Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:00, курсовая работа

Краткое описание

Анализ зарубежной и отечественной практики хозяйствования показывает, что рыночные механизмы регулирования экономики не отвергают идею планирования. Скорее, наоборот, в условиях нестабильности рыночной конъюнктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия, место и роль планирования возрастают. Любое хозяйственное решение, принимаемо в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования, как будущего результата, так и условий его реализации, что можно осуществить только с помощь средств и методов планирования .

Оглавление

Введение
1. Цели и задачи планирования продаж…………………………………………4
2. Составление производственной программы…………………………………………….9
3. Планирование объема производства…………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………16
Литература……………………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

планирование на предприятии.docx

— 151.85 Кб (Скачать)

     Планирование  новых видов деятельности, как  правило, связано с наибольшим риском. Минимизировать риск при планировании портфеля продукции могут следующие  меры [9]:

  • нельзя приступать к изготовлению продукции при отсутствии предварительного договора на поставку. Процесс создания продукции без заказа может охватывать: техническую подготовку производства; создание необходимых производственных мощностей; подготовку кадров; поиск поставщиков материалов, комплектующих изделий, необходимых для выпуска продукции; обоснование себестоимости, цены и выгодного объема производства продукции;
  • применение конструкторских решений, основанных на унификации и стандартизации изделий. Унификация и стандартизация конструкций позволяет при отказе потребителя от изделия перейти на выпуск другого изделия, используя при этом изготовленные детали и сборочные единицы для невостребованного изделия;
  • поиск альтернативных рынков сбыта, пусть даже с меньшей выгодой. Важно не допустить затоваривания складов готовой продукции;
  • наличие конкурентных преимуществ продукции. Незначительные преимущества позволят предприятию удержаться с минимальными издержками на освоенном рынке. Значительные преимущества, требуют больших издержек, но позволяют выйти на новые рынки, освоенные конкурентами;
  • наличие эффективной системы маркетинга, рекламной политики;
  • строгое соблюдение договорной дисциплины как по отношению к поставщикам, так и к клиентам.

     Процесс обоснования решений по объему продаж можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между  собой прямые и обратные связи. С  информационной точки зрения в процессе обоснования объема продаж происходит уменьшение неопределенности информации о потребностях покупателей и  клиентов.

     На  схеме 1 представлен процесс обоснования  объема продаж, который позволяет  структурно упорядочить процесс  принятия планового решения, определить его информационную модель и организовать эффективную обработку плановой информации.

     В процессе обоснования объема продаж выделяют следующие пять этапов: исследование конъюнктуры рынка; планирование ассортимента; оценка конкурентоспособности; планирование цены; прогнозирование величины продаж.

     

     Схема 1. Технологическая схема планирования объема продаж 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Составление производственной программы

       Производственная  программа предприятия - (объединения) представляет собой систему плановых заданий по выпуску продукции, установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения потребности народного хозяйства.

       При формировании производственной программы  определяется состав полуфабрикатов, которые будут изготовляться  самим предприятием и которые оно будет получать в порядке кооперирования производства от других, а также полуфабрикатов, которые предприятие будет производить в порядке кооперирования для смежных организаций.

       При разработке программы предусматривается  улучшение использования производственной мощности с учетом возможности ее рационального расширения и специализации  производства.

       Наконец, предусматривается распределение  производства продукции по отдельным календарным периодам в соответствии со сроками ее поставки по хозяйственным договорам с покупателями. Определяющим фактором календарного распределения выпуска продукции является длительность производственного цикла ее изготовления и состояние подготовки производства. Реальность устанавливаемых сроков обеспечивается планированием подготовки производства, изготовления полуфабрикатов в заготовительных и обрабатывающих цехах, а также установлением сроков (составлением графиков)' получения продукции от других предприятий в порядке кооперирования.

       Планирование  кооперирования производства.

       При составлении производственной программы  предприятия и цехов решаются вопросы внутризаводского и межзаводского  кооперирования производства. К ним относятся передача производства отдельных деталей, узлов и отдельных видов продукции на другие заводы и фабрики, определение избыточных производственных мощностей на данном предприятии для использования их в порядке кооперирования производства на сторону и т. п.

       Планирование, производства оказывает большое  влияние на организацию согласованной  работы кооперированных цехов и  участков путем достижения: а) максимального сокращения номенклатуры изготовляемой на каждом участке и в каждом цехе продукции; б) соответствия планируемой к изготовлению продукции наличным производственным мощностям; в) технологической однородности изготовляемой продукции. Этим обеспечивается слаженная работа цехов и участков и предупреждается возникновение «узких мест».

       Для кооперирования цехов и участков большое значение имеет организация  комплектного выпуска продукции  цехами. Изготовление и подача цехами-изготовителями целых комплектов деталей обеспечивает бесперебойную работу цехов-потребителей при минимальных размерах незавершенного производства.

       Для выявления потребности предприятия  в полуфабрикатах со стороны и  возможности поставки им полуфабрикатов на сторону разрабатывается баланс полуфабрикатов. Этот баланс служит основой разработки плана межзаводского кооперирования производства, который составляется конкретно по отдельным изделиям, поставщикам и потребителям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Планирование объема производства

       Прежде  чем приступить к разработке плана  производства, проводится анализ выполнения производственной программы за предшествующий период. Это необходимо для определения  исходного уровня производства и выявления резервов.

       Анализ  начинается с проверки выполнения производственной программы по объему и составу. Каждое предприятие обязано выполнять план выпуска продукции в заданной номенклатуре. Невыполнение плана по номенклатуре может означать задержку или даже срыв выполнения плана других предприятий или несвоевременное удовлетворение нужд потребителей. Поэтому продукция, изготовленная не по плановому ассортименту и не по плановым договорам поставки, при анализе выполнения плана не засчитывается. Для оценки выполнения плана по ассортименту в отчет о выполнении плана засчитывается фактический выпуск изделий по каждому наименованию, но в пределах не выше 100% планового задания.

       Затем анализируется выполнение задания  по освоению производства новой продукции. Выявление степени выполнения этого задания имеет большое значение для оценки осуществления технического прогресса в промышленности, улучшения удовлетворения растущих потребностей социалистического общества и, кроме того, для установления размера отчислений от прибыли в фонд материального поощрения, полагающегося коллективу предприятия в зависимости от удельного веса новой продукции в общем ее выпуске.

       Одним из важных элементов анализа выполнения плана по выпуску продукции является проверка выполнения задания по соблюдению производственного профиля предприятия. Значение этого раздела анализа заключается в том, что приближение выпускаемой продукции к производственному профилю завода способствует, как правило, увеличению выпуска продукции, улучшению ее качества, снижению себестоимости и т. п., т. е. улучшению количественных и качественных показателей работы предприятия.

       Необходимым элементом анализа выполнения плана  по выпуску продукции является также изучение равномерности выпуска продукции .

       Определение объема выпуска продукции.

       При разработке плана производства продукции  устанавливают номенклатуру продукции  и ее количество по каждому виду, которая может быть изготовлена предприятием исходя из потребностей народного хозяйства, рациональной специализации предприятия и имеющихся производственных мощностей. При этом учитываются централизованные задания, систематизированные плановые заявки и портфель заказов предприятия, обязывающие его поставить в установленные сроки определенное количество продукции различным потребителям - заказчикам этой продукции. В объем производства включается также стоимость работ по оказанию услуг па сторону, по производству изделий культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода и т, д.

       Товарная  продукция в натуральном выражении  служит, основой для определения  уровня специализации предприятия  и расчетов себестоимости, рентабельности, размера накоплений и других финансовых показателей деятельности предприятия.

       Планирование  товарной продукции заключается  в определении размеров планового  выпуска товарной продукции в  натуральном выражении и действующих  оптовых ценах предприятия (без  налога с оборота.)

       Методика  расчета объема товарной продукции  является общей для всех отраслей промышленности. Планирование валовой  продукции как расчетного показателя предусматривает планирование прироста (убыли) полуфабрикатов своего производства, а также спец инструментов, штампов, опок, моделей и приспособлений. На предприятиях машиностроения' производства металлоконструкций и ремонтных  заводах оно включает в себя кроме перечисленного и планирование прироста (убыли) незавершенного производства (по всем видам промышленной продукции этих предприятий) в случаях, указанных выше.

          Определение планового остатка незавершенного производства и полуфабрикатов.

       Остатки полуфабрикатов и незавершенного производства планируются с целью:

       1) обеспечить бесперебойный ход  производственного процесса. Отсюда  вытекает необходимость иметь  остаток незавершенного производства  в отдельных фазах производственного  цикла- в процессе изготовления  продукции на рабочих местах, в транспортировке между ними, техническом контроле, межоперационном пролеживании. Такой остаток незавершенного производства называется цикловым или нормальным заделом;

       2) обеспечить ликвидацию несопряженности  в производительности отдельных участков внутри цеха; это обусловливает необходимость иметь остаток незавершенного производства в обороте между участками с различной производительностью; такой остаток незавершенного производства называют оборотным заделом. Характерной чертой оборотного задела является его периодическое образование, расходование и последующее восстановление; ликвидация песопряженности отдельных цехов достигается созданием межцеховых остатков полуфабрикатов;

       3) обеспечить ликвидацию последствий  непредусмотренного выхода из строя отдельных производственных участков или появления брака на какой-либо из стадий производства; это вызывает необходимость иметь минимальный остаток незавершенного производства, который гарантирует предприятие от перерывов в.производстве продукции вследствие указанных причин; такой остаток незавершенного производства называют гарантийным или страховым.

       Расчет  валовой продукции в общем  виде может быть представлен следующими формулами:

       а)  по выпуску продукции

       Вцех=Зцех+-Инзп+Пвз

       где Вцех- выпуск продукции данного це.ха; Зцех- план запуска в производство в данном цехе; Инзп- изменение остатка  незавершенного производства в цехе; Пвз- потребность в полуфабрикатах на внутризаводские нужды;

       б)   по запуску в производство

       Зцех=Зп.цех+-Инзп+Пвз

       Размер  незавершенного производства при всех обстоятельствах определяется двумя, моментами: длительностью производственного цикла и средним размером выпуска продукции в единицу времени (месяц, сутки, смену, час, минуту).

       Если  обозначить сумму остатка незавершенного производства через Онзп а сумму  выпуска продукции за сутки через  Вс, то средняя длительность производственного цикла изготовления продукции Тц равняется Онзп/Вс, Коэффициент оборачиваемости незавершенного производства Коб равен выпуску продукции В, деленному на сумму незавершенного производства. При этом, если

       Bc=B/360, то Tц=Онзп*360/B

       Учитывая  что Коб=И/Онзп

       Получаем, что Тц=360/Коб  или  Коб=360/Тц

Информация о работе Планирование на предприятии