Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа
Целью работы является исследование процессов переходной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные черты переходной экономики;
- раскрыть сущность концепций перехода к рыночной экономике и показать их реализацию в отдельных странах;
- проанализировать особенности переходного периода в Республике Беларусь;
Введение…………………………………………………………………… ……….4
1 Общая характеристика переходной экономики…………………………… .......6
1.1 Понятие и основные черты переходной экономики … ..……..6
1.2 Главные задачи переходной экономики и пути их решения……. ..…...........9
1.3 Роль государства в трансформационной экономике……………… ….........11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах…………………………………………………………….……15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………………………………………………………………………………15
2.2 Модель шоковой терапии……………………………… ………………..……18
3 Особенности трансформационной экономики
Республики Беларусь……………………………………………………………….23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь………………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку………………..………….....………...29
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………….. 36
Приложение А Основные социально-экономические показатели
Республики Беларусь в разрезе мирового сообщества…...……………………...38
Приложение Б Уровень безработицы в странах СНГ, в процентах к
экономически активному населению………………………..……….…………...39
Приложение В Основные макроэкономические показатели стран с
переходной экономикой………………………………….…………...……………40
Приложение Г Важнейшие показатели экономической безопасности в
Беларуси……….…………………….…………………….…………..……………41
Приложение Д Основные показатели социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2006-2010 годы
Что
касается бывшего СССР и большинства
социалистических стран, то в них
государство определяло практически
все социально-экономические
Таким образом, Страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью пересмотра соотношения государственной и рыночной составляющей в механизме регулирования национальной экономики. Пересечение концепций экономического дирижизма (от франц. «dirigir» - управлять) и экономической либерализации приводит к разработке промежуточной системы регулирования, которая позволила бы сократить переходный период и восстановить равновесие в социально-экономической сфере. Дилемма выбора между дирижизмом и либерализацией неоднозначна для всех государств, в том числе для стран с переходной экономикой. Разрешением сложившегося противоречия является формирование «сбалансированного общества», в котором частная деятельность в сочетании с общественным и государственным контролем могли бы обеспечить равновесие между свободой личности и вмешательством общества. При этом сильное государство, регулирующее экономические отношения, должно оставаться гарантом индивидуальной свободы. [22, с 18]
Следовательно, государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
Главная
задача государственного управления в
экономической сфере —
Необходимо отметить, что чисто рыночной экономики нет ни в одной стране мира, степень государственного вмешательства в экономику в разных странах неодинакова. Например, в Швеции или Нидерландах государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США или Канаде.[16,с.275]
Государство в трансформационной экономике выполняет те же функции, что и в любой другой экономической системе:
-
повышение эффективности и
-
поддержание экономического
- рациональное использование внутренних ресурсов;
-
развитие науки и
-
формирование оптимальной
-
обеспечения занятости
Вместе
с тем при переходе к рыночной
экономике выполняемые
Рисунок 2 ― Роль государства в переходной экономике
Примечание
― Источник: [6, с. 119, 12, с.603]
Особая форма государственного регулирования — разработка прогнозов и программ. В целом выделяются два основных подхода к прогнозированию и планированию в странах с рыночной экономикой:
1)
Один из них предполагает
2)
Более жесткая система
Прогнозы в зарубежных странах осуществляются как министерствами экономики и другими созданными для этого структурами (например, во Франции существует специальная плановая комиссия при правительстве), так и в министерствах финансов, центральных банках, других государственных ведомствах, специализированных и крупных фирмах, исследовательских структурах и т.д. Например, в Нидерландах существует Центральное плановое бюро (ЦПБ) - ведущий институт в области макроэкономического прогнозирования, входящий в состав Министерства экономических дел страны, которое в свою очередь включает Министерство экономики и статистический комитет. [16, с. 276-278]
В
настоящее время в Республике
Беларусь идет процесс становления
собственной системы
Из
долгосрочных документов следует выделить
национальную стратегию устойчивого
социально-экономического развития Республики
Беларусь до 2020 года, программу социально-
Таким
образом, вся система государственного
регулирования национальной экономики
должна быть направлена на обеспечение
экономической безопасности страны, ее
устойчивого развития с учетом возможных
изменений внутренних и внешних факторов.
2
Концепции перехода
к рыночной экономике
и их реализация
в отдельных странах
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах
В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (С английского «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия». Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, объёме регулирующих функций государства и др.
Градуализм – это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы одной системы элементами другой. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.
Реализация
концепции градуализма
-
установление динамического
-
разгосударствление
-
создание рыночной
-
накопление и потребление,
- проведение жесткой финансовой политики в целях недопущения высокой инфляции.
Образец градуализма – реформы в Китае. Экономический рост Китая с повышением уровня жизни населения, социальной стабильностью и политическими традициями представляет собой богатый уникальный опыт, который полезен не только для стран с переходной экономикой, но и для развития любого государства. Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что китайскому руководству удается совмещать реформы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.
В основу модели реформирования экономики Китайской Народной Республики был положен метод сравнительного анализа противоположных экономических систем в целях заимствования наиболее эффективных форм хозяйствования.
С начала 80-х годы Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны Запада. [12, с.698] Очень удачным решением оказалось создание свободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы. [12, с.698]
В
то же время тяжелая промышленность,
которую гораздо труднее
Китайское
руководство поощряет рыночные отношения
там, где это возможно, и сохраняет
государственный контроль там, где
считает это необходимым. Политическая
стабильность, способность создать
благоприятные условия для
Рисунок 3 ― Прямые иностранные инвестиции в Китае (1984-2006гг.)
Примечание
― Источник: собственная разработка
на основе [21]
Успех
преобразований в Китае в решающей
степени связан с наличием огромного
слоя мелких предпринимателей в городе
и в деревне. Снятие ограничений
на индивидуальную трудовую деятельность
в начале 80-х годы позволило в
очень короткие сроки оживить
торговлю, сельское хозяйство и мелкое
производство. В свою очередь это
дало толчок для более крупных
предпринимательских структур, обладающих
капиталом для дальнейшего
В сельском хозяйстве форсировалось создание «хозяйственных объединений», как ключевых сельских субъектов хозяйствования. Эти объединения аккумулировали финансовые средства сел, деревень и маленьких городков, направляя их на повышение благосостояния районов и регионов.
Нетрудно увидеть, что китайские реформы проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, когда государство имеет возможность добиться исполнения своих решений, что связано с сохранением старой политической системы, основанной на коммунистической партии. Защита социальных ценностей является приоритетом развития Китая и интерпретируется властями как принцип « равенство превыше всего». Именно этот принцип ассоциируется в стране с реальным прогрессом и социальной стабильностью.
Обобщая опыт китайской реформы можно отметить следующие её особенности:
1)
Она осуществляется на основе
концепции социалистического
2) Высокие темпы экономического роста успешно сочетаются со стабильностью.
3) Успешно реализуется формула: развитие – цель, стабильность – предпосылка, реформа – движущая сила.
4)
Методы государственного
Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и закономерности