Перспективы России от вступления в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Понятия, цели и принципы Всемирной торговой организации;
Проследить историю создания ВТО;

Оглавление

Введение 3
1. Понятие, цели и принципы ВТО 5
1.1. История создания ВТО 7
1.2. Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе. 8
2. Анализ проблем вступления России в ВТО 14
2.1. Правовые проблемы присоединения России к ВТО 19
2.2. Последствия вступления России в ВТО 22
3. Перспективы России от вступления в ВТО 25
Заключение 27
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.

Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхоз товары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный характер.

22 апреля 2008 г. состоялась  очередная  многосторонняя встреча  по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 гг. [Оболенский В. № 4 стр.45]

23 апреля и 18 июня 2008 г. в  переговорах по сельскому хозяйству  принял участие  Министр сельского  хозяйства Российской Федерации  А.В. Гордеев. Министр представил  аргументы в поддержку позиции  России на переговорах по сельскому  хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки сельского хозяйства для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. [Оболенский В. № 4 стр.46]

3. Переговоры по доступу  на рынок услуг имеют своей  целью согласование условий доступа  иностранных услуг и поставщиков  услуг на российский рынок. К  настоящему времени переговоры  со всеми заинтересованными членами  РГ завершены.

По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.).

Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.

4. Переговоры по системным  вопросам посвящены определению  мер, которые Россия должна будет  предпринять в области законодательства  и его право применения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ – ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Сейчас работа по системным вопросам сконцентрирована на обсуждении текста этого документа.

В июне-июле 2008 г. состоялось многостороннее обсуждение версии Доклада РГ по присоединению России к ВТО, объединившей результаты переговоров с 2004 года, проведены консультации с делегациями заинтересованных стран  по вопросам обязательств России в области поддержки сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, сельского хозяйства и другим системным вопросам. Состоялось восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по результатам которых удалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка и другим вопросам. [Халевинская Е.Д. стр. 121]

Очередная версия Доклада РГ по присоединению России к ВТО была выпущена 14 августа 2008 г. 24 ноября 2008 г. состоялось многостороннее обсуждение этого документа.

Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Таким образом, в течение 2001 - 2008 годов состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта,  доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – 2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.

Общие выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас.

Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, часто не превышая значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ проблем вступления России в ВТО

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в условиях нарастания глобализационных процессов становится центральной проблемой экономической политики государства. Ее активное обсуждение в прессе и в научной литературе показывает диаметральную противоположность взглядов: одни считают, что Россия, вступив в ВТО, подвергнет себя еще одному раунду шокотерапии, другие настаивают на скорейшем вступлении в эту организацию для защиты российских экспортеров на иностранных рынках.

Не являясь членом ВТО, Россия соответственно не участвует в выработке правил международной торговли и вынуждена играть по чужим правилам, регулярно подвергаясь дискриминации на внешнем рынке.

Поэтому одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики становится вступление России в ВТО.

Следует отметить значение для России системы многосторонних международных торговых договоров в рамках ВТО. В настоящее время практически все важные проблемы многостороннего торгового сотрудничества - становление таможенных тарифов, совершенствование практики торговых отношений и др. - обсуждаются и решаются без влияния России на этот процесс. Итоги переговоров, будучи воплощенными в национальное внешнеторговое законодательство, становятся правовыми нормами, с которыми должны считаться все государства, в том числе и не участвующие в ВТО. Поэтому присоединение России к ВТО укрепит ее внешнеторговые позиции, предоставит возможность участвовать в выработке результатов таких переговоров, в полной мере защищать и отстаивать на них свои экономические интересы.

Присоединившись к ВТО, Россия интегрируется в это общее правовое пространство. Одним из результатов участия России в ВТО станет создание на российском рынке правового пространства, привычного для иностранных контрагентов. Перевод положений российской нормативной базы на основу правил ВТО снимет многие из предъявляемых России претензий, ускорит развитие в стране цивилизованных рыночных отношений. Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать дополнительные инструменты улаживания конфликтов для защиты своих внешнеторговых интересов, преодоления одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер. Так, российские производители и экспортеры постоянно сталкиваются с избирательно действующими торговыми барьерами на рынках других стран (в особенности развитых) как раз по тем товарам, по которым российские предприятия обладают конкурентными преимуществами. На пути российских товаров устанавливаются практически все виды ограничений, существующих в международной торговле. По различным оценкам, ежегодная упущенная выгода России от осуществления подобной дискриминационной политики промышленно развитых стран превосходит 2 млрд. долл.

Использование нашей страной механизмов ВТО сможет помочь в преодолении искусственных препятствий в торговле российскими товарами и услугами.

Присоединение России к договоренностям и соглашениям ВТО будет способствовать укреплению стабильности и предсказуемости ее внешнеторгового режима.

По оценкам специалистов, вступление в ВТО негативно скажется и на страховом секторе. В России высокая степень рисков по сравнению с большинством стран мира. Однако национальная система страхования не выполняет своих основных функций по защите потенциальных рисков. Во многом деятельность отечественных страховых компаний связана с осуществлением обязательного страхования и реализацией «зарплатных схем», позволяющих предприятиям уходить от налогов. Система страхования в отличие от других стран не осуществляет функций по инвестированию долгосрочных ресурсов в экономику. Главная проблема страхования в России заключается не в объеме предложения, а в объеме спроса: дело не в том, что предложение реальных страховых услуг со стороны отечественных страховщиков не удовлетворяет страхователей, сколько в том, что слишком низкая реальная потребительская емкость российского страхового рынка относительно существующего уровня предложения. В сфере страхования предсказывают трудности для региональных компаний и серию крупных слияний. Однако главное опасение в другом: смогут ли российские страховые компании на равных конкурировать с гораздо более качественными услугами западных страховщиков, принимая во внимание многолетний опыт последних. Главное условие воспроизводства страхового капитала в России развитие платежеспособного спроса на страхование. По оценкам экспертов, спрос со стороны предпринимателей и домашних хозяйств на реальное страхование будет расти в долгосрочной перспективе не более чем на 1 – 2% в год. Это означает, что нынешняя неразвитая воспроизводственная база страхования в России сохранится.

Нерегламентированный допуск иностранных страховщиков на ограниченную клиентскую базу отечественного страхового рынка без предварительной реализации широкого комплекса мер по развитию спроса на добровольное страхование создаст предпосылки для обострения сложившейся диспропорции между предложением и платежеспособным спросом. Будут ли готовы зарубежные страховщики реально вкладывать в развитие добровольного страхования в России в условиях ограниченной платежеспособности отечественных страхователей? В этом состоит один из ключевых вопросов. Нельзя однозначно утверждать, что российские клиенты только выиграют от возможности страховаться в западных компаниях.

Огромная проблема возникает в сфере интеллектуальной собственности. Современное состояние большинства высокотехнологичных отраслей гражданского назначения в России характеризуется стагнацией, обусловленной длительным переходным кризисом в экономике, и сокращением спроса со стороны государства и потребительского рынка.

Закон о защите авторских прав должен был быть принят предыдущим составом Государственной думы, однако этого так и не произошло. К тому же отсутствие сколько-нибудь эффективных и планомерных усилий государства по соблюдению уже существующего законодательства в этой области является серьёзным упущением со стороны России.

Еще одна серьезная проблема для России - субсидирование ее сельского хозяйства. Согласно правилам ВТО, оно должно быть отменено, но с учетом тяжелого положения отечественного сельского хозяйства это может привести к драматическим последствиям.

Членство РФ в ВТО сделает ее сельское хозяйство уязвимым. Многие его сегменты могут исчезнуть. Сравнительно чистые продукты будут вытеснены с прилавков ввозимыми дешевыми генетически модифицированные аналогами.  Страны пытавшиеся ограничить ввоз такого продовольствия были обвинены ВТО в создании продовольственных барьеров.

Ограничение российских импортных таможенных тарифов и нетарифных мер в связи с присоединением к ВТО затрагивает проблему таможенной защиты ряда отечественных отраслей и производств. Очевидно, что переход России к открытой экономике, интеграция ее в мировое хозяйство предполагают отказ от крайнего протекционизма. Однако нельзя забывать и о том, что целесообразна в разумных пределах защита отраслей и производств, обладающих экспортным потенциалом, которые перспективны с точки зрения формирования новой модели включения России в мировое хозяйство.

Анализируя проблемы, связанные с вступлением России в ВТО на уровне финансового сектора российской экономики, необходимо затронуть проблемы банковской сферы. Ассоциация российских банков (АРБ) сообщила о том, что ею уже подготовлена программа «банкизации всей страны» под названием «Национальная банковская система России 2010-2020». [ Банковский Вестник, 2006. №5. С.4-89.]

Банковская система является инфраструктурной отраслью, эффективность ее функционирования напрямую связана с экономическим ростом государства. На переговорах о вступлении России в ВТО, зарубежные участники требуют, чтобы РФ дала возможность иностранным коммерческим банкам без ограничения предоставлять банковские услуги потребителям, находящимся на территории нашей страны трансгранично.

Это значит, что нерезиденты получат возможность предоставлять банковские услуги на территории России без учреждения кредитной организации на российской территории в любой форме коммерческого присутствия, в том числе открывать на территории РФ филиалы. Примером того, что наша страна идет именно по этому пути является то, что введен единый минимальный размер капитала для российских и зарубежных банков – 5 млн. евро, рассматриваются вопросы о внесении соответствующих изменений в Закон «О банках и банковской деятельности», которые позволят открывать на территории РФ филиалы иностранных банков и аннулируют квоты на иностранный капитал.

Информация о работе Перспективы России от вступления в ВТО