Открытость экономики региона (Тюменская область)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение открытости экономики Тюменской области.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть сущность открытой экономики;

Оглавление

Введение 2
1. Открытая экономика: понятие, показатели открытости 3
2. Открытость экономики Тюменской области 10
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Открытость экономики региона (Тюменская область).docx

— 50.21 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 2

1. Открытая экономика:  понятие, показатели  открытости 3

2. Открытость экономики  Тюменской области 10

Заключение 23

Список  использованной литературы 25 

 

Введение 

     С начала 90-х годов уже прошедшего столетия в качестве стратегической цели преобразований, идущих в нашей  стране, называется построение открытой экономики в России. Зададимся  вопросом: насколько адекватна эта  выдвинутая и не подвергаемая сомнению задача?

     "Открытость" может пониматься двояко. Во-первых, она может означать абсолютную  двустороннюю проницаемость экономики  для международных потоков капитала, технологий, сырьевых и трудовых  ресурсов, товаров конечного спроса. В этом значении "открытая экономика"  предполагает отказ от протекционизма - то есть снятие всех барьеров  на ввоз и вывоз товаров  и услуг, всех ограничений на  деятельность в стране иностранных  фирм и банков, включая вопросы  приобретения собственности; отмену  любых привилегий, льгот и преимущественного  права резидентов перед нерезидентами  в доступе к ресурсам, в получении  государственных заказов, концессий;  обеспечение свободы передвижения рабочей силы.

     Абсолютно открытой или закрытой экономики  не существует. На степень открытости влияют масштаб страны, численность  населения, размер внутреннего рынка, относительная обеспеченность сырьем, географическое положение, особенности  национальной политики государства, характер внешнеэкономических связей.

     Целью работы является изучение открытости экономики Тюменской области.

     Из  поставленной цели вытекают следующие  задачи:

- рассмотреть  сущность открытой экономики;

- изучить  состояние, проблемы и перспективы  открытости экономики Тюменской  области.

 

1. Открытая экономика: понятие, показатели открытости

 

    Под влиянием процессов глобализации меняется мировое экономическое пространство. Национальные экономические системы  переходят от относительно замкнутых  хозяйств  к экономике открытого  типа.

    В данных условиях меняется механизм функционирования не только национальной экономики в  целом, но и её отдельных подсистем - регионов, которые также испытывают возрастающее влияние внешних факторов. В унитарных государствах открытой становится национальная экономика в целом. В федеративных государствах (например, Россия, Германия, США), имеющих значительную территориальную протяженность, многоуровневое административное устройство (в России: Федеральный центр – регионы – муниципальные образования), сложные взаимоотношения между центром и субъектами, экономическую самостоятельность регионов, в том числе в части проникновения на внешние рынки, открытость экономики имеет два уровня: национальный  и региональный.

    На  национальном уровне под открытостью, как правило, понимают вовлеченность  экономики государства в формирующееся  глобальное экономическое пространство. На региональном  уровне традиционно  открытость трактуется как активное участие субъектов федерации  в межрегиональных экономических  связях внутри государства.

    Но  есть и другие аспекты открытости региона, которые актуализируются  в контексте новых экономических  реалий. В данной работе под открытостью региона понимаем высокую степень включенности региона в мировые экономические процессы, когда направление и характер его развития определяется не только внутренними (межрегиональными) условиями, но и факторами, действующими на внешнем рынке. При этом степень влияния внешних факторов возрастает и становится в ряде случаев определяющей для экономики некоторых регионов.

    В этом случае регион как сложный экономический  комплекс функционирует как система  национальной  и мировой экономики. В связи с этим представляется, что открытость экономики региона  необходимо рассматривать в двух аспектах:

  1. Открытость региона как субъекта национальной экономики. Данный аспект предполагает анализ степени участия регионов в открытости национальной экономики. В первую очередь это актуально для территориально крупных стран с выраженной региональной экономической специализацией и отраслевой локализацией, большим природным и социально-экономическим разнообразием (например, Российская Федерация).
  2. Открытость региона как самостоятельного субъекта экономической деятельности. Данный аспект предполагает анализ внутренних и внешних факторов, которые способствуют повышению открытости экономики региона. Среди таких факторов выделены:
    • экономико- географическое положение;
    • промышленный и научно-технический потенциал;
    • природные ресурсы;
    • инфраструктурная обеспеченность;
    • благоприятная институциональная среда;
    • наличие отраслей экономики, ориентированных на внешний рынок

    Открытость  экономики рассматривается не как  цель экономического развития региона, а как средство повышения продуктивности его экономики. Продуктивное экономическое  сотрудничество с другими странами может стать «локомотивом» экономического роста в регионе, а затем и  в стране в целом. 

    Открытая  экономика - это экономическая система, ориентированная на максимальное участие  в мирохозяйственных связях и  в международном разделении труда.

    Для характеристики степени открытости (закрытости) национальной хозяйственной  системы страны в практике принято  использовать две группы показателей-индикаторов: прямые и косвенные.

      К прямым (основным) показателям  открытости национальной экономики  относятся: 

      • удельный вес внешней торговли (экспорт + импорт) в валовом внутреннем продукте (ВВП), или внешнеторговая квота;

      • доля экспорта в национальном  производстве, или экспортная квота; 

      • доля импорта в национальном  потреблении товаров и услуг,  или импортная квота; 

      • удельный вес иностранных  инвестиций по отношению к  внутренним.

      Кроме того, это группа индикаторов  открытости распадается на более  частные показатели, характеризующие  различные стороны открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы.  Например, пороговые (предельно допустимые) значения этих показателей определяют  степень экономической (продовольственной,  технологической и др.) безопасности.

      Вторую (косвенную) группу показателей-индикаторов  открытости (закрытости) национальной  хозяйственной системы составляют, как правило, количественные значения  экспертных оценок различных  процессов и явлений, происходящих  в экономике страны. Например, объем ввоза/вывоза иностранной валюты в/из России; число свободных экономических зон различных типов, функционирующих в экономике страны; участие страны в межгосударственных экономических союзах, договорах, соглашениях и др.

      Мировой опыт свидетельствует  о том, что в настоящее время  наметилась тенденция к резкому  сокращению числа стран с закрытым  типом экономики при быстром  росте числа государств, ориентирующихся  на открытый тип хозяйствования. Эта тенденция обусловлена действием  не только сугубо экономических  причин, но и факторами политического,  исторического, этнического характера.  Наибольшее воздействие на развитие  этой тенденции, а следовательно,  на набор показателей, характеризующих  ее как на общемировом, так и на национальном уровне, оказывают масштаб социально-экономического развития страны, ее размеры, обеспеченность природными ресурсами, местоположение, степень включения в международное разделение труда и др.

    Экономическая открытость национальной экономики  создает  как дополнительные возможности, так  и оборачивается определенными  издержками для экономики регионов.

    Установлено, что для регионов с высокой  степенью участия характерны позитивные и негативные последствия, а регионы  с низкой степенью участия испытывают преимущественно отрицательные  последствия экономической открытости (таблица 1).

   Таблица 1

   Влияние экономической открытости национальной экономики на регионы 

Позитивные  последствия 

(для  регионов с высокой степенью  участия в открытости национальной  экономики)

Негативные  последствия

(для  регионов с низкой и высокой  степенью участия в открытости  национальной экономики)

  1. Доступ к международным финансовым и информационным ресурсам.
  2. Расширение ассортимента и качества товаров на региональных рынках
  3. Ускорение процессов развития рыночной инфраструктуры в регионе
  4. Создание новых рабочих мест в регионе
  1. Поляризация отраслевой структуры региона на отрасли, ориентированные на внешний рынок, и  отрасли, ориентированные на внутренний рынок, что усиливает процессы межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации по уровню социально-экономического развития.
  2. Консервация моноспециализации экономики регионов в связи с ориентацией отраслевого развития на внешний рынок.
  3. Усиление уязвимости (рисков) региональной экономики в связи с колебаниями мировой экономической конъюнктуры.
  4. Замещение внутренней торговли между отечественными производителями внешней, что приводит к разрыву межрегиональных и внутрирегиональных экономических связей (эффект фрагментации хозяйственных связей)
 

    Перед регионами встают задачи продуктивной адаптации в условиях открытости национальной экономики,  выбирая  необходимые механизмы и инструменты, которые обеспечили бы возможность  использовать преимущества открытости национальной экономики при минимизации  её негативных последствий. 

    Для выбора механизмов и инструментов успешной адаптации региона к новым  экономически реалиям важно не только определить степень участия  региона  в открытости национальной экономики, но и открытость региона как самостоятельного субъекта экономической деятельности, в связи с чем необходимо учитывать  показатели  открытости экономики  региона в контексте создания и потребления ВРП. Это позволит определить уровень и характер самостоятельной  открытости региона.

    По  степени структурной и институциональной  открытости экономики субъекты Федерации  могут быть разделены на три основных типа: центральный, приморский (приграничный) и проэкспортный.

    Центральный тип наблюдается в регионах (их 8), обладающих мощным экономическим  и научно-техническим потенциалом, с городами с миллионным населением в качестве региональных центров, которые  имеют зону рыночного и культурного  тяготения, сильно превосходящую сам  регион: Москва и Московская область, С.-Петербург и Ленинградская  область, Нижегородская, Самарская  и Свердловская области, Татарстан. Для этих регионов характерны разнообразные  и крупномасштабные внешнеэкономические  связи, сильно диверсифицированные  по географическим направлениям и предметному  содержанию. Это регионы с наиболее благоприятным предпринимательским  климатом. Среди них резко выделяется Москва. Ее следует отнести к первому  уровню регионов такого типа. С.-Петербург, довольно сильно уступающий Москве по всем параметрам открытости, относится  ко второму уровню, остальные регионы - к третьему. На регионы, отнесенные к этому типу, приходится более 50% внешнеторгового оборота и около 70% накопленных прямых иностранных инвестиций.

    Приморский (приграничный) тип открытости (8 регионов) отличают высокие относительные  показатели открытости, но сравнительно узкий спектр внешнеэкономической  деятельности при большой доле в  ней соседних стран. Во внешней торговле высока доля услуг. Импорт, как правило, превышает экспорт. Это крупные  центры приграничной торговли, через  которые вывозятся значительные объемы иностранной валюты. Они широко включены в приграничное и субрегиональное  сотрудничество. Наиболее рельефно подобный тип открытости представлен в  дальневосточных регионах: Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской  и Магаданской областях, а также  в европейской части России в  Карелии, Калининградской и Ростовской областях, Краснодарском крае. На них  приходится около 8% внешнеторгового  оборота страны и более 12% накопленных  прямых иностранных инвестиций.

Информация о работе Открытость экономики региона (Тюменская область)