога исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы по итогам каждого налогового периода по каждому виду добытого полезного ископаемого. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого  участка недр, предоставленного налогоплательщику  в пользование. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа  месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом.

 

Сборы за пользование объектами  животного мира и объектами водных биологических ресурсов

 

Плательщики сборов – организации и физические лица, получающие в установленном  порядке лицензию (разрешение) на пользование  объектами животного мира на территории Российской Федерации.

Кроме того, плательщиками сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов признаются организации и  физические лица, получающие в установленном  порядке лицензию (разрешение) на пользование  объектами водных биологических  ресурсов во внутренних водах, в территориальном  море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации,

также в  Азовском, Каспийском, Баренцевом морях  и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами обложения признаются объекты животного  мира и объекты водных биологических  ресурсов, изъятие которых из среды  их обитания осуществляется на основании  соответствующей лицензии.

Не признаются объектами обложения объекты  животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование  которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.

Ставки  сбора за каждый объект животного  мира устанавливаются в твердых  размерах. Так, за овцебыка или зубра  размер ставки составляет 15 000 рублей; за благородного оленя или лося – 1 500 рублей; за пятнистого оленя, лань, снежного барана – 600 рублей. Подобным образом устанавливаются ставки за каждый объект водных биологических  ресурсов. Порядок исчисления сборов. Сумма сбора определяется в отношении  каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и соответствующей ставки.

Порядок и сроки уплаты сборов. Сумму сбора  за пользование объектами животного  мира плательщики уплачивают при  получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного  мира.

Сумма сбора  за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 %. Уплата разового взноса производится при получении  лицензии (разрешения) на пользование  объектами водных биологических  ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной  суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение  всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Информация о работе Платность природопользования