Передаточный механизм денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в том, что денежно-кредитная политика является важнейшим методом государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики, а механизм воздействия изменения предложения денег на экономику показывает, каким образом изменение предложения денег влияет на изменение реального объема выпуска.

Оглавление

Введение
1 Понятие и действие передаточного механизма денежно-кредитной политики
2 Виды денежно-кредитной политики: жесткая, мягкая, эластичная, политика «дорогих» и «дешевых» денег
3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.46 Мб (Скачать)

2) изменение процентной  ставки на денежном рынке;

3) реакция совокупных  расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;

4) изменение объема  выпуска в ответ на изменение  совокупного спроса (совокупных  расходов).

Между изменением предложения  денег и реакцией совокупного  предложения есть еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.

Изменение рыночной процентной ставки происходит путем изменения  структуры портфеля активов экономических  агентов после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики центрального банка на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, т. е. в итоге — снижение процентной ставки (рис. 2.2), когда кривая предложения денег сдвинется вправо из положения  L1Sв положение L2S


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2. Передаточный механизм денежно-кредитной политики

 

Однако реакция денежного  рынка зависит от характера спроса на деньги, т. е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки (рис. 2.2 б, в).

Очевидно, что нарушения  в любом звене передаточного  механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов  денежно-кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Денежно-кредитная политика имеет значительный  внешний лаг   (время от принятия решения до его результата), так как влияние ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания процентной ставки с уменьшением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет ее проведение, ибо запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Углубить представление  о денежно-кредитной политике можно  с помощью модели совокупного  спроса — совокупного предложения (модели AD—AS). Денежно-кредитная политика, подобно фискальной, ограничивается факторами, заключенными в кривой предложения. Другими словами, причинно-следственная связь, представленная на рис. 2.3, исходит из того, что денежно-кредитная политика воздействует прежде всего на инвестиционные расходы и тем самым на реальный объем производства и уровень цен. Модель AD—AS, и в частности кривая совокупного предложения, объясняет, как изменения в инвестициях распределяются между изменениями в реальном объеме производства и изменениями в уровне цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Рис. 2.3. Денежно-кредитная политика и модель AD—AS

 

Рассмотрим рис. 2.3. Определяя положение  данной кривой совокупного спроса, предполагаем, что денежное предложение  фиксировано. Расширение денежного  предложения смещает кривую совокупного  спроса вправо. Большое денежное предложение позволяет экономике достигнуть большого реального объема производства при любом данном уровне цен. Сокращение денежного предложения, наоборот, сдвигает кривую совокупного спроса влево.

Таким образом, можно заметить, что, если экономика находится в состоянии спада и характеризуется почти горизонтальным кейнсианским отрезком кривой совокупного спроса, политика «дешевых денег» сместит кривую совокупного спроса из положения ADв положение ADи сильно повлияет на реальный объем производства и занятость. Однако оно вызовет существенное повышение уровня цен. На рис. 2.3 это показано смещением совокупного спроса из положения ADв положение ADна классическом, или вертикальном, отрезке кривой совокупного предложения. Само собой разумеется, что политика «дешевых денег» явно неуместна, когда экономика достигла или близка к состоянию полной занятости. Рисунок 2.3 указывает причину: она привела бы к высокой инфляции.

Современные тенденции  в денежно-кредитной политике

Основными приемами денежно-кредитного регулирования в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями являются изменение официальной учетной ставки центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для  стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.

Принципиальное отличие техники  денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обусловливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и ее отдельные агрегаты.

Особо следует подчеркнуть, что  государственные органы стран с  рыночной экономикой в последнее время все чаще используют «политику развития конкуренции» в банковской сфере, т. е. стимулируют конкуренцию, расчищают для нее место, включая и меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этой политики находятся и предпринимаемые в последние годы во многих странах действия по либерализации внутренних и  международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение  сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностранных банков на местные рынки часто рассматривается как необходимый фактор повышения эффективности последних.

Необходимо отметить сильные и  слабые стороны использования методов  денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Кроме того, монетарная политика центрального банка не может быть независимой, а предложение денег экзогенной величиной в открытой экономике  при режиме фиксированных валютных курсов, поскольку изменение предложения национальной валюты (валютные интервенции ЦБ), особенно в условиях абсолютной мобильности капитала, подчинено цели поддержания на неизменном уровне валютного курса национальной денежной единицы. [9, с. 203]

 

 

3 ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Для выработки эффективной денежно-кредитной  политики необходимо иметь ясное  представление о механизмах взаимосвязи  между показателями денежного и  реального секторов экономики, и  в первую очередь между инструментальными переменными, находящимися под контролем Национального банка, денежными агрегатами, инфляцией и реальными объемами производства. В экономической литературе обычно выделяют два типа взаимодействий между денежным предложением, инфляцией и выпуском — долгосрочный и краткосрочный. Одна из наиболее известных работ, посвященных эмпирическому исследованию долгосрочных взаимосвязей между указанными показателями, принадлежит Мак Кэндлиссу и Веберу, которые на основе анализа статистических данных по 110 странам на тридцатилетнем периоде пришли к следующим выводам. Во-первых, была выявлена тесная статистическая связь между темпами роста денежного предложения и инфляцией, а во-вторых, показано отсутствие какой-либо положительной корреляции между динамикой денежной массы и ростом реального объема производства. Аналогичные результаты в дальнейшем были получены и во многих других исследованиях долгосрочных взаимосвязей между деньгами, инфляцией и реальным выпуском.[20]

В 2005 г. в Республике Беларусь научным коллективом из специалистов Института экономики НАН Беларуси и Национального банка Республики Беларусь с помощью моделей векторной авторегрессии был проведен эмпирический анализ трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в национальной экономике на основе помесячных статистических данных за период с января 1996 г. по август 2004 г. Результаты проведенного анализа [20], позволили подтвердить уже выявленное другими исследователями статистически значимое влияние денежного предложения на инфляцию. В результате исследования выявлены также статистически значимые отклики реальных объемов промышленного производства на денежные шоки в рамках процентного и кредитного каналов, а также канала валютного курса. Вместе с тем указанное исследование показало, что заметное на графиках функций отклика авторегрессионных моделей влияние денежно-кредитной политики на динамику реального ВВП оказалось статистически незначимым.

В исследовании [20] на первом этапе исследования для подтверждения статистической значимости воздействия денежно-кредитной политики на основные показатели реального сектора экономики был построен ряд вариантов авторегрессионной модели, различающихся составом включаемых в них эндогенных показателей. Каждый из указанных вариантов модели в качестве своих эндогенных переменных содержал: один из показателей денежного предложения, показатель инфляции и показатель реального выпуска — разрыв валового внутреннего продукта или объема промышленного производства. В различные варианты модели включались также экзогенные переменные, основными из которых являлись: реальный эффективный обменный курс белорусского рубля и реальный ВВП России как факторы, воздействующие на динамику реального выпуска, и индекс номинального обменного курса рубля к доллару США как инфлятогенный фактор.

Построенные модели, как и в предыдущем исследовании, подтвердили уже неоднократно отмеченный факт влияния денежных шоков на инфляцию. Из всех рассмотренных авторегрессионных моделей наиболее значимо это влияние продемонстрировано в том варианте, который содержит в составе своих переменных денежный агрегат М0. На рисунке 3.1 представлен график импульсной функции отклика этой модели.

 

Рис. 3.1 Импульсная функция отклика индекса потребительских цен на изменение денежного агрегата М0 [20]

Построенные модели отчетливо продемонстрировали зависимость белорусской экономики от изменения ВВП в России. Представленный на рисунке 3.2 график импульсной функции отклика показывает, что рост российского ВВП положительно и статистически значимо стимулирует экономический рост в Беларуси.

 

Рис. 3.2 Импульсная функция отклика разрыва реального ВВП РБ на изменение ВВП РФ [20]

 

Почти аналогичные результаты были получены и при исследовании краткосрочных аспектов взаимосвязи денежного предложения и реального объема промышленного производства. Различие лишь в том, что наилучшие статистические характеристики продемонстрировала та модель, которая в составе своих переменных содержит денежный агрегат М3, тогда как в предыдущем исследовании лучшие результаты были получены в модели с денежным агрегатом М1. На рисунке 3.3а представлен график соответствующей функции отклика разрыва промышленного производства.

Особый интерес представляет тот факт, что эмпирический анализ денежной трансмиссии на новом временном  интервале уже позволил выявить  статистически значимый отклик разрыва  реального ВВП на единичный шок  предложения широкой денежной массы. Приведенный нарисунке 3.3б график свидетельствует о наличии положительной реакции реального валового внутреннего продукта на изменение денежного агрегата М3, которая достигает своего максимума с лагом в два месяца и исчезает через 6—8 месяцев. Функция отклика и соответствующие статистические характеристики модели позволяют при принятом 95-процентном уровне значимости отвергнуть гипотезу об отсутствии краткосрочного влияния денег на реальный выпуск в белорусской экономике.

Рис. 3.3 Импульсная функция отклика на изменение денежного агрегата М3  [20]

 

Полученные результаты исследования требуют дополнительного, более детального, анализа денежной трансмиссии для понимания ее механизма и выявления трансмиссионных каналов. Поскольку воздействие денежных шоков на инфляцию достаточно хорошо изучено и уже не столь актуально, в дальнейшем исследовании трансмиссионного механизма рассматриваются только те модели, которые отражают влияние денежно-кредитной политики на реальные объемы выпуска. Из всех известных каналов трансмиссионного механизма был отобран для более детального эмпирического анализа тот же их состав, который рассматривался в предыдущем исследовании: канал кредитования, процентный канал и канал валютного курса.

Кредитный канал. Этот канал является одним из основных в механизме денежной трансмиссии во многих странах. Особую роль он играет в странах с банковской финансовой системой, в которых финансовые ресурсы распределяются в основном через банковский сектор. Поскольку Беларусь принадлежит к числу таких стран, то вполне естественным является предположение о значимости данного канала для ее экономики.

Зарубежные исследователи  обычно в рамках кредитного канала выделяют ряд специфических механизмов. Однако при всем многообразии встречающихся  подходов к структуризации данного канала в его рамках можно выделить два основных направления денежной трансмиссии. Одно из них основано на отношениях кредитного рынка и связано с эффектом изменения ликвидности, определяющей кредитные возможности банковской системы, а другое — с эффектом изменения риска кредитования, которое влияет на величину процентной премии за внешнее заимствование.

Информация о работе Передаточный механизм денежно-кредитной политики