Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 09:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Понятия, цели и принципы Всемирной торговой организации;
Проследить историю создания ВТО;
Введение 3
1. Понятие, цели и принципы ВТО 5
1.1. История создания ВТО 7
1.2. Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе. 8
2. Анализ проблем вступления России в ВТО 14
2.1. Правовые проблемы присоединения России к ВТО 19
2.2. Последствия вступления России в ВТО 22
3. Перспективы России от вступления в ВТО 25
Заключение 27
Список используемой литературы
У нашей страны есть некоторый опыт функционирования иностранных банков на ее территории. В соответствии с соглашением о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, Россия предоставляет дочерним банкам ЕС (с долей нерезидентов в уставных капиталах до 100%) национальный режим. Однако присутствие иностранного банковского капитала на российском рынке остается довольно ограниченным, по сравнению, например, со странами Центральной и Восточной Европы. В Москве, где традиционно осуществляется 85% финансовых операций, на долю банков с участием иностранного капитала приходится около 12% операций по вкладам населения, 10% операций по покупке ценных бумаг и 15% кредитования корпоративных клиентов (для сравнения: доля зарубежного капитала на кредитном рынке в Чехии составляет 50%, в Польше – 60%, в Венгрии – около 70%). Такая ситуация складывается не из-за существующих барьеров, а в силу достаточно высоких рисков и непредсказуемости ситуации на рынке.
Ещё одним проблемным сектором является телекоммуникационный. Здесь ВТО усматривает не только отсутствие движения в сторону большей открытости и доступности для иностранного участия, но и некоторое отступление от ранее завоёванных позиций. Так, партнёров России не устраивает предложенный пакет законов, устанавливающий ограничения на участие иностранного капитала в секторе телекоммуникаций, а также монополию российской компании «Ростелеком» на некоторые виды услуг. В то же время этот сектор ничуть не менее важен для обеих сторон, поскольку представляет не только значительный рынок, но и возможность развития собственной инфраструктуры, что для России сегодня принципиально, особенно в связи с усилением негативного влияния фрагментированности национального экономического пространства на показатели экономического развития страны.
Новые проблемы на пути вступления РФ в ВТО обнаружились в первом полугодии 2011 года. ЕС озвучил претензии по поводу льгот имеющихся у сборочных предприятий в России. Проблемы сбыта автомобилей в Западной Европе привели к обнаружению несоответствия между нормами ВТО и условиями, на которых российские власти привлекают компании, создающие на территории страны сборочные автозаводы. Правительство РФ предоставляет им льготы на ввоз комплектующих при создании сборочных предприятий. Взамен производители обязуются создавать заводы с годовой производительностью более 25 тысяч машин в год. Они обязаны постепенно ограничивать долю импортируемых деталей до 30%. Вместе с этим производители берут на себя обязательства создавать в России конструкторские бюро, лаборатории и вспомогательные предприятия.
В связи с предстоящим присоединением России к ВТО вопрос приведения Российского законодательства в соответствие с нормами и правилами этой организации является одним из самых актуальных. При этом согласно параграфа 4 статьи XVI Соглашения об учреждении ВТО, корректировки требуют не только федеральное, но и региональные законодательства, иные нормативные акты и административные решения Правительства России и ее субъектов. В первую очередь это касается вопросов государственной поддержки производства и экспорта продукции, которые, согласно требований ВТО, строго регламентированы, ограничены и должны быть транспарентными. [ Бордачев Т.В. стр. 10]
Поэтому, ко времени присоединения к ВТО, Россией и ее регионами должны быть пересмотрены действующие и приняты новые законодательные акты, регулирующие взаимоотношения в сферах применения соглашений ВТО. Часть этих актов должна быть изменена или принята вне зависимости от состояния переговорной позиции России, в первоочередном порядке.
Другая их часть может быть принята или изменена только по результатам переговоров. Это касается законодательства, регулирующего условия доступа на рынки в сфере услуг и оказания государственной поддержки российским товаропроизводителям.
Наибольшее количество проблем и претензий к российскому законодательству у членов ВТО возникает по вопросам таможенного администрирования, стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия, применения санитарных и фитосанитарных мер, валютного регулирования и контроля, а также защиты прав интеллектуальной собственности.
В этих целях Правительство РФ своим распоряжением в редакции от 21.06.2002г. № 832-р утвердило «План мероприятий по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО».
Во исполнение Плана в настоящее время приняты новые федеральные законы, выполняющие базовые требования ВТО к законодательству РФ. Это: [Савченко Л.Новости бизнеса, 27.12.05.]
1.Таможенный Кодекс
2.ФЗ "О специальных, защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" от 08.12.2003 №165-ФЗ;
3.ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 №173-ФЗ;
4.ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 №164-ФЗ;
5.ФЗ "О техническом регулировании" от 24.12.2002 №184-ФЗ.
Процесс вступления России в ВТО и активизация переговоров по доступу на рынок вызывает необходимость тщательного анализа соответствия законодательных и нормативных актов субъектов федерации положениям и нормам ВТО. В настоящее время такая работа ведётся с большим или меньшим успехом на федеральном уровне.
Нормы ВТО учитываются при подготовке проектов новых федеральных законов, определяющих экономическую политику России.
Вместе с тем сложный процесс внесения необходимых изменений в действующее законодательство практически не начат на региональном уровне. В связи с этим, после вступления России в ВТО неизбежно возникнут коллизии между законодательными и административными действиями на уровне регионов России и обязательствами Российской Федерации, что сделает Россию в целом крайне уязвимой для жалоб и протестов партнеров по ВТО. В данном случае как следствие произойдет обострение отношений региональных и федеральных органов власти. [Приходько С.В. стр. 6]
Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что учитывая, что внесение необходимых изменений в региональное законодательство это достаточно сложный процесс, требующий большого объема работы, а также информационного обеспечения органов исполнительной власти регионов, необходимо более глубокое взаимодействие между федеральными и региональными структурами законодательной и исполнительной власти.
Важно отметить то, что потребуется не просто привести региональное законодательство в соответствие, но и сориентировать органы исполнительной и законодательной власти по недопущению действий и принятию актов противоречащих обязательствам России перед ВТО.
В экономической литературе имеются два сценария последствий от вступления России в ВТО: пессимистический (катастрофический) и оптимистический. Первый из них основывается на том, что Россия в силу сложившихся исторических, социокультурных, географических и других особенностей на данном этапе не обладает необходимыми конкурентными преимуществами для завоевания и поддержания технологического лидерства, то есть является глобально неконкурентоспособной. Вступление в ВТО не может сделать российскую экономику инвестиционной более привлекательной, чем, например, экономики стран Латинской Америки и быстро растущие азиатские рынки. Сырьевая специализация России в международном разделении труда не только не снизится, но будет возрастать, усиливая зависимость страны от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Дальнейшее развитие экспорта-ориентированных отраслей будет происходить за счет сокращения перерабатывающих производств, что усилит симптомы «голландской болезни». Массированный рост импорта, повышение внутренних тарифов на энергоносители до уровня мировых приведет к закрытию предприятий многих отраслей, окончательному подрыву сельского хозяйства, масштабной безработице. Потеря социальной стабильности ослабит государственность и усидит тенденции к экономической и политической дезинтеграции страны. Специалисты отмечают, что конкурентоспособность большинства российских товаров понизится за счет:
Возможные негативные последствия от вступления России в ВТО объясняют сложность и длительность переговоров российского руководства с развитыми странами об условиях присоединения к ВТО. Развитые страны предъявили к России серьезные требования: снизить до нуля импортные пошлины на гражданские самолеты; полностью открыть для иностранных фирм доступ на российский финансовый рынок; уменьшить государственную поддержку сельскохозяйственных производителей, сократить пошлины на импортируемые сельскохозяйственные товары; повысить до уровня мировых внутренние тарифы на энергоносители, отпускаемые российским предприятиям; присоединиться к энергетической хартии ЕС.
Большинство сторонников оптимистического сценария считают, что после вступления России в ВТО на внутреннем рынке усилится здоровая конкуренция, усовершенствуется законодательство, а в целом российская экономика только выиграет, открывая свой рынок для иностранных товаров и получая доступ на рынки стран ВТО. Согласно оценкам Всемирного банка, через несколько лет после присоединения российская экономика будет получать дополнительно по 19 млрд. долл. в год.
Анализируя вышеперечисленные основные проблемы, связанные с процессом вступления России в ВТО, можно определить и определенные преимущества от вступления, определить перспективы российской экономики. Выгоды ВТО для экономики страны в целом можно представить следующим образом:
Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности. [Афонцев С. Стр.7]
Защита от лоббирования. У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.
Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние. [ Ремчуков К.В. стр. 112]
Борьба с коррупцией. Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”.
Ближайшие перспективы
Даже при столь сильной политической поддержке, присоединение России к ВТО не может быть осуществлено только на политической основе. Ясно, что правовой характер организации не допустит этого. Для того чтобы присоединение России было завершено, надо достичь решения вопросов по доступу на рынок товаров и услуг, а также убедиться в создании в России солидной и действенной административно-правовой базы, что гарантировало бы выполнение взятых на себя страной обязательств.
Общая задача – создать сбалансированный пакет, который обеспечил бы правительствам стран-членов ВТО доступ на российский рынок на взаимовыгодных условиях. В ответ на это Россия получит гарантированный и предсказуемый доступ на рынки своих торговых партнеров. Россия также займет центральное место в управлении и дальнейшем развитии мировой экономической системы. Таким образом, реинтеграция России в мировой рынок будет завершена.