Переходная экономика: основные концепции и закономерности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование процессов переходной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные черты переходной экономики;
- раскрыть сущность концепций перехода к рыночной экономике и показать их реализацию в отдельных странах;
- проанализировать особенности переходного периода в Республике Беларусь;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… ……….4
1 Общая характеристика переходной экономики…………………………… .......6
1.1 Понятие и основные черты переходной экономики … ..……..6
1.2 Главные задачи переходной экономики и пути их решения……. ..…...........9
1.3 Роль государства в трансформационной экономике……………… ….........11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах…………………………………………………………….……15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………………………………………………………………………………15
2.2 Модель шоковой терапии……………………………… ………………..……18
3 Особенности трансформационной экономики
Республики Беларусь……………………………………………………………….23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь………………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку………………..………….....………...29
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………….. 36
Приложение А Основные социально-экономические показатели
Республики Беларусь в разрезе мирового сообщества…...……………………...38
Приложение Б Уровень безработицы в странах СНГ, в процентах к
экономически активному населению………………………..……….…………...39
Приложение В Основные макроэкономические показатели стран с
переходной экономикой………………………………….…………...……………40
Приложение Г Важнейшие показатели экономической безопасности в
Беларуси……….…………………….…………………….…………..……………41
Приложение Д Основные показатели социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2006-2010 годы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 183.47 Кб (Скачать)

     - идеологическими - нарушение внутреннего психологического индивидуального и общественного равновесия, связанного с потерей доверия к основам проводимой социально-экономической политики. [21,с.12]

     Переходный  период включает три этапа:

     1) деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;       

     2) становление нового экономического порядка, целью которого является создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;

     3) структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.

     Таким образом, переход от одной социально-экономической  системы к другой – весьма сложный  процесс реформирования, трансформации  и развития, который требует довольно продолжительного периода. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в её недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов новой системы и ослабление отношений и элементов старой системы.

     На  основе этого можно выделить следующие  основные черты переходной экономики, отличающие её от других сложившихся  систем:

     1) Переходный период – это длительная  историческая полоса ввиду сложности  и многогранности преобразований.

     2) Наличие двух линий развития: восходящей, знаменующей становление  новой системы экономических  отношений, и нисходящей, выражающейся  в отмирании прежней.

     3) Если для устойчивых экономик  и систем (командной, рыночной  и т.д.) характерна определённая  целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется  неустойчивостью состояния, нарушением  целостности. Такое положение,  являющееся кризисным для сложившейся  экономической системы, можно  рассматривать как нормальное  для трансформирующейся экономики.  Сохранение и воспроизводство  в течение относительно длительного  времени неустойчивости, неравновесия  системы имеет свою причину:  изменение цели. Если в обычной,  устойчивой системе такой целью  является её самосохранение, то  для переходной экономики –  трансформация в другую систему. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений – необратимость, неповторяемость, а с другой — рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

     4) Переходная экономика характеризуется  количественным и качественным  изменением состава элементов.  В ней "по наследству" остались  структурные элементы предыдущей  системы. Но эти элементы функционируют  в качестве иной, преобразующейся  экономической системы, и поэтому  изменяют как своё содержание, так и свои функции, связанные  с зарождением принципиально  новой экономики. Вместе с тем  в экономике появляются новые,  не свойственные старой системе  элементы. Например, для рыночной  экономики характерно наличие  предпринимательских структур различных  форм собственности, негосударственных  предприятий, бирж, коммерческих  банков, негосударственных пенсионных, страховых и других фондов, фермерских  хозяйств.

     5) При равенстве исходного и  конечного пунктов преобразований  в тех или иных странах неизбежна  в наиболее существенных моментах  общность способов, методов, последовательности, темпов преобразований, хотя национальные  особенности и уж тем более  различия исторических эпох придают  им весьма существенную специфику. [8, с.21]

     Характерным признаком переходной экономики  также является институциональная  неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка (рынка земли, фондового рынка  и т.д.). Рассмотрим эти явления  на примере перехода от административно-командной  к рыночной экономике. Основной трудностью переходного периода является создание институтов рыночной экономики. Институты  в широком смысле представляют собой  правила экономического поведения  и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без  которых не может нормально функционировать  рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность  хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

     Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят  необходимый, неизбежный характер и  поэтому могут рассматриваться  как закономерности. Наглядно общие  закономерности могут быть представлены на рисунке 1: 

 

Рисунок 1 ― Общие закономерности перехода к рыночной экономике

Примечание  ― Источник: [6, с.116] 

     Таким образом, переход к рыночной экономике  требует глубоких изменений в  институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института  частной собственности, либерализацию  экономики, создания пакета рыночных законов  и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.). Рассмотрим основные задачи переходной экономики и пути их решения.  
 

Главные задачи переходной экономики  и пути их решения 
 

     Основной  целью переходной экономики  является экономическая свобода и создание на этой основе социально-ориентированной  хозяйственной системы, способной  обеспечить динамичное развитие экономики  и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран. [6, с.116]

     На  основе анализа перехода от административно-командной  системы к рыночной можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

     1) Преодоление кризисных явлений,  углубившихся после вступления  общества в переходную экономику.

     2) Формирование рыночных отношений  и рыночной инфраструктуры.

     3) Реформирование отношений собственности  как основы экономической системы.

     4) Создание условий экономической  свободы для всех субъектов  хозяйствования.

     5) Создание развитой системы социальной  защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжёлых  последствий реформирования экономики.

     Таким образом, всё многообразие разноплановых  проблем и задач, которые следует  решить в переходный период, можно  свести к трём группам. Это, во-первых, задачи чрезвычайного характера, связанные  с кризисным состоянием экономики  и других сфер общественной жизни; во-вторых, задачи перехода от плановой системы  хозяйствования к рыночной; в-третьих, задачи перспективного стратегического  развития в направлении создания социально ориентированной экономики. Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики и определяет следующие  направления  рыночных преобразований:

     1) Осуществление финансово-кредитной  стабилизации экономики посредством  ограничения бюджетных расходов, проведение сдерживающей фискальной  и жёсткой денежно-кредитной политики  с целью сдерживания инфляции и стабилизации обменного курса рубля. В этой связи, прежде всего, следует обеспечить действенный контроль над кредитной эмиссией, использовать для финансирования бюджетного дефицита неинфляционные источники, добиться снижения убыточности аграрного сектора и жилищно-коммунального хозяйства.

     2) Разгосударствление и приватизация  экономики и развитие на этой  основе предпринимательства и  конкуренции. От темпов преобразования  отношений собственности зависит  процесс развития конкуренции  в переходной экономике. Поэтому  именно в результате приватизации  должно установиться многообразие  форм собственности: государственной,  коллективной и частной. 

     3) Демонополизация экономики, являющаяся  важнейшей предпосылкой для развития  рыночной конкуренции. Ее эффективное  проведение в рамках переходной  экономики предполагает:

     - разработку системы ограничений  на слияния и иные межфирменные  соглашения, ведущие к существенному  росту уровня монополизации и  ослаблению конкуренции;

     - проведение разукрупнения сложившихся  предпринимательских монополий;

     - создание конкуренции в монополизированных  отраслях, поощрение действующих  предприятий в других отраслях  к производству монополизированных  видов продукции, поощрение импорта  такой продукции и др.

     4) Либерализация цен, переход к  их формированию в соответствии  с рыночным механизмом. Существуют  два основных способа перехода  к рыночному ценообразованию:

     - радикальный, т.е. быстрая и  широкомасштабная, полная либерализация  цен, выступающая основным элементом  реализации так называемых шоковых  экономических реформ;

     - постепенный, т.е. поэтапная и  рассчитанная на длительный период  времени либерализация цен.

     5) Формирование рыночной инфраструктуры  – системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных  постоянно обслуживать развивающийся  механизм рыночных связей производства  и потребления. В соответствии  с особенностями той или иной  рыночной сферы в переходной  экономике появляются обслуживающие  их элементы инфраструктуры:

     - сфера товарного обращения –  от розничной торговой сети  до бирж;

     - сфера рынка труда, представленная  различными бюро по трудоустройству,  центрами по переподготовке кадров, образовательными учреждениями  и биржей труда;

     - сфера обращения капитала через  фондовые и валютные биржи,  банки и небанковские инвестиционные  учреждения.

     6) Создание сильной системы социальной  защиты населения, обеспечивающей  каждому члену общества гарантии  определённого уровня жизни, минимально  необходимого для развития и  использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных), и обеспечивающей его при утрате  тех или иных способностей (старики,  больные, инвалиды, дети и т.д.).

     7) Достижение социальной переориентации  экономики на основе активной  структурно-инвестиционной политики  в направлении опережающего развития  производства потребительских товаров и услуг.

     8) Проведение реструктуризации экономики  и отдельных предприятий, включающей  мероприятия по санации производства, приведение структуры народного  хозяйства в соответствие с  требованиями современной рыночной  экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы  предприятий на основе передовых,  высокоэффективных технологий.

     9) Интеграция национальной экономики  в систему мирохозяйственных  связей, становление экономики открытого  типа. Для этого нужно осуществить  либерализацию внешней торговли, дать надёжную правовую и экономическую  защиту иностранных инвестиций.

     Особая  роль в рыночных преобразованиях  отводится государству. 
 

1.3 Роль государства  в трансформационной  экономике 
 

     Экономическая теория и практика убедительно доказывают, что нет и не может быть эффективной, социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. [1, с.57]

     Мировое развитие экономики в XX в. свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного и государственного регулирования. Соответственно в экономической теории и политике преобладала то концепция усиления роли государства в экономике (кейнсианство, господствовавшее как в экономической теории, так и практике хозяйственного регулирования вплоть до конца 70-х гг.), то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития (монетаризм, неолиберализм, связанный с именами М. Тэтчер и Р. Рейгана.) Данная концепция была направлена на высвобождения рыночных сил из-под усиленного участия государства. В начале 1990-х посредством Объединенного Венского института МВФ неолиберальная теория стала внедряться в управленческом аппарате органов экономического регулирования стран с переходной экономикой. [22, с 16-17]

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и закономерности