Переходная экономика: основные концепции и закономерности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование процессов переходной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные черты переходной экономики;
- раскрыть сущность концепций перехода к рыночной экономике и показать их реализацию в отдельных странах;
- проанализировать особенности переходного периода в Республике Беларусь;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… ……….4
1 Общая характеристика переходной экономики…………………………… .......6
1.1 Понятие и основные черты переходной экономики … ..……..6
1.2 Главные задачи переходной экономики и пути их решения……. ..…...........9
1.3 Роль государства в трансформационной экономике……………… ….........11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах…………………………………………………………….……15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………………………………………………………………………………15
2.2 Модель шоковой терапии……………………………… ………………..……18
3 Особенности трансформационной экономики
Республики Беларусь……………………………………………………………….23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь………………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку………………..………….....………...29
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………….. 36
Приложение А Основные социально-экономические показатели
Республики Беларусь в разрезе мирового сообщества…...……………………...38
Приложение Б Уровень безработицы в странах СНГ, в процентах к
экономически активному населению………………………..……….…………...39
Приложение В Основные макроэкономические показатели стран с
переходной экономикой………………………………….…………...……………40
Приложение Г Важнейшие показатели экономической безопасности в
Беларуси……….…………………….…………………….…………..……………41
Приложение Д Основные показатели социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2006-2010 годы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 183.47 Кб (Скачать)

     Что касается бывшего СССР и большинства  социалистических стран, то в них  государство определяло практически  все социально-экономические процессы путем разработки и реализации директивных  планов, использования административно-командных  методов управления.

     Таким образом, Страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью пересмотра соотношения государственной и рыночной составляющей в механизме регулирования национальной экономики. Пересечение концепций экономического дирижизма (от франц. «dirigir» - управлять) и экономической либерализации приводит к разработке промежуточной системы регулирования, которая позволила бы сократить  переходный период и восстановить равновесие в социально-экономической сфере. Дилемма выбора между дирижизмом и либерализацией неоднозначна для всех государств, в том числе для стран с переходной экономикой. Разрешением сложившегося противоречия является формирование «сбалансированного общества», в котором частная деятельность в сочетании с общественным и государственным контролем могли бы обеспечить равновесие между свободой личности и вмешательством общества. При этом сильное государство, регулирующее экономические отношения, должно оставаться гарантом индивидуальной свободы. [22, с 18]

     Следовательно, государственное регулирование  экономики представляет собой систему  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

     Главная задача государственного управления в  экономической сфере — обеспечение  роста материального производства с целью удовлетворения все возрастающих потребностей населения.

     Необходимо  отметить, что чисто рыночной экономики  нет ни в одной стране мира, степень государственного вмешательства в экономику в разных странах неодинакова. Например, в Швеции или Нидерландах государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США или Канаде.[16,с.275]

     Государство в трансформационной экономике  выполняет те же функции, что и  в любой другой экономической системе:

     - повышение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики;

     - поддержание экономического роста;

     - рациональное использование внутренних ресурсов;

     - развитие науки и инновационной  деятельности;

     - формирование оптимальной структуры  хозяйственного комплекса;

     - обеспечения занятости населения  и т.д.

     Вместе  с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции в экономических процессах  объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно  определить приоритеты государственного управления. Роль государства сводится к выполнению следующих функций: 

 

                         Рисунок 2 ― Роль государства в переходной экономике

Примечание  ― Источник: [6, с. 119, 12, с.603] 

     Особая  форма государственного регулирования  — разработка прогнозов и программ. В целом выделяются два основных подхода к прогнозированию и планированию в странах с рыночной экономикой:

     1) Один из них предполагает использование  более либеральных методов государственного  регулирования при всемерном  поощрении рыночных механизмов хозяйствования. Этот подход характерен для таких стран как США, Великобритания и др. В прогнозе определяются главным образом не конкретные показатели экономического роста, а условия, наиболее благоприятствующие развитию процесса воспроизводства в соответствующей политической и социально-экономической ситуации.   

     2) Более жесткая система планирования, применяемая в странах с достаточно  большой долей государственной  собственности в сфере производства, предполагает использование административных  рычагов воздействия на экономику. Наиболее яркий пример использования такого подхода продемонстрировала Франция, добившись весьма заметных успехов, что подтверждается достаточно высоким уровнем ее социально-экономического развития по сравнению с многими другими странами.

    Прогнозы  в зарубежных странах осуществляются как министерствами экономики и другими созданными для этого структурами (например, во Франции существует специальная плановая комиссия при правительстве), так и в министерствах финансов, центральных банках, других государственных ведомствах, специализированных и крупных фирмах, исследовательских структурах и т.д. Например, в Нидерландах существует Центральное плановое бюро (ЦПБ) - ведущий институт в области макроэкономического прогнозирования, входящий в состав Министерства экономических дел страны, которое в свою очередь включает Министерство экономики и статистический комитет. [16, с. 276-278]

    В настоящее время в Республике Беларусь идет процесс становления  собственной системы прогнозирования  и программирования. Наиболее полно  отработана система краткосрочного прогнозирования, в рамках которой  на систематической основе разрабатываются 3 документа: прогноз социально-экономического развития экономики, государственный  бюджет и Основные направления денежно-кредитной  и валютной политики на очередной  год.

    Из  долгосрочных документов следует выделить национальную стратегию устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года, программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

    Таким образом, вся система государственного регулирования национальной экономики  должна быть направлена на обеспечение  экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Концепции перехода  к рыночной экономике  и их реализация  в отдельных странах 

2.1 Концепция градуализма  и особенности  ее реализации  в различных

странах 
 

     В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них  называется «градуализм» (С английского  «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия». Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, объёме регулирующих функций государства и др.

     Градуализм  – это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит  государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство  должно постепенно заменять элементы одной системы элементами другой. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

     Реализация  концепции градуализма предлагает следующие  меры:

     - установление динамического равновесия  на потребительском рынке, причем  не только с помощью более  гибкой системы цен, но и,  прежде всего, благодаря быстрому  развертыванию в частном секторе  производства потребительских товаров  и оказания услуг и насыщению  ими рынка;

     - разгосударствление большинства  предприятий через приватизацию  с целью повышения эффективности  работы и адаптации к существующим  условиям;

     - создание рыночной инфраструктуры  и сильнодействующих стимулов  развития производства при сохранении  в руках государства возможности  прямого и косвенного воздействия  на жизненно важные сферы экономики  и социальные процессы;

     - накопление и потребление, осуществление  структурно-технологических перемен;

     - проведение жесткой финансовой  политики в целях недопущения  высокой инфляции.

     Образец градуализма – реформы в Китае. Экономический рост Китая с повышением уровня жизни населения, социальной стабильностью и политическими  традициями представляет собой богатый  уникальный опыт, который полезен  не только для стран с переходной экономикой, но и для развития любого государства. Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что  китайскому руководству удается  совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.

    В основу модели реформирования экономики  Китайской Народной Республики был  положен метод сравнительного анализа  противоположных экономических  систем в целях заимствования  наиболее эффективных форм хозяйствования.

    С начала 80-х годы Китаю удается  поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай  уже вошел в десятку ведущих  государств мира и в ближайшие  годы может догнать передовые  страны Запада. [12, с.698] Очень удачным  решением оказалось создание свободных  экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые  производства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы. [12, с.698]

    В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести  на рыночные рельсы, остается государственной.

    Китайское руководство  поощряет рыночные отношения  там, где это возможно, и сохраняет  государственный контроль там, где  считает это необходимым. Политическая стабильность, способность создать  благоприятные условия для предпринимательства  в сочетании с дешевой рабочей  силой привлекают в Китай иностранный  капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в 10-15 раз  превышает накопленный объем  иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Рост инвестиций наглядно представлен  на рисунке 3. 

Рисунок 3 ― Прямые иностранные инвестиции в Китае (1984-2006гг.)

Примечание  ― Источник: собственная разработка на основе [21] 

     Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного  слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений  на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х годы позволило в  очень короткие сроки оживить  торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это  дало толчок для более крупных  предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий.

     В сельском хозяйстве форсировалось  создание «хозяйственных объединений», как ключевых сельских субъектов  хозяйствования. Эти объединения  аккумулировали финансовые средства сел, деревень и маленьких городков, направляя  их на повышение благосостояния районов  и регионов.

     Нетрудно  увидеть, что китайские реформы  проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, когда государство  имеет возможность добиться исполнения своих решений, что связано с  сохранением старой политической системы, основанной на коммунистической партии. Защита социальных ценностей является приоритетом развития Китая и  интерпретируется властями как принцип  « равенство превыше всего». Именно этот принцип ассоциируется в  стране с реальным прогрессом и социальной стабильностью.

     Обобщая опыт китайской реформы можно  отметить следующие её особенности:

     1) Она осуществляется на основе  концепции социалистического планового  рыночного хозяйства, позволяющей  использовать в меру экономической  целесообразности преимущества  планового механизма хозяйствования, ориентированного на использование  законов рыночной экономики, не  прибегая при этом к копированию  чужого опыта.

     2) Высокие темпы экономического  роста успешно сочетаются со  стабильностью.

     3) Успешно реализуется формула:  развитие – цель, стабильность  – предпосылка, реформа – движущая сила.

     4) Методы государственного регулирования  обеспечивают экономический рост  на самых ответственных направлениях: сельское хозяйство, потребительский  сектор, приток иностранного капитала, ориентированного на высокотехнологическое наукоёмкое производство.

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и закономерности