Планирование и прогнозирование в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 07:59, контрольная работа

Краткое описание

Социально-экономическое прогнозирование является одним из важнейших направлений общественного разлития. Это процесс разработки прогнозов, основанный на научных методах познания социально-экономических явлении и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики.

Оглавление

1 Важнейшие принципы социально-экономического прогнозирования 3
2 Директивное планирование: содержание и процедуры 5
3 Прогнозирование инвестиционных процессов 8
Задача 15
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

контр прогнозирование и планирование.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

       Индикативное  планирование является наиболее приемлемой для условий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер.

       Стратегическое  планирование (как искусство руководства; как общий план ведения работы, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития), как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития государства. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить социальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.

       Основная  цель стратегического планирования - обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития.

       Таким образом, в переходный период суть макроэкономического планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств и возможностей, для их реального достижения.  Применительно к рыночно экономике, на это указывал К.Ландауэр в книге «Теория национального экономического планирования», плановые учреждения должны анализировать, как предполагаемые изменения в производственном процессе повлияют на доходы разных групп населения и какова будет реакций потребителей на изменение в снабжении и доходах [9, с. 438].

       Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и поддержание  сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующих плановых документах (планах).

       Капитал, особенно крупный, не менее заинтересован  в сотрудничестве с государством на плановых началах, так как государство обеспечивает развитие производственной и социальной инфраструктуры, ограничивает негативные стороны рынка, помогает в продвижении продукции на мировой рынок. Сейчас около 70 ведущих компаний производят почти 50% промышленной продукции, а на 200 предприятий и корпораций приходится более 60% промышленной продукции [6, с.38]. Это создает предпосылки для согласования намерений государства и лидеров экономики по перспективам развития и по тактике реформ в рамках общенационального плана.

       По  периоду действия выделяют долгосрочные планы (разрабатываемые на десять и  более лет), среднесрочные (продолжительностью, как правило, от трех до пяти лет) и текущие (годовые) планы. В практической деятельности используются различные виды плановых документов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения стратегических целей и тактических задач, разноудаленных по времени.

       Одним из примеров текущих макроэкономических планов является государственный бюджет, утверждаемый ежегодно Государственной  Думой и представляющий собой план расходов и доходов государства в предстоящем году. Прогноз и план- не одно и то же, что особенно очевидно на примере планирования государственного бюджета. Прогноз констатирует вероятность события, явления. Прогнозирование позволяет выявить состояние среды, вероятность достижения целей в условиях неопределенности. Прогноз в больше степени имеет информационный характер. План отражает сугубо определенные, детерминированные условия. Планирование имеет функциональны характер; ему предшествует обоснование целей, выделяемых ресурсов, точных норм. План имеет не познавательное и рекомендательное значение, а обязательное, директивное.

       Вне зависимости от уровня и направления  воздействия процесс управления любой системой может быть разделен на отдельные этапы, представленные и характеризуемые определенным видом управленческой деятельности. Условная последовательность осуществления управленческих действий отражена на рис. 3.1.  

Рисунок 3.1 - Последовательность этапов процесса управления  [1, с.234] 

       Данные  этапы можно выделить в деятельности органов государственной власти по составлению и рассмотрению проекта бюджета, его утверждению и исполнению, а также контролю за исполнением, как и в любом другом процессе управления.

       Планирование  и прогнозирование выступают  необходимыми компонентами научно обоснованного бюджетного процесса, без которых действия государства будут носить преимущественно характер реагирования на изменение в экономике и общественной жизни. В случае, когда планирование и прогнозирование являются неотъемлемыми этапами процесса составления бюджета, реализация политики государства становится более эффективной, появляется возможность рассматривать и оценивать альтернативные варианты достижения экономических и социальных целей.

       Федеральным законом РФ от 20 июля 1995г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (в ред. от 09.07.1999 № 159-ФЗ) определены временные рамки процессов планирования и прогнозирования. Выделяются три вида прогнозирования: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное. Долгосрочные прогнозы разрабатываются раз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке концепций социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу, т.е. на период от трех до пяти лет при условии внесения ежегодных корректив. Краткосрочные прогнозы составляются на финансовый год.

       В соответствии с упомянутым законом можно определить и временные рамки процесса планирования доходов бюджета. Под краткосрочным планированием доходов бюджетов всех уровней понимается оценка бюджетных поступлений в расчете на год. Установленная величина доходов законодательно утверждается в рамках бюджета в целом. В процессе исполнения бюджета оценивается и анализируется фактическое исполнение доходов текущего периода, что отражается в оперативном планировании доходов. Для контроля за ходом поступления доходов в бюджет разрабатываются квартальные, месячные, десяти и пятидневные планы, которые не изменяют показателей ранее составленного прогноза доходов бюджета, утвержденного в качестве закона, а конкретизируют их. Таким образом, качество оперативного и краткосрочного планирования доходов в значительной степени предопределяет полноту и своевременность исполнения бюджетов всех уровней.

       Последовательность  этапов планирования доходов бюджета  представляет собой единую систему управленческих действий на текущий период и перспективу, тогда как составление краткосрочных планов без тщательной проработки стратегии развития экономической системы в целом может привести к разрыву между бюджетными заданиями и величиной реально поступивших бюджетных доходов. В результате возникает необходимость в перспективном планировании, основанном на результатах анализа отчетных и аналитических данных, получаемых в ходе исполнения текущих обязательств.

       Перспективное планирование предполагает проведение предварительной оценки поступления доходов при условии следования выбранной концепции развития экономики на средне- и долгосрочную перспективу. Разработка прогнозов на среднесрочную перспективу включает в себя расчет объемов бюджетных поступлений территории, Исходя из показателей, характеризующих темпы роста экономики региона, состояние его экономического потенциала, эффективность использования территориальной собственности, потребность регионов в дополнительных ресурсах. В связи с неустойчивостью экономических процессов в России долгосрочное планирование доходов бюджета (на срок до десяти лет) не получило достаточно полного развития и является, как правило, частью процесса составления социально-экономического прогноза на долгосрочную перспективу, разрабатываемого в основном на федеральном уровне Министерством экономического развития и торговли РФ. 
 

 

        Задача 

       На  основе данных межотраслевого баланса  составить прогноз объема валовой  продукции по каждой отрасли при  условии, что объем конечного  спроса по первой отрасли в прогнозном периоде увеличится на 10 %, по второй – на 6 %, по третьей – на 4 %. 

       Межотраслевой баланс за отчетный период 

  1-я отрасль 2-я отрасль 3-я отрасль Yi Xi
1-я отрасль 32,4 12 13,6 45 103
2-я  отрасль 20 12 0 20 52
3-я  отрасль 12,6 7 9,4 18 47
Zj 38 21 24    
Xj 103 52 47    
 

       где Xi, Xj – объем валовой продукции по отрасли; Zj – объем добавленной стоимости; Yi – объем конечного спроса.

       Матрица коэффициентов полных материальных затрат

       В =  

       Решение:

       Рассчитаем  объем конечного спроса в каждой отрасли в прогнозном периоде:

       Y1´ = 45*1.1 = 49,5

       Y2´ = 20*1,06 = 21,2

       Y3´ = 18*1,04 = 18,72

       Прогноз объема валовой продукции по каждой отрасли получим, умножив матрицу  коэффициентов полных материальных затрат на прогнозный конечный спрос (Yi´) по правилу умножения матриц:

       Xi´= Yi´*B 

         

       Таким образом, объем валовой продукции  по первой отрасли составит 112,17 ед., по второй - 55,73 ед., по третьей - 49,68 ед. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованных источников

 
       
  1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. Врублевской О.В., М.В. Романовского. - М.:Юрайт-Издат, 2009. - 838с.
  2. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 550с.
  3. Годин А.М. и др. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: «Дашков и К», 2009.-752с.
  4. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. - 2001. - № 9. - С.15-27.
  5. Кулешов В., Маршак В. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического роста // Вопросы экономики. - 2002. - № 11. - С.31-45.
  6. Морозова Т.Г. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 318с.
  7. Организация производства: Учебник для вузов / Под ред. О..Г. Туровца. - М.: Экономика и Финансы, 2010. - 452с.
  8. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2006. - 176с.
  9. Экономическая теория / Под ред. АИ. Добрынина. - СПб.: «Питер», 2010. - 544с.

Информация о работе Планирование и прогнозирование в условиях рынка