Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:27, курсовая работа
Целью работы является изучение открытости экономики Тюменской области.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть сущность открытой экономики;
Введение 2
1. Открытая экономика: понятие, показатели открытости 3
2. Открытость экономики Тюменской области 10
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Содержание
Введение 2
1. Открытая экономика: понятие, показатели открытости 3
2. Открытость экономики Тюменской области 10
Заключение 23
Список
использованной литературы 25
Введение
С начала 90-х годов уже прошедшего столетия в качестве стратегической цели преобразований, идущих в нашей стране, называется построение открытой экономики в России. Зададимся вопросом: насколько адекватна эта выдвинутая и не подвергаемая сомнению задача?
"Открытость"
может пониматься двояко. Во-первых,
она может означать абсолютную
двустороннюю проницаемость
Абсолютно открытой или закрытой экономики не существует. На степень открытости влияют масштаб страны, численность населения, размер внутреннего рынка, относительная обеспеченность сырьем, географическое положение, особенности национальной политики государства, характер внешнеэкономических связей.
Целью работы является изучение открытости экономики Тюменской области.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть сущность открытой экономики;
- изучить
состояние, проблемы и
Под
влиянием процессов глобализации меняется
мировое экономическое
В данных условиях меняется механизм функционирования не только национальной экономики в целом, но и её отдельных подсистем - регионов, которые также испытывают возрастающее влияние внешних факторов. В унитарных государствах открытой становится национальная экономика в целом. В федеративных государствах (например, Россия, Германия, США), имеющих значительную территориальную протяженность, многоуровневое административное устройство (в России: Федеральный центр – регионы – муниципальные образования), сложные взаимоотношения между центром и субъектами, экономическую самостоятельность регионов, в том числе в части проникновения на внешние рынки, открытость экономики имеет два уровня: национальный и региональный.
На
национальном уровне под открытостью,
как правило, понимают вовлеченность
экономики государства в
Но
есть и другие аспекты открытости
региона, которые актуализируются
в контексте новых
В этом случае регион как сложный экономический комплекс функционирует как система национальной и мировой экономики. В связи с этим представляется, что открытость экономики региона необходимо рассматривать в двух аспектах:
Открытость
экономики рассматривается не как
цель экономического развития региона,
а как средство повышения продуктивности
его экономики. Продуктивное экономическое
сотрудничество с другими странами
может стать «локомотивом»
Открытая экономика - это экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда.
Для характеристики степени открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы страны в практике принято использовать две группы показателей-индикаторов: прямые и косвенные.
К прямым (основным) показателям
открытости национальной
• удельный вес внешней
• доля экспорта в
• доля импорта в национальном потреблении товаров и услуг, или импортная квота;
• удельный вес иностранных инвестиций по отношению к внутренним.
Кроме того, это группа индикаторов
открытости распадается на
Вторую (косвенную) группу
Мировой опыт свидетельствует
о том, что в настоящее время
наметилась тенденция к
Экономическая открытость национальной экономики создает как дополнительные возможности, так и оборачивается определенными издержками для экономики регионов.
Установлено,
что для регионов с высокой
степенью участия характерны позитивные
и негативные последствия, а регионы
с низкой степенью участия испытывают
преимущественно отрицательные
последствия экономической
Влияние экономической открытости национальной экономики на регионы
Позитивные
последствия
(для
регионов с высокой степенью
участия в открытости |
Негативные
последствия
(для регионов с низкой и высокой степенью участия в открытости национальной экономики) |
|
|
Перед
регионами встают задачи продуктивной
адаптации в условиях открытости
национальной экономики, выбирая
необходимые механизмы и
Для выбора механизмов и инструментов успешной адаптации региона к новым экономически реалиям важно не только определить степень участия региона в открытости национальной экономики, но и открытость региона как самостоятельного субъекта экономической деятельности, в связи с чем необходимо учитывать показатели открытости экономики региона в контексте создания и потребления ВРП. Это позволит определить уровень и характер самостоятельной открытости региона.
По
степени структурной и
Центральный
тип наблюдается в регионах (их
8), обладающих мощным экономическим
и научно-техническим
Приморский (приграничный) тип открытости (8 регионов) отличают высокие относительные показатели открытости, но сравнительно узкий спектр внешнеэкономической деятельности при большой доле в ней соседних стран. Во внешней торговле высока доля услуг. Импорт, как правило, превышает экспорт. Это крупные центры приграничной торговли, через которые вывозятся значительные объемы иностранной валюты. Они широко включены в приграничное и субрегиональное сотрудничество. Наиболее рельефно подобный тип открытости представлен в дальневосточных регионах: Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской и Магаданской областях, а также в европейской части России в Карелии, Калининградской и Ростовской областях, Краснодарском крае. На них приходится около 8% внешнеторгового оборота страны и более 12% накопленных прямых иностранных инвестиций.
Информация о работе Открытость экономики региона (Тюменская область)