Платежный баланс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обоснование платежного баланса страны как важнейшего показателя, характеризующего экономические связи государства с внешним миром; определение платежного баланса Республики Беларусь и возможных методах его регулирования.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
-раскрыть понятие, структуру и значение платежного баланса;
-выявить факторы, влияющие на платежный баланс и основные методы его регулирования;
-провести анализ платежного баланса Республики Беларусь за январь-сентябрь 2010 года.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..4
1 Понятие платежного баланса страны……………………………….............6
1.1Характеристика платежного баланса……………………………...............8
1.2 Структура платежного баланса…………………………………………….12
2 Методы регулирования платежного баланса………………………………15
3 Платежный баланс Республики Беларусь
3.1 Общие положения…………………………………………………………...19
3.2 Платежный баланс Республики Беларусь за январь-сентябрь 2010 г……21
Заключение……………………………………………………………….............29
Список использованных источников……………………………………………31

Файлы: 1 файл

Начало курсовой работы.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

2. Дефляция (т. е. борьба  с инфляцией), которая нацелена на решение внутриэкономических задач, но в качестве побочного эффекта улучшается и состояние платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия — снижение объема производства, инвестиций и доходов — ведут к сокращению импорта и росту резервных мощностей для наращивания экспорта. Обычное для дефляции повышение учетной ставки влечет в страну краткосрочный капитал. Однако, есть и другой аспект дефляции: она уменьшает экспорт и увеличивает импорт, т. к. при дефляции повышается обменный курс национальной валюты, что увеличивает возможности импортеров. Для экспортеров же высокий курс их национальной валюты означает, что при обмене экспортной выручки они получают меньше национальной валюты, а это отнюдь не стимулирует к налаживанию экспорта.

3. Изменения обменного  курса, которые помогают государству  регулировать равновесие платежного  баланса, но при этом надо  учитывать, что эффект от ревальвации/девальвации  ослабляется эластичностью экспорта  и импорта, а также инерцией  внешнеторговых потоков. Поэтому различают кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений в обменном курсе на платежный баланс. Так, инерция внешнеторговых потоков часто приводит к тому, что в первые месяцы после сильного падения курса национальной валюты торговый баланс не меняется и даже может происходить его ухудшение. Ведь экспортерам нужно время, чтобы нарастить экспорт, а импортерам — время, чтобы сократить количество новых контрактов. Спустя некоторое время ситуация с торговым балансом обычно меняется: экспорт возрастает, а импорт сокращается.

4. Изменение учетной  ставки ЦБ, направленное на регулирование  валютного курса и платежного  баланса путем воздействия на  международное движение капитала, с одной стороны, и динамику  внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса — с другой. Например, при пассивном сальдо платежного баланса повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая ставка % и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса.

5. Диверсификация валютных  резервов — политика государства, банков, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых.

Таким образом государство  вырабатывает разнообразные способы воздействия на определенные статьи платежного баланса и на его состояние в целом.

К межгосударственным средствам  регулирования платежных балансов относятся:

согласование условий  экспортных кредитов;

двусторонние правительственные  кредиты, краткосрочные взаимные кредиты  ЦБ в национальных валютах по соглашениям «своп»:

кредиты международных  валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Таким образом, регулирование  платежного баланса значительно  усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.

Превышение актива ПБ над пассивом считается желательным, и эта сумма превышения называется излишком платёжного баланса, которая  поступает в официальный резервный  фонд иностранных валют. Превышение же пассива над активом в ПБ любой страны считается нежелательным, и эту сумму превышения называют дефицитом ПБ.

Основой дефицита ПБ является торговый дефицит (импорт больше экспорта товаров).

Причины, которые вызывают дефицит торгового баланса:

  • рост курса национальной валюты, и сокращение экспорта, так как отечественные товары становятся дороже импортных;
  • более высокие темпы роста экономики ведущих промышленно развитых стран, чем в данной стране. Их товары более конкурентоспособны, поэтому наш экспорт вытесняется с рынков других стран;
  • другие страны свернули закупки товаров данной страны.

Последствия торгового  и платёжного дефицита:

  • застой совокупного спроса в данной стране;
  • рост задолженности её перед другими государствами;
  • сильные колебания сальдо баланса текущих операций вызывают неблагоприятные для страны последствия. Так, резкое увеличение положительного сальдо создаёт базу для быстрого роста денежной массы в обращении и тем самым стимулирует инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает «обвальное» падение обменного курса национальной валюты, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны.

В рамках официального финансирования обычно в случае дефицита ПБ предпринимаются  следующие шаги:

  1. снятие денег из государственного валютного резерва;
  2. получение займа от зарубежных государств;
  3. получение займа от международных банков или МВФ.

В случае наличия излишков ПБ страны возможны следующие меры:

  1. излишек иностранной валюты добавляется к сумме, находящейся в государственном валютном резерве;
  2. предоставление суммы излишка в качестве займа другим государствам;
  3. выдача излишка в качестве займа международным банкам, и в первую очередь – МВФ.

Если же дефицит ПБ имеет место в течение продолжительного времени, то страна может использовать макроэкономические меры:

1  Ужесточение торговой политики, контроль над импортом (введение более высоких импортных пошлин, установление импортных квот, лицензирование импортных товаров, административные меры и т.д.), что ведет к сокращению импорта и выравниванию ПБ.

2  Сокращение бюджетного дефицита, что должно привести к снижению процентной ставки → снижению спроса на национальную валюту → к росту экспорта и к снижению импорта → к выравниванию внешнеторгового дефицита.

3  Воздействие на баланс капитала и финансовых операций путем повышения процентной ставки.

При повышении процентной ставки для инвестиций в данную страну условия становятся более привлекательными, так как появляется возможность получения сравнительно большей отдачи от инвестиций в данной стране. В связи с этим может произойти приток капитала в данную страну из-за рубежа.

4 Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. В этом случае покупательная способность национальной валюты по отношению к другим валютам снижается, в результате чего повышаются цены на импортные товары. Товары данной страны (экспорт) в условиях девальвации на мировом рынке становятся дешевле, так как расходы на их производство в стране остаются практически неизменными. Это может привести к тому, что экспорт товаров и услуг из страны повысится. Следовательно, с помощью девальвации национальной валюты можно снизить объём импорта и увеличить объёмы экспорта. Этот способ особенно умело используют США в торговле с Японией.   

Однако следует отметить, что чрезмерная девальвация может  привести и к общему повышению  цен в стране. Это связано с  тем, что сегодня государства  во многом зависят от импорта товаров  и услуг.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Платежный баланс Республики Беларусь

                                         3.1. Общие положения

В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь составление платежного баланса Республики Беларусь относится к основным функциям Национального банка Республики Беларусь (далее – Национальный банк). Платежный баланс Республики Беларусь входит в число информационных ресурсов, имеющих государственное значение, его разработка осуществляется на основании методических рекомендаций МВФ, содержащихся в пятом издании Руководства по платежному балансу (МВФ, Вашингтон, 1993 г.), других изданиях МВФ методологического характера.

Платежный баланс Республики Беларусь (далее – платежный баланс) – это статистический отчет, в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные о внешнеэкономической деятельности страны за определенный период времени. В платежном балансе фиксируются все операции между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами, связанные с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов, финансовых активов и обязательств. Хозяйственная единица (юридические лица и домашние хозяйства) считается резидентом Республики Беларусь, если, располагаясь на экономической территории страны, она имеет центр экономического интереса, ведет и намеревается продолжать хозяйственную деятельность или экономические операции в течение неопределенно долгого или определенного, но достаточно продолжительного (более одного года) времени.

В платежном балансе  регистрируются изменения в объеме активов и обязательств, которые  произошли в результате осуществления операций. К операциям платежного баланса относятся операции, как сопровождаемые фактическими платежами, так и не предполагающие денежных платежей. Счет текущих операций охватывает любые внешнеэкономические операции с экономическими ценностями (за исключением операций с финансовыми активами). К основным классификационным разделам данного счета относятся товары, услуги, доходы, текущие трансферты. Счет операций с капиталом и финансовых операций охватывает любые внешнеэкономические операции с капитальными трансфертами и финансовыми активами и обязательствами и состоит из двух счетов – счета операций с капиталом и финансового счета. Счет операций с капиталом состоит из капитальных трансфертов и приобретения (продажи) непроизведенных нефинансовых активов. Компоненты финансового счета классифицируются согласно типу инвестиций или выполняемой ими функциональной роли. Это прямые инвестиции, портфельные инвестиции, другие инвестиции и резервные активы.

Основным концептуальным принципом построения платежного баланса является принцип двойной записи, при котором каждая отражаемая в учете операция представляется двумя записями, имеющими одинаковое стоимостное выражение, но с противоположными знаками (по кредиту и дебету). В результате применения принципа двойной записи разница между суммой всех кредитовых и дебетовых записей должна равняться нулю. В том случае, когда происходит безвозмездное предоставление экономических ценностей (товаров, услуг или финансовых активов), для того чтобы отразить такую операцию в счетах дважды, в платежный баланс вводится особая статья «Трансферты». При оценке операций платежного баланса должны использоваться фактические рыночные цены. Время регистрации операций определяется на основе принципа начисления. Регистрация операций осуществляется в тот момент, когда экономическая стоимость создается, преобразуется, обменивается, передается или ликвидируется. Возникновение финансовых требований и обязательств связано с переходом права собственности на какие-либо ресурсы от одного участника внешнеэкономической операции к другому. Такой переход может быть оформлен юридически, а может предполагать фактическую передачу ресурсов или установление контроля над этими ресурсами другой стороной. Если переход права собственности неочевиден, считается, что он происходит в тот момент, когда оба участника операции делают соответствующие записи в своих бухгалтерских книгах или счетах. Платежный баланс для обеспечения международной сопоставимости рассчитывается в долларах США (далее – доллары). Для разработки Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь национальных счетов, потребностей Министерства экономики и Министерства финансов платежный баланс рассчитывается также в белорусских рублях. При оценке операций платежного баланса используется информация из разных источников, поступающая в разные сроки (приводить к неравенству стоимостных оценок операций по дебету и кредиту). Для устранения данного несоответствия вводится статья платежного баланса «Статистические расхождения», которая равна сальдо между суммами всех кредитовых и дебетовых записей с обратным знаком. Операции платежного баланса отражаются по следующим секторам экономики: сектор органов денежно-кредитного регулирования включает операции центрального банка, а также любые другие операции, обычно относимые к ведению центрального банка, но проводимые другими государственными учреждениями или коммерческими банками; сектор органов государственного управления включает все республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы Республики Беларусь, а также дипломатические и иные официальные представительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь; банковский сектор включает банки Республики Беларусь и небанковские кредитно- финансовые организации; другие секторы включают физические лица, юридические лица (их структурные подразделения), не указанные в других подпунктах настоящего пункта.

 

 

 

 

3.2.Платежный баланс Республики Беларусь за январь-сентябрь 2010 года

Стандартное представление  платежного баланса описывает в  соответствии со стандартной классификацией операций потоки товаров, услуг, доходов, текущих и капитальных трансфертов  и движение финансовых ресурсов в  страну и за границу. В аналитическом представлении (приложениеА) платежного баланса определяется его общее сальдо, равное сложившемуся изменению официальных международных резервных активов страны. Аналитическое представление получается из стандартного представления путем выделения из финансового счета платежного баланса операций, связанных с изменением официальных резервных активов РБ.

Счет текущих  операций. Дефицит счета текущих операций платежного баланса, подавляющую долю которого формирует внешняя торговля товарами, за январь–сентябрь 2010 г. увеличился на 22,6 % и составил 5 371,7 млн. долларов США (13,7 % ВВП).

 

На рисунке 1 наглядно изобразим структуру счета текущих операций ( в % к ВВП) за январь-сентябрь 2006-2010 годов                                                                            


Примечание-Источник [19, с11, рисунок1 ]

Внешняя торговля товарами и услугами. Внешнеторговый оборот товаров и услуг за январь–сентябрь 2010 г. составил 46 095 млн. долларов и увеличился по сравнению с январем–сентябрем 2009 г. на 18,4 %. Экспорт товаров и услуг составил 20 864,9 млн. долларов (53,2 % ВВП) и вырос на 18,6 %. Импорт товаров и услуг увеличился на 18,3 % и сложился в размере 25 230,1 млн. долларов (64,3 % ВВП). Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами сформировалось в размере 4 365,2 млн. долларов (11,1 % ВВП). В январе–сентябре 2009 г. дефицит составлял 3 725,9 млн. долларов (10,4 % ВВП).

Товары. Оборот внешней торговли товарами составил 40 833,6 млн. долларов и вырос на 16,9 %. Из него 23 733 млн. долларов (58,1 % внешнеторгового оборота) пришлось на страны СНГ, в том числе на Российскую Федерацию – 19 481,1 млн. долларов (47,7 %); на страны вне СНГ – 17 100,6 млн. долларов (41,9 %), в том числе на страны Европейского Союза (далее ЕС) – 9 659,6 млн. долларов (23,7 %). Сальдо внешней торговли товарами за январь–сентябрь 2010 г. сформировалось отрицательным в размере 5 640,8 млн. долларов (14,4 % ВВП) и было вызвано как дефицитом внешней торговли товарами со странами СНГ (4 413,2 млн. долларов), так и отрицательным торговым балансом со странами вне СНГ (1 227,6 млн. долларов).

Экспорт товаров составил 17 596,4 млн. долларов (44,8 % ВВП), что на 2 535,3 млн. долларов (на 16,8 %) выше аналогичного показателя за январь сентябрь 2009 г. Физический объем экспорта сократился на 0,7 % при росте средних цен на 17,6 %. Основными видами экспортируемых Республикой Беларусь товаров являлись: нефтепродукты, экспорт которых составил 4 166,7 млн. долларов, калийные удобрения – 1 722,4 млн. долларов, автомобили грузовые – 577,2 млн. долларов, тракторы, включая седельные тягачи – 542,5 млн. долларов, сыры и творог – 408 млн. долларов  и молоко и сливки сгущенные и сухие 386,4 млн. долларов.

Информация о работе Платежный баланс