Пенсионная реформа РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:39, реферат

Краткое описание

История общественно-политической дискуссии вокруг пенсионной реформы приближается к двадцатилетнему рубежу. Ее началом можно считать 1995 год — год разработки Правительственной Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, первого документа, в котором были системно изложены причины, вызывающие необходимость поиска кардинальных решений в пенсионной сфере, а также принципы, на которые должна опираться будущая национальная пенсионная система. Весь последующий период вопрос о пенсионной реформе не покидал политической повестки.

Файлы: 1 файл

реферат пн.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

      Каковы  последствия данного шага? С одной стороны, любые ограничения на занятость пенсионеров, включая лимитирование размера пенсии, снижают уровень трудовой активности пожилого населения. Это имеет негативные социальные и экономические последствия, связанные со снижением доходного и социального статусов пожилых людей после их выхода на пенсию. С другой, при существующих границах нормативного пенсионного возраста разрешение пенсионерам работать и получать пенсию в полном объеме неэффективно с точки зрения расходования средств пенсионной системы. Кроме того, эта норма ставит в заведомо неравные условия тех, кто еще способен трудиться, и тех, кто уже нет, например, по причине плохого состояния здоровья.

      Наконец, предоставленная пенсионерам возможность  работать, получая и пенсию, и  зарплату в полном объеме, изменяет направление и силу воздействия норм, определяющих пенсионное поведение пожилого населения. В этих условиях меры, направленные на стимулирование более позднего оформления пенсии, будут, по-видимому, иметь очень ограниченное влияние на фактический возраст выхода на пенсию. Вероятно, стимулы, направленные на более позднее оформление накопительной пенсии и связанные с ее наследованием в случае смерти застрахованного до начала выплаты пенсии, будут более эффективны, однако вопрос выплаты этих пенсий относится к средне- и даже долгосрочной перспективе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Инвестиционные  условия и финансовые инструменты

      реализации  накопительной реформы 

      Основные  аргументы против введения накопительного элемента сводились к указанию на недостаток финансовых инструментов, низкую емкость рынков, невысокую надежность российских финансовых институтов. Напротив, сторонники накопительной реформы говорили о том, что она выступает мощным стимулирующим фактором для развития финансовых рынков, а постепенный рост нагрузки, предусмотренный скоростью введения накопительного блока, будет способствовать общей стабилизации рынков с точки зрения волатильности, доходности и рисков и стимулировать различные категории инвесторов, включая частных и иностранный капитал. Подтвердить справедливость той или иной аргументации могла, очевидно, лишь практическая реализация данного элемента реформы.

      Направления инвестирования в соответствии с  законопроектом включают следующие:

      1) государственные ценные бумаги  Российской Федерации;

      2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

      3) облигации российских эмитентов,  помимо указанных в подпунктах 1-2 настоящего пункта;

      4) акции российских эмитентов, созданных  в форме открытых акционерных  обществ;

      5) государственные ценные бумаги иностранных государств;

      6) облигации иностранных эмитентов,  помимо указанных в подпункте  5 настоящего пункта;

      7) акции иностранных эмитентов;

      8) эмиссионные ипотечные ценные  бумаги;

      9) денежные средства в рублях  на счетах в кредитных организациях, в том числе в депозитах;

      10) иностранная валюта на счетах  в кредитных организациях, в том  числе в депозитах4.

      Представленный  список включает в основном бумаги класса B. Учитывая негативный опыт дефолта по государственным обязательствам и падение котировок корпоративных ценных бумаг, привлекательным могло бы оказаться инвестирование в зарубежные ценные бумаги или, что еще лучше, индексы. Однако снятие ограничений на инвестирование в зарубежные активы противоречит долгосрочным интересам государства в пенсионной реформе. Большинство стран, проводящих накопительную реформу, начинают с установления очень жестких ограничений на инвестиции за рубеж.

      В России максимальная доля активов зарубежных эмитентов в инвестиционном портфеле ограничена 20%, но ее предельные значения на каждый год утверждаются постановлениями Правительства.

      Перспективы инвестирования на внутреннем рынке  осложняются низкой емкостью российского финансового рынка, в то время как темпы роста средств пенсионных накоплений постоянно растут.

      Недостаточное развитие финансовых рынков и ограниченность инструментов для инвестирования стали, видимо, основной причиной достаточно неутешительных результатов финансовой деятельности управляющих компаний.  
 
 

      Перспективы участия населения  в накопительной  реформе 

      Как уже отмечалось, полноправные участники накопительной системы — лица 1967 года рождения и младше. По оценкам МЭРТ 2002 г., доля их накопительной пенсии может достичь 50% общего объема пенсионных выплат. Потенциальные векторы позитивного влияния накопительной пенсионной реформы включают следующие направления:

      • легализация доходов;

      • повышение трудовой активности;

      • при благоприятных тенденциях развития финансовых рынков — повышение благосостояния пенсионеров;

      • создание рабочих мест в новых  финансовых институтах.

      Вместе  с тем, положительный результат  может быть достигнут лишь при сочетании определенных условий в проведении реформы, к которым, на наш взгляд, могут относиться следующие:

      • сбалансированность структуры управления пенсионным обеспечением: ограничение монополии ПФ, повышение прозрачности его работы;

      • повышение возможностей индивидуального  выбора как в плане выбора НПФ, так и возможности более частой смены инвестиционного портфеля;

      • создание понятных условий и правил, регламентирующих присоединение НПФ к участию в пенсионной реформе;

      • расширение возможностей инвестирования средств в стабильные инструменты, каковыми являются зарубежные индексы (во всяком случае, в первые годы реформы);

      • повышение заинтересованности участия  высокодоходных групп в накопительной реформе, например, посредством установления потолка обязательных пенсионных отчислений и сверх него — некоторой доли заработка, который может освобождаться от налогообложения в случае направления его на цели добровольного накопительного пенсионного обеспечения;

      • наконец, стабильность законодательства и правил участия в накопительной  системе всех ее участников.

      Кроме того, с точки зрения первых шагов  реформы очевидно, что были допущены серьезные ошибки в отношении популяризации ее идей и механизмов среди населения. Просветительская работа по вопросам реформы в России явно была отодвинута на второй план. В течение года с некоторыми разъяснениями выступали лишь представители ПФ и участвующих в разработке реформы министерств, и только в конце года ряд средств массовой информации организовали публичное представление проекта реформы населению. Нельзя не отметить, что сами частные управляющие компании (и впоследствии НПФ) также были крайне пассивны как с позиций PR, так и конкретных действий по привлечению вкладов населения. В частности, известны единичные случаи, когда частные управляющие компании (ЧУК) предложили клиентам диверсифицированные инвестиционные портфели.

      В итоге, как показали социологические  исследования, замысел и содержание реформы для населения были малопонятными. Например, по данным специальных опросов Фонда общественное мнение (ФОМ) о готовящейся пенсионной реформе знали лишь 20% респондентов в начале 2001 г. и 30% в его конце, т.е. в сам канун реформы. Более того, в 2003 г., когда реформа осуществлялась полным ходом, об этом знало только 40% российского населения. 
 

      Перспектива развития пенсионной реформы 

      Пенсионная  система будущего будет выглядеть  совсем не так, как все думали. НИИ  труда подготовило концепцию  развития негосударственного пенсионного обеспечения, – именно ее Минздравсоцразвития и собирается утвердить. Пока это драфт документа, но в Минздравсоцразвития уже создана рабочая группа для работы над этим документом. Уже готово техническое задание для НИИ труда, по которому должны быть разработаны механизмы реализации всего задуманного.

        Согласно концепции после 2023 года  в России не будет обычных  НПФ, их место займут негосударственные  и государственный накопительные  пенсионные фонды, в которых и будут копиться пенсии граждан. Взносы в эти фонды будут осуществлять предприятия и организации, причем переводить деньги они будут в тот фонд, который выберет работник. Но выбор фонда станет делом обязательным, оставаться молчуном будет крайне невыгодно.  
Согласно концепции, взносы молчунов будут перечисляться в государственный накопительный фонд, но не будут никуда инвестироваться. Единственное, что этот фонд сможет сделать для молчунов – защитить их средства от обесценения, положив их на депозит. «Для предотвращения обесценивания таких средств они должны размещаться на депозитах банков в порядке, установленном для размещения временно свободных средств казны Российской Федерации», – говорится в концепции. Накопления будут формироваться за счет взносов работодателей. Причем в 2023 году система будет функционировать по-разному для работников бюджетной сферы и всех остальных. Бюджетные предприятия и организации будут платить 6% от зарплаты работника, если она не превышает уровня страхуемого заработка. В 2010 году – это 415 000 рублей. Все остальные будут отчислять такой процент, какой будет зафиксирован в договоре с трудовым коллективом. Если процент окажется меньше 6%, недостающую сумму работодатель сможет брать из зарплаты работника. Переход на такую схему отчислений будет постепенным и начнется в 2013 году с установления для всех работодателей обязанности перечислять 6% на пенсионные накопления.  
Накопительные пенсионные фонды получат возможность самостоятельно инвестировать средства будущих пенсионеров, но не куда угодно, а в один из семи инвестиционных портфелей (таблица1).

      Таблица 15: Семь пенсионных портфелей будущего: уровень риска будет привязан к возрасту будущего пенсионера

      Название       Описание       Для кого
      А Безрисковый портфель, включающий государственные ценные бумаги, облигации эмитентов и депозиты банков, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже ААА лиц, старше 55 лет  и лиц, выбравших консервативный портфель государственной управляющей  компании
      Б Малорисковый  портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже АА до 55 лет
      В Низкорисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги инвестиционной категории  не ниже А до 50 лет
      Г Умеренно рисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги инвестиционной категории не ниже ВВВ до 45 лет
      Д Приемлемо рисковый портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги спекулятивной  категории не ниже ВВ, и производные  ценные бумаги до 40 лет
      Е Среднерисковый  портфель, включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги спекулятивной категории не ниже B, и производные ценные бумаги до 35 лет
      Ж Рисковый портфель,включающий ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинги спекулятивной категории не ниже CCC, и производные ценные бумаги до 30 лет

       
Каждый из портфелей будет соответствовать  определенному возрасту работника, и все они будут составлены по общему принципу: чем моложе, тем  рискованней. Инвестировать средства в деривативы можно будет только до 40 лет, а покупать высокодоходные «мусорные» бумаги можно будет только для будущих пенсионеров, не достигших 30 лет. Самый консервативный портфель предусмотрен для тех, кому уже перевалило за 55 – он соответствует нынешнему консервативному портфелю ВЭБа.

Информация о работе Пенсионная реформа РФ