Контрольная работа по "Планированию и прогнозированию в условиях рынка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:30, контрольная работа

Краткое описание

Как связаны между собой понятия "государство" и "рынок"? Может ли государство не вмешиваться в рыночные отношения? Является ли государство субъектом рыночных отношений?
Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по планированию.docx

— 25.63 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Факультет управления 

Кафедра общей экономической теории 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по планированию и прогнозированию в условиях рынка

Номер зачетной книжки- ФУ-2009345/з 
 
 
 
 

 Исполнитель:

студентка 2 курса группы 24-1

заочного  отделения

Колчина Дарья Витальевна

Преподаватель:

Доц. Финогенов А.В. 
 
 
 
 

Москва 2011 

Как связаны между  собой понятия "государство" и "рынок"? Может  ли государство не вмешиваться в  рыночные отношения? Является ли государство  субъектом рыночных отношений?

     Обращение к истории взаимодействия государства  и рыночной экономики позволяет  выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования  экономики.

     1. Наличие в каждой стране общественных  и смешанных благ, которые не  всегда можно довести до населения  через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются  неконкурентностью и неисключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.

     2. Усиление общественного характера  производства товарных благ. В  результате экономика становится  очень ранимой перед лицом  циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного  общественного регулирования экономики.  Причем государство является  единственным носителем сознательного  начала на макроэкономическом  уровне. Другие субъекты - население,  фирмы, банки - являются таковыми  лишь на микроуровне. Их поведение  как субъектов макроэкономики  нередко расходятся с общественными  интересами.

     Например, мы знаем, что население во время  кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы вовремя кризиса. Подобному  поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении  экономики в фазу кризиса. Можно  видеть, что все эти субъекты ведут  себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным  вести себя рационально на макроуровне, является государство. 
 

     3. Возникновение отрицательных внешних  эффектов рынка, именуемых экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополни тельных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений.

     Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней  среде - социальной и природной, через  которые и проявляются эти  эффекты. Соответственно, возникают  социальные и экологические экстерналии.

     К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе.

     Экологические экстерналии обусловлены тем, что рыночный механизм вынуждает предприятия снижать издержки производства, в том числе природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и возникновением соответствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает необходимость государственной природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ в природную среду.

     4. Важным фактором государственного  регулирования экономики является  научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений  НТП требует огромных капиталов,  которые в состоянии мобилизовать  лишь государство, тем более  что отдача от внедрения этих  достижений не всегда происходит  быстро. НТП требует все более  квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших  масштабах опять же может лишь  государство, развивая систему  общего и профессионального образования.  НТП также предъявляет повышенные  требования к здоровью людей,  что вынуждено брать на себя  государство.

     5. Государству необходимо вмешиваться  в экономику и в связи с  тенденцией к монополизации ее  важнейших сфер, которая нарушает  совершенство рынка.

     Рынок становится все более несовершенным  и государство через антимонопольную  политику стремится препятствовать этой тенденции.

     6. Наконец, государственное регулирование  развивается и под воздействием  ожесточенной международной конкуренции.  Даже крупным компаниям не  всегда просто выжить в условиях  этой конкуренции без поддержки  государства.

     В целом государственное регулирование  оказывается необходимым для  более устойчивого экономического, социального, экологического и политического  развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых  макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения  доверия к власти со стороны различных  партий, общественных движений.

Что отличает прогноз  от предсказания, предвидения  и плана? Как взаимодействуют  план и прогноз  в условиях роста  неопределенности экономического развития на государственном и частнохозяйственном уровнях?

     Предсказание – это:

1) Формулирование  будущих свойств, связей развития  объекта на основании информации о его прошлом и настоящем.

2) Сверхчувственное  знание о будущих событиях, предполагающее  предсказание тех событий, которые  уже предопределены.

В экономической  теории целесообразно будет использовать определение №1.

     Предвидение – это вид теоретической деятельности,  который заключается в определении и описании каких-либо явлений (объектов), которые неизвестны в настоящий момент, но могут быть изучены в будущем.

     Прогноз – это количественная и качественная оценка предсказанных (предвиденных) явлений в прошлом или в настоящем.

     Прогноз и план как производные экономического предвидения имеют в своей  природе много общего, хотя план рассматривается как более сложная  категория. Отметим три особенности  прогноза и плана.

     1. Прогноз связан с объективным  течением жизни и исходит из  ее диалектического понимания,  когда необходимость пробивает  себе дорогу среди случайностей; план же включает решение, волю  и ответственность лиц, его  принявших, с целью преобразования  действительности.

     2. Для прогноза характерно вероятностное  наступление события; план рассматривает  это событие как цель деятельности.

     3. Для прогноза характерны альтернативные  пути и сроки достижения события;  для плана характерно решение  о системе мер, предусматривающих  последовательность, порядок, сроки  и средства достижения нужного  события.

     Таким образом, прогноз и план, имея много  общего, имеют и различия. Последние заключаются, во-первых, в способе оперирования информацией о будущем: прогноз - это вероятность, план - это решение; во-вторых, в количественной оценке будущего: прогноз - это диапазон (интервал) значения, план - конкретная величина; в-третьих, в отношении к свободе: прогноз - это необязательность действий, план - обязательность исполнения. 

Оцените влияние мирового валютно-финансового  кризиса на социальное положение населения  нашей страны и  других государств. О чем говорят  подобные сравнения?

     После «Великой депрессии» во всем мире и  прежде всего в разных странах, резко  возросло влияние государства на экономическую жизнь. Это связывалось с так называемыми «провалами рынка», а также с тем, что государство превратилось в крупный хозяйствующей макроэкономический субъект, ведущий деятельность на основе планирования и прогнозирования. Но и его вмешательство привело в кризисному развитию экономики ведущих стран мира, использующих в своей деятельности арсенал методов и футуристических прогнозов. Некоторые исследователи объяснили это просчетами государства и в предвидении последствий своего вмешательства в воспроизводственные процессы.

     В последние десятилетия 20 века в ведущих  странах мира – США, Японии, странах  Западной Европы, Южной Корее и  др. – были реализованы целевые  комплексные программы на коренной перестройке национального хозяйства  и переходу его к постиндустриальной стадии развития.

 

Что такое венчурный  капитал и какова его роль в развитии малого наукоемкого  бизнеса? О чем  свидетельствует  история развития "Силиконовой (Кремниевой) долины"? В связи с чем крупнейшие компании в своей структуре создают "внутренний венчур"?

     Венчурный капитал — это капитал, используемый для осуществления прямых частных инвестиций, который обычно предоставляется внешними инвесторами для финансирования новых, растущих компаний, или компаний на грани банкротства. Венчурные инвестиции — это, как правило, рисковые инвестиции, обладающие доходностью выше среднего уровня. Также они являются инструментом для получения доли во владении компанией. Венчурный капиталист — это лицо, которое осуществляет подобные инвестиции. Венчурный фонд — это механизм инвестирования с образованием общего фонда (обычно партнерства), для инвестирования финансового капитала, в основном, сторонних инвесторов в предприятия, которые для обычных рынков капитала и банковских займов представляют слишком большой риск.

     В 60-х и 70-х гг. ХХ в. венчурные фирмы  сфокусировали свои инвестиции главным  образом на компаниях на начальной  стадии развития и на стадии расширения. Как правило, эти компании использовали достижения в электронных и информационных технологиях, а также в области  медицины. В результате, венчурное  финансирование стало синонимом  финансирования технологий. В 1974 году венчурные фирмы пережили временный  спад из-за того, что рухнула фондовая биржа, и, естественно, инвесторы настороженно относились к этому новому типу инвестиционного  фонда. Показатели 1978 года стали рекордно высокими для венчурного капитала. Доходы этой индустрии в 1978 году составили 750 миллионов долларов.

Из  каких этапов состоит  процесс прогнозирования  общественного воспроизводства? Какие субъекты и  уровни принятия управленческих решений участвуют  в процессе прогнозирования  развития национальной экономики?

     Любой процесс производства характеризуется  возобновлением его в прежних, суженных или расширенных масштабах. Постоянное возобновление процесса производства означает его воспроизводство в  указанных масштабах. Данный процесс  воспроизводства осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях, в  сфере функционирования трех субъектов  рыночной экономики – домохозяйств, частнохозяйственного и государственных секторов.

Самым трудным  моментом прогнозирования условий  общественного воспроизводства  считается формулирование целей  развития национальной экономики. Следует  четко осознавать, что этот процесс  всегда является компромиссом интересов  различных слоёв и групп населения  страны, представляющих не только различные  субъекты хозяйствования, но и группы внутри субъектов.

Информация о работе Контрольная работа по "Планированию и прогнозированию в условиях рынка"