Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 03:58, отчет по практике
Сберегательный Банк Российской Федерации - старейший банк страны и единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР. Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов требовали серьезных изменений в работе Банка, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы Банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления Банком.
Введение
1. Общая характеристика ОАО АКБ «Сбербанк»
2. Особенности кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Приморском ОСБ № 8635
3. Процесс кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Приморском ОСБ № 8635
Заключение
Список использованной литературы
Проведя анализ таблицы 7 можно сделать вывод о том, что средневзвешенная процентная ставка по кредитам, предоставленным банком юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за 2006 - 2009 гг. снизилась с 13,6% до 13.1%. Уровень данной ставки за 2009 г. оказался рентабельным для Банка. Сумма кредитов, предоставленных предприятиям и организациям, увеличилась в 1,6 раза за 4 последних года, что повлияло на рост значений показателей эффективности деятельности Банка: только за последний год чистая прибыль увеличилась на 160%, а собственного капитала - на 78%. В свою очередь установленный уровень процентной ставки по ссудам позволил привлечь новых крупных клиентов, что немаловажно для эффективной деятельности и финансовой устойчивости банка.
На стабильность работы Банка особое влияние оказывает возвратность предоставленной банковской ссуды. Динамика удельного веса просроченной задолженности по кредитам, предоставленным банком юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям представлена в таблице 7.
Таблица 7 - Динамика удельного веса просроченной задолженности по кредитам, предоставленных Приморским ОСБ № 8635 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за 2006 - 2009 гг.
(в процентах на годах к итогу)
Показатель | Годы | Изменения за годы | |||||
2009 г. | 2008 г. | 2007 г. | 2006 г. | 2009 г. | 2008 г. | 2007г. | |
Доля просроченных кредитов, предоставленных предприятиям и организациям, % | 7,5 | 9,6 | 12,3
| 16,2 | -2,1 | -2,7 | -3,9 |
Как показывают данные таблицы, удельный вес просроченных ссуд, предоставленных Банком предприятиям, организациям и индивидуальным предпринимателям за последние годы существенно уменьшился практически в 2,5 раза и составил за 2009 г. 7,5%. Долги по объектам кредитования были сосредоточены в основном в обрабатывающей промышленности, электроэнергетике, сельском хозяйстве. Относительно высокая просроченная задолженности в 2006 – 2007 гг. была связана с низкой платежеспособностью предприятий, недостатком оборотных средств в условиях роста цен, а также недостаточно эффективными методами оценки Банком кредитоспособности заемщиков и высоким кредитным риском. Снижение доли просроченных кредитов, предоставленных банком предприятиям и организациям, за 2006 – 2009 гг. свидетельствует об улучшении платежной дисциплины, о стабилизации финансового положения предприятий, о снижении кредитного риска и применении эффективных методов оценки заемщика.
3. Процесс кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Приморском ОСБ № 8635
В Приморском отделении № 8635 Сбербанка России основанием для начала кредитной операции служит поступление в банк кредитной заявки от клиента. В ней должны быть изложены следующие сведения:
• цель кредита;
• размер кредита;
• срок кредита;
• предполагаемое обеспечение;
• источники погашения кредита;
• краткая характеристика заемщика, информация о видах его деятельности и деловых партнерах.
Заявка юридического лица и индивидуальных предпринимателей должна быть оформлена на бланке организации либо на листе обычной бумаги, заверенном ее печатью, и подписана лицами, уполномоченными совершать кредитные операции. Заявка подается непосредственно кредитный отдел Приморского отделения № 8635 Сбербанка России.
Следующий этап работы над заявкой — этап переговоров с заявителем. Переговоры с потенциальным заемщиком проводят работники Приморского отделения № 8635. Заявитель должен быть готов ответить на любые вопросы, касающиеся общих сведений о своей организации и ее деятельности.
Обязательно задают и уточняющие вопросы об испрашиваемом кредите, такие, например, как:
назначение кредита;
желательные параметры и условия кредита (вид и форма кредита, сумма, график предоставления средств, сроки, проценты);
источники и график погашения долга;
вид обеспечения, его оценка и ликвидность;
правовая чистота имущества, предлагаемого в обеспечение (кто его собственник, требуется ли разрешение какого-либо лица или органа);
А также работникам Приморского отделения № 8635 Сбербанка России необходимо поинтересоваться отношениями заявителя с другими банками.
Если в процессе переговоров выясняется, что нецелесообразно продолжать рассматривать заявителя в качестве лица, которому в принципе можно было бы выдать требуемый кредит (в том числе по причине того, что сотрудничество с данным лицом не соответствовало бы кредитной политике банка), то ему дается мотивированный отказ. Если, наоборот, у работников Приморского отделения № 8635 Сбербанка России банка сложилось благоприятное мнение о возможности продолжения работы над заявкой, то они должны предложить заявителю представить для анализа необходимые документы в соответствии с нижеприведенным перечнем.
Документы, необходимые о предоставлении кредита
1. Юридические документы (в обязательном порядке):
устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор (в зависимости от организационно-правовой формы юридическою лица), нотариально заверенные;
свидетельство (решение) о государственной регистрации;
карточка образцов подписей и печати, заверенная нотариально;
документ, подтверждающий полномочия конкретного лица выступать от имени организации и подписывать кредитные договоры (документ о назначении лица на должность либо доверенность).
2. Бухгалтерская отчетность (в обязательном порядке):
баланс, заверенный налоговым органом;
отчет о финансовых результатах использовании:
другие формы квартальной отчетности за последние две даты;
отчетность за последний год с приложениями;
расшифровки структуры дебиторской и кредиторской задолженности (в форме справок с указанием основных дебиторов и кредиторов и сроков погашения долгов);
справки о полученных кредитах и займах либо копии кредитных договоров (договоров займа), действующих на дату представления заявки на кредит;
справки о выданных поручительствах (с приложением копий договоров);
копии выписок из расчетных и текущих счетов заемщика, заверенные обслуживающим банком (банками).
3.Технико-экономическое обоснование (бизнес-план) использования кредита.
В нем должны быть отражены:
• содержание хозяйственной операции, которую имеется в виду кредитовать;
• цели и предполагаемые на правления использования кредитных средств;
• сроки и объемы выпуска (приобретения) продукции (услуг), себестоимость и цену продукции, рынки сбыта, предполагаемые объемы реализации;
• прогноз суммы чистой прибыли организации на период действия кредитного договора.
4. Документы о кредитуемой хозяйственной операции:
договоры о покупке необходимых ценностей (с надлежаще оформленными приложениями и дополнениями, из которых ясны состав приобретаемых ценностей, условия их поставки, используемые формы расчетов);
документация, разрешающая проведение сделок, связанных с кредитуемой операцией (лицензии, сертификаты экспортных квот, сертификаты качества, соответствия, гигиенические сертификаты и т.д.);
договоры о реализации конечной продукции кредитуемой операции;
другие договоры, необходимые для проведения кредитуемой операции (к примеру, с транспортными организациями).
Следующий этап работы в Приморском ОСБ № 8635 Сбербанка России — этап детального анализа кредитной заявки на основании документов, представленных заявителем, и экспертных заключений подразделений и служб самого банка. Такой анализ состоит из следующих шагов:
- анализ полноты и достоверности документов заемщика;
- анализ информации о заемщике;
- общий анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика;
- анализ кредитуемой хозяйственной операции;
- анализ обеспеченности кредита;
- оценка кредитоспособности (лимита кредитования) заемщика;
- установление рейтинга заемщика.
На каждом из этих шагов сотрудники Приморского отделения № 8635 Сбербанка России должны последовательно конкретизировать и уточнить свои представлении о потенциальном заемщике, параметрах возможного кредита, в частности, о реальном размере рисков, которые банк примет на себя, если выдаст испрашиваемый кредит.
При положительном результате анализа кредитной заявки работники Приморского отделения № 8635 поднимают вопрос о предоставлении кредита и данную заявку выносят на заседании кредитного комитета банка. В этом случае кредитному комитету необходимо представить пакет документов, в который, как правило, включают:
заявку;
кредитный меморандум (подробная справка о заявителе и параметрах испрашиваемого кредита);
справку о возможных условиях предоставления кредита;
другие документы, подтверждающие содержание меморандума.
Если кредитный комитет решил вопрос положительно, то Приморское отделение № 8635 Сбербанка России извещает (как правило, в письменной форме) потенциального заемщика о принятом решении и условиях предоставления кредита.
Далее начинается следующий этап, в ходе которого Приморское отделение № 8635 Сбербанка России совместно с фактическим уже заемщиком готовит кредитную документацию, а именно:
кредитный договор;
срочное обязательство (распоряжение заемщика о своевременном списании средств в пользу банка-кредитора со ссудного счета, открываемого ему в банке), а при необходимости также:
в договор залога;
договор о переуступке прав;
договор о блокированном счете;
договор поручительства;
другую необходимую документацию.
При подписании договоров банку и заемщику необходимо соблюдать следующие правила и элементарные меры предосторожности:
договоры подписываются надлежащим образом уполномоченными лицами (со стороны заемщика — лицом, полномочия которого подтверждены в уставе и документе о назначении на должность или доверенностью);
в тексте договора не должно быть подчисток, приписок или иных неоговоренных исправлений;
числа, сроки, наименования юридических лиц должны быть обозначены словами, адреса, имена, фамилии - прописаны полностью;
все страницы договора должны быть парафированы подписями уполномоченных лиц;
подписи должностных лиц заемщика, скрепленные печатью, должны сверяться с карточкой образцов подписей и печати;
подлинники договоров подписываются в трех экземплярах. Рабочий (визовый) экземпляр кредитного договора визируется сотрудниками подразделений банка, участвующими в подготовке кредитной документации;
подлинники договоров подписывают сначала должностные лица заемщика, а после этого - должностные лица Приморского отделения № 8635 Сбербанка России;
один экземпляр договора передается заемщику, один остается в Приморском отделении № 8635. Визовые экземпляры хранятся в банке, а в кредитное дело заемщика подшиваются копии.
Дополнительно Приморское ОСБ № 8635 истребует от заемщика:
справку из налогового органа об уведомления данного органа о намерении налогоплательщика открыть ссудный счет;
справку об уведомлении Пенсионного фонда о том же;
другие документы в соответствии с согласованными условиями предоставления кредита.
Приморское отделение № 8635 также использует служебную документацию — аналитические записки, справки (например, фиксирующие итоги проверок клиентов на местах), составляемые кредитными работниками и сотрудниками других подразделений, участвующими в кредитном процессе.
Вся относящаяся к данному заемщику кредитная и служебная документация должна накапливаться в его кредитном деле (кредитном досье), что позволит Приморскому отделению № 8635 в дальнейшем правильно строить свои отношения с этим клиентом.
Информация о работе Отчет о прохождении практики в ОАО "Сбербанк"