Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:55, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение планирования и распределения прибыли предприятия, закрепление и расширение теоретических знаний по планированию прибыли, приобретение навыков и опыта научно-исследовательской и практической работы в области внутрифирменного планирования.
Для достижения поставленной цели, в работе решается ряд взаимосвязанных задач:
рассмотреть теоретические основы планирования прибыли предприятия;
проанализировать планирование прибыли на объекте исследования;
дать рекомендации по совершенствованию процесса планирования прибыли.
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «ЭСКОРТ».
Предметом исследования выступает система и процессы планирования прибыли.
Теоретической основой при написании работы послужили труды Алексеевой М.М., А.П. Градовой, Горемыкина В. А. и др.
Введение 3
1 Теоретические основы планирования прибыли предприятия 5
1.1 Прибыль и ее роль в рыночной экономике 5
1.2 Методы планирования прибыли 5
1.3 Распределение и использование прибыли на предприятии. 6
2 Планирование прибыли и рентабельности на объекте исследования на базе ОАО «ЭЛЬДОРАДО» 8
2.1 Краткая характеристика предприятия 8
2.2 Анализ использования прибыли предприятия и факторов, влияющих на величину прибыли 9
3 Рекомендации по совершенствованию процесса планирования прибыли и рентабельности на ОАО «ЭЛЬДОРАДО» 19
3.1 Оптимизация факторного анализа прибыли как направления финансового оздоровления ОАО «ЭЛЬДОРАДО» 19
3.2 Влияние на прибыль качества произведенной продукции 22
Заключение 28
Приложение 31
Рб
= Рр ± Рф ± Рвн (1)
где Рб — балансовая прибыль или убыток;
Рр — результат (прибыль или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
Рф — результат от финансовой деятельности;
Рвн — сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций.
Результат
от реализации продукции (работ, услуг)
определяется следующим расчетом:
Рр
= Np – Snp – Snep (2)
где Np — выручка от реализации продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без
НДС, акцизов и других аналогичных налогов и сборов;
Snp
— себестоимость (
Snep
— расходы периода (
Исходным моментом в расчетах показателей прибыли являются оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому его финансовое подразделение должно ежедневно и оперативно контролировать процесс отгрузки, реализации и оплаты продукции (товаров, работ, услуг).
Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия служит принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли (рис. 1) по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» (приложение). Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения. На объекте исследования чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия. За счет чистой прибыли создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала. В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль. Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
Анализ распределения и использования прибыли проводится в следующем порядке:
Рассмотрим
на примере ОАО «ЭЛЬДОРАДО» анализ
распределения и исп
ользования прибыли.
Рисунок
- 1 Схема распределения чистой прибыли
Анализируя распределение чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является: 1) чистая прибыль, 2) коэффициент отчислений прибыли.
Таблица 1 - Данные об использовании чистой прибыли, тыс. руб.
Показатель | 2009 год | 2010 год | Отклонения (+, -) |
1. Чистая прибыль | 47334 | 34936 | - 12398 |
2. Распределение чистой прибыли: | |||
в фонд накопления | 10000 | 10000 | 0 |
в фонд потребления | 32660,46 | 19214,80 | - 13445,66 |
в фонд социальной сферы | 4733,40 | 5939,12 | + 1205,72 |
3. Доля в чистой прибыли, % | |||
фонда накопления | 21 % | 28 % | + 7 % |
фонда потребления | 69 % | 55 % | - 14 % |
в фонд социальной сферы | 10 % | 17 % | + 7 % |
Рассмотрим в таблице 3 влияние факторов – суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли на отчисления в фонды.
Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле [21, c.134]:
ΔФн (П) = ΔПч ∙ К0
где ΔФн (П) - приращение фонда накопления (потребления) за счет изменения чистой прибыли;
ΔПч – приращение суммы чистой прибыли;
К0 – коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.
Для этого сокращение отчислений за счет каждого фактора умножаем на базисный коэффициент отчислений в соответствующий фонд.
ΔФн (П) = -12398 тыс. руб. * 21 % = -2603,58 тыс. руб. – фонд накопления
ΔФп (П) = -12398 тыс. руб. * 69 % = -8554,62 тыс. руб. – фонд потребления
ΔФс (П) = -12398 тыс. руб. * 10 % = -1239,80 тыс. руб. – фонд соц. сферы
На размер отчислений в фонды оказывают влияние и изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли. Уровень его влияния рассчитывается по формуле [21, c.135]:
ΔФн (К) = (К1 – К0 )· Пч1
где, ΔФн (К) – приращение фонда потребления (накопления) от изменения коэффициента отчислений;
К1 , К0 – фактический и базисный коэффициенты отчислений в фонды потребления (накопления);
Пч1 – чистая прибыль за отчетный период.
ΔФн (К) = (0,28-0,21) * 34936 тыс. руб. = 2445,52 тыс. руб. – фонд потребления
ΔФн (К) = (0,55-0,69) * 34936 тыс. руб. = - 4891,04 тыс. руб. – фонд накопления
ΔФн
(К) = (0,17-0,10) * 34936 тыс. руб. = 2445,52 тыс. руб.
– фонд соц. сферы
Таблица 3 - Расчет влияния факторов (суммы чистой прибыли и коэффициента отчисления) на размер отчислений в фонды предприятия.
Вид фонда | Сумма распределяемой прибыли, тыс. руб. | Доля
отчислений,
% |
Сумма отчислений, тыс. руб. | Откл. | Отклонение
в том числе за счет | ||||
2009 | 2010 | 2009 | 2010 | 2009 | 2010 | ЧП | Котч | ||
ФН | 47334 | 34936 | 21% | 28% | 10000 | 10000 | 0 | - 2603,58 | 2445,52 |
ФП | 47334 | 34936 | 69% | 55% | 32660,46 | 19214,8 | - 13445,66 | - 8554,62 | - 4891,04 |
ФСС | 47334 | 34936 | 10% | 17% | 4733,4 | 5939,12 | + 1205,72 | - 1239,80 | 2445,52 |
Из приведенных расчетов следует, что на увеличение удельного веса суммы отчислений в фонд накопления повлияло увеличение коэффициента отчислений на 2445,52 тыс. руб., а за счет влияния чистой прибыли отчисления в фонд накопления уменьшились на 2603,58 тыс. руб.
Изменения отчислений в фонд потребления уменьшились за счет влияния чистой прибыли на 8554,62 тыс. руб. и за счет коэффициента на 4891,04 тыс. руб.
Изменения отчислений в фонд социальной сферы увеличились за счет влияния коэффициента на 2445,52 тыс. руб., а за счет влияния чистой прибыли уменьшились на 1239,80 тыс. руб.
Соотношение использования прибыли на накопление и потребление оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.
Верхнюю границу потенциального развития предприятия определяет рентабельность собственных средств, которая показывает эффективность использования собственного капитала.
Рентабельность
собственных средств можно
Rcс
= (Чистая прибыль / Собственный
капитал ) * 100 %
Таблица 4 - Расчет динамики рентабельности собственного капитала
Рентабельность собственного капитала 2009 г, % | Рентабельность собственного капитала 2010 г, % | Отклонение, % |
47334 / 669926 * 100% = 7,1 | 34936 / 669486 * 100% = 5,2 | - 1,9 |
Из таблицы видно, что рентабельность собственного капитала уменьшилась, по сравнению с прошлым годом на 1,9 %.
Рентабельность собственных средств показывает эффективность использования собственного капитала, указывает на величину прибыли полученной с каждого рубля, вложенного в предприятия, собственниками.
Для достижения высоких темпов роста оборота нужно повышать возможности увеличения рентабельности собственных средств.
Отношение фонда накопления к величине собственного капитала определяет внутренние темпы роста, то есть темпы увеличения активов [20, c.126].
Rcc= Фн / СК
где Фн – фонд накопления,
СК
- собственный капитал.
Таблица 5 - Расчет динамики темпов увеличения активов
Темп увеличения активов 2009 г. | Темп увеличения активов 2010 г. | Отклонение |
10000 / 669926 = 0,02 | 10000 / 669486 = 0,02 | 0 |
Внутренние темпы роста, то есть темпы увеличения активов, остались без изменения. Отношение фонда потребления к размеру собственного капитала составляет уровень потребления [20, c.126].
Rcc= Фп / СК
где Фп – фонд потребления ,
СК – собственный капитал.
Таблица 2.12 - Расчет динамики уровня потребления
Уровень потребления 2009 г. | Уровень потребления 2010 г. | Отклонение |
32660,46 / 669926 = 0,05 | 19214,8 / 669486 = 0,03 | - 0,02 |
Уровень потребления снизился на 0,02 пункта.
Изменения отчислений в фонд потребления уменьшились за счет влияния чистой прибыли на 8554,62 тыс. руб. и за счет коэффициента на 4891,04 тыс. руб.
Изменения отчислений в фонд социальной сферы увеличились за счет влияния коэффициента на 2445,52 тыс. руб., а за счет влияния чистой прибыли уменьшились на 1239,80 тыс. руб.
Однако недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.
Характеристика показателей прибыльности предприятия будет неполной без факторного анализа рентабельности.
По данным «Отчета о прибылях и убытках» можно проанализировать динамику рентабельности продаж, рентабельность отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.
Рентабельность продаж (R) – это соотношение суммы прибыли от реализации к объему реализованной продукции [25, c.131]: