Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 07:59, контрольная работа
Социально-экономическое прогнозирование является одним из важнейших направлений общественного разлития. Это процесс разработки прогнозов, основанный на научных методах познания социально-экономических явлении и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики.
1 Важнейшие принципы социально-экономического прогнозирования 3
2 Директивное планирование: содержание и процедуры 5
3 Прогнозирование инвестиционных процессов 8
Задача 15
Список использованных источников 17
Индикативное планирование является наиболее приемлемой для условий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер.
Стратегическое планирование (как искусство руководства; как общий план ведения работы, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития), как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития государства. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить социальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.
Основная цель стратегического планирования - обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития.
Таким образом, в переходный период суть макроэкономического планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств и возможностей, для их реального достижения. Применительно к рыночно экономике, на это указывал К.Ландауэр в книге «Теория национального экономического планирования», плановые учреждения должны анализировать, как предполагаемые изменения в производственном процессе повлияют на доходы разных групп населения и какова будет реакций потребителей на изменение в снабжении и доходах [9, с. 438].
Общегосударственное
планирование направлено на увязку всех
факторов производства и поддержание
сбалансированности натурально-вещественных
и финансово-стоимостных
Капитал, особенно крупный, не менее заинтересован в сотрудничестве с государством на плановых началах, так как государство обеспечивает развитие производственной и социальной инфраструктуры, ограничивает негативные стороны рынка, помогает в продвижении продукции на мировой рынок. Сейчас около 70 ведущих компаний производят почти 50% промышленной продукции, а на 200 предприятий и корпораций приходится более 60% промышленной продукции [6, с.38]. Это создает предпосылки для согласования намерений государства и лидеров экономики по перспективам развития и по тактике реформ в рамках общенационального плана.
По периоду действия выделяют долгосрочные планы (разрабатываемые на десять и более лет), среднесрочные (продолжительностью, как правило, от трех до пяти лет) и текущие (годовые) планы. В практической деятельности используются различные виды плановых документов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения стратегических целей и тактических задач, разноудаленных по времени.
Одним из примеров текущих макроэкономических планов является государственный бюджет, утверждаемый ежегодно Государственной Думой и представляющий собой план расходов и доходов государства в предстоящем году. Прогноз и план- не одно и то же, что особенно очевидно на примере планирования государственного бюджета. Прогноз констатирует вероятность события, явления. Прогнозирование позволяет выявить состояние среды, вероятность достижения целей в условиях неопределенности. Прогноз в больше степени имеет информационный характер. План отражает сугубо определенные, детерминированные условия. Планирование имеет функциональны характер; ему предшествует обоснование целей, выделяемых ресурсов, точных норм. План имеет не познавательное и рекомендательное значение, а обязательное, директивное.
Вне
зависимости от уровня и направления
воздействия процесс управления
любой системой может быть разделен на
отдельные этапы, представленные и характеризуемые
определенным видом управленческой деятельности.
Условная последовательность осуществления
управленческих действий отражена на
рис. 3.1.
Рисунок
3.1 - Последовательность этапов процесса
управления [1, с.234]
Данные этапы можно выделить в деятельности органов государственной власти по составлению и рассмотрению проекта бюджета, его утверждению и исполнению, а также контролю за исполнением, как и в любом другом процессе управления.
Планирование и прогнозирование выступают необходимыми компонентами научно обоснованного бюджетного процесса, без которых действия государства будут носить преимущественно характер реагирования на изменение в экономике и общественной жизни. В случае, когда планирование и прогнозирование являются неотъемлемыми этапами процесса составления бюджета, реализация политики государства становится более эффективной, появляется возможность рассматривать и оценивать альтернативные варианты достижения экономических и социальных целей.
Федеральным законом РФ от 20 июля 1995г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (в ред. от 09.07.1999 № 159-ФЗ) определены временные рамки процессов планирования и прогнозирования. Выделяются три вида прогнозирования: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное. Долгосрочные прогнозы разрабатываются раз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке концепций социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу, т.е. на период от трех до пяти лет при условии внесения ежегодных корректив. Краткосрочные прогнозы составляются на финансовый год.
В соответствии с упомянутым законом можно определить и временные рамки процесса планирования доходов бюджета. Под краткосрочным планированием доходов бюджетов всех уровней понимается оценка бюджетных поступлений в расчете на год. Установленная величина доходов законодательно утверждается в рамках бюджета в целом. В процессе исполнения бюджета оценивается и анализируется фактическое исполнение доходов текущего периода, что отражается в оперативном планировании доходов. Для контроля за ходом поступления доходов в бюджет разрабатываются квартальные, месячные, десяти и пятидневные планы, которые не изменяют показателей ранее составленного прогноза доходов бюджета, утвержденного в качестве закона, а конкретизируют их. Таким образом, качество оперативного и краткосрочного планирования доходов в значительной степени предопределяет полноту и своевременность исполнения бюджетов всех уровней.
Последовательность этапов планирования доходов бюджета представляет собой единую систему управленческих действий на текущий период и перспективу, тогда как составление краткосрочных планов без тщательной проработки стратегии развития экономической системы в целом может привести к разрыву между бюджетными заданиями и величиной реально поступивших бюджетных доходов. В результате возникает необходимость в перспективном планировании, основанном на результатах анализа отчетных и аналитических данных, получаемых в ходе исполнения текущих обязательств.
Перспективное
планирование предполагает проведение
предварительной оценки поступления доходов
при условии следования выбранной концепции
развития экономики на средне- и долгосрочную
перспективу. Разработка прогнозов на
среднесрочную перспективу включает в
себя расчет объемов бюджетных поступлений
территории, Исходя из показателей, характеризующих
темпы роста экономики региона, состояние
его экономического потенциала, эффективность
использования территориальной собственности,
потребность регионов в дополнительных
ресурсах. В связи с неустойчивостью экономических
процессов в России долгосрочное планирование
доходов бюджета (на срок до десяти лет)
не получило достаточно полного развития
и является, как правило, частью процесса
составления социально-экономического
прогноза на долгосрочную перспективу,
разрабатываемого в основном на федеральном
уровне Министерством экономического
развития и торговли РФ.
Задача
На
основе данных межотраслевого баланса
составить прогноз объема валовой
продукции по каждой отрасли при
условии, что объем конечного
спроса по первой отрасли в прогнозном
периоде увеличится на 10 %, по второй
– на 6 %, по третьей – на 4 %.
Межотраслевой
баланс за отчетный период
1-я отрасль | 2-я отрасль | 3-я отрасль | Yi | Xi | |
1-я отрасль | 32,4 | 12 | 13,6 | 45 | 103 |
2-я отрасль | 20 | 12 | 0 | 20 | 52 |
3-я отрасль | 12,6 | 7 | 9,4 | 18 | 47 |
Zj | 38 | 21 | 24 | ||
Xj | 103 | 52 | 47 |
где Xi, Xj – объем валовой продукции по отрасли; Zj – объем добавленной стоимости; Yi – объем конечного спроса.
Матрица коэффициентов полных материальных затрат
В
=
Прогноз объема валовой продукции по каждой отрасли получим, умножив матрицу коэффициентов полных материальных затрат на прогнозный конечный спрос (Yi´) по правилу умножения матриц:
Xi´=
Yi´*B
Таким
образом, объем валовой продукции
по первой отрасли составит 112,17 ед.,
по второй - 55,73 ед., по третьей - 49,68 ед.
Информация о работе Планирование и прогнозирование в условиях рынка