Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:39, реферат
История общественно-политической дискуссии вокруг пенсионной реформы приближается к двадцатилетнему рубежу. Ее началом можно считать 1995 год — год разработки Правительственной Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, первого документа, в котором были системно изложены причины, вызывающие необходимость поиска кардинальных решений в пенсионной сфере, а также принципы, на которые должна опираться будущая национальная пенсионная система. Весь последующий период вопрос о пенсионной реформе не покидал политической повестки.
Выйдя на пенсию, застрахованные
смогут распоряжаться этими
Сейчас с этим есть проблема: средства
обязательного пенсионного страхования
не могут быть переданы по наследству,
поскольку не являются собственностью
пенсионера – они принадлежат Российской
Федерации. Что делать со средствами добровольного
пенсионного страхования – до сих пор
не ясно. «Выплатной» закон завяз в межведомственных
согласованиях. Минэкономразвития и Минздравсоцразвития
никак не могут прийти к единому мнению
относительно правовой базы для ускоренной
выплаты этих средств или их наследования.
Более того, будущие пенсионеры смогут
еще и заложить свои пенсионные накопления
и получить под них ссуду.
Кроме того, граждане постепенно станут
полноценными участниками корпоративных
пенсионных программ. Случится это к 2040
году, когда, проработав в компании всего
один год, работник будет иметь право на
добровольные пенсионные накопления,
сформированные этим работодателем. В
2023 году он будет иметь такое же право
лишь по истечении 10 лет верной службы.
При этом работодатель уже в 2023 году будет
обязан включать в добровольную пенсионную
программу всех сотрудников старше 35 лет,
правда, только в том случае, если такая
программа у него есть. Программ таких
может быть не больше двух: одна – для
менеджмента, вторая – для всех остальных.
Право создавать индивидуальные пенсионные
программы будет ограничено.
За счет всех этих мер правительство рассчитывает
вовлечь в добровольное пенсионное обеспечение
20% экономически активного населения уже
к 2023 году, при этом половина всех работающих
должна будет перечислять обязательные
взносы в негосударственные фонды. В этом
случае, как считают авторы концепции,
удастся обеспечить пенсию работающим
гражданам на уровне 70% от утраченного
заработка, правда, при двух условиях:
если накопления осуществляются не менее
30 лет и зарплата не превышает подлежащий
страхованию порог в 415 000 рублей (в рублях
2010 года). Для тех, кто зарабатывает больше,
государство обещает пенсию на уровне
40% утраченного заработка. Ну, а тем, кто
не работал или работал сам на себя – 2,5
прожиточных минимума пенсионера.
Заключение
Из долгосрочных факторов глобального характера, имеющих место практически во всех странах, в которых действуют пенсионные системы, наибольшее влияние оказывают демографические факторы и соотношение различных возрастных когорт. Старение населения на фоне сокращения численности трудоспособных возрастов породило системный кризис российской пенсионной системы в 1990-х гг. Новая система должна была ослабить зависимость финансового обеспечения от демографических факторов. В той конфигурации, в которой реализуется пенсионная реформа в настоящее время, эта связь не ослаблена. Две самые мощные подсистемы — базовая и страховая — по-прежнему строятся на принципе солидарности поколений, при котором пенсии нынешнего контингента пенсионеров финансируются поколением, которое находится в трудоспособном возрасте.
Новая пенсионная система имела своей целью создание страховых механизмов, которые позволили усилить ответственность самого работника за свою будущую пенсию и установить связь между ее размером и реальным трудовым вкладом в течение трудовой жизни. Отсутствие такой связи в прежней системе распределительного типа относилось к числу наиболее выраженных ее изъянов. В ходе пенсионной реформы эта цель во многом была реализована: в 2002–2004 гг. пенсионной системе удалось придать страховой характер, когда доля страховой пенсии составляла более 60% от общего размера и имела тенденцию к росту. Однако события 2005 г. коренным образом изменили это соотношение. Попытка компенсировать экономические потери пенсионеров в связи с монетизацией социальных льгот привели к внеплановой масштабной индексации базовой части пенсии. Страховая пенсия сократила свою основную долю и, соответственно, утратила свою функцию в пенсионной системе. Как показали прогнозные оценки на среднесрочную перспективу, прецедент 2005 г. имеет долгосрочные последствия, и соотношение базового и страхового элементов до 2012 г. не сможет вернуться к состоянию 2004 г. Это означает смещение пенсионной системы от страхового принципа к системе социального обеспечения.
Ослабление зависимости от демографических факторов поставили перед будущей пенсионной реформой вопрос о создании накопительной системы, при которой будущая пенсия или ее часть финансируется самим работником из его долгосрочных накоплений в период его трудовой активности. Пенсионная реформа предусмотрела формирование этой системы, но реальная доля этого элемента с точки зрения финансовых активов, аккумулируемых в подсистеме, и охвата возрастных групп населения, вошедших в нее, очень ограничена. Оценка эффективности системы будет возможна лишь после 2022 г., когда на пенсию начнут выходить первые «накопители». Однако сейчас по долгосрочным актуарным прогнозам ПФ доля накопительной части пенсии для лиц молодых
возрастов, которые в полном объеме участвуют в накопительной системе, составит от 8 до 15%, что не позволяет говорить о формировании в будущем весомого накопительного элемента.
Прежняя пенсионная система оказалась не в состоянии обеспечить социально приемлемый уровень пенсий подавляющему большинству российских пенсионеров. Это был главный социальный вызов будущей пенсионной системе. Пенсионная реформа на фоне общего экономического роста российской экономики обеспечила положительную динамику размера пенсий практически для всех категорий получателей. Однако, во-первых, это значение в реальности не может рассматриваться как серьезное социальное достижение системы, во-вторых, ускоренный сценарий может оказаться финансово нереализуемым, в-третьих, как уже отмечалось, он ведет к перерождению страховой системы в систему пенсионного обеспечения.
Высокая демографическая нагрузка в пенсионной системе на протяжении длительного времени заставляла поддерживать высокий уровень налоговых тарифов на работодателя, что служило объективным тормозом для экономического роста. Пенсионная реформа ставила своей целью снижение налогового бремени на работодателя. В значительной мере эту проблему удалось решить.
Достижением дореформенного института пенсионного обеспечения был широкий охват населения пенсионной системой. Будущей национальной пенсионной системе предстояло сохранить это достижение. Однако новое пенсионное законодательство не включает в страховую систему значительные по численности группы населения, в первую очередь, учащуюся молодежь, тем самым, не позволяя им приступить к накоплению трудового стажа и суммы страховых отчислений.
Существенное влияние на финансовое положение в пенсионной сфере оказывает существование значительного по масштабу неформального экономического сектора и широкое распространение неформальных и теневых отношений на рынке труда. Создание стимулов к легализации оплаты труда как основы для формирования будущей страховой пенсии составляло одну из целей пенсионной реформы. Эта задача казалась тем более реалистичной на фоне изменения шкалы подоходного налога и либерализации порядка его взимания. Однако на практике эта связь оказалась не столь очевидной. Репрезентативные обследования населения показывают, что эти две весомые меры не сократили, а лишь реструктурировали неформальный сектор рынка труда. Значительная часть трудовых доходов по-прежнему носят теневой и неформальный характер.
Прежняя
пенсионная система оказалась
10. Интегральной
целью реформы являлась
БИБЛИОГРАФИЯ