Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:25, реферат
Целью работы является изучение особенностей перехода бюджетных учреждений в статус автономных, а также разработка методики оценки целесообразности этого перехода.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические аспекты функционирования автономных, бюджетных, казенных учреждений;
рассмотреть порядок, этапы, условия преобразования бюджетных учреждений и разработать методику, следуя которой можно оценить возможность и целесообразность перевода бюджетного учреждения в автономный статус;
выявить проблемы перехода бюджетных учреждений в статус автономных и риски, обусловленные изменением правового положения учреждений.
Введение 3
1. Правовые аспекты функционирования учреждений 6
2. Особенности и порядок перевода учреждений в статус автономных 10
3. Проблемы перехода бюджетных учреждений в статус автономных 17
Заключение 5
Список литературы 8
2) Поиск потенциальных кандидатов, которые впоследствии осуществят переход, нередко приводит органы исполнительной власти к решению преобразовывать в АУ государственные и муниципальные унитарные предприятия. Иногда такое решение становится способом, позволяющим избежать приватизации: ликвидировав "неэффективное" унитарное предприятие, можно сохранить его имущество и контроль за его деятельностью. По этой причине в автономные учреждения превращаются унитарные предприятия, занимающиеся похоронным делом, вопросами градорегулирования и т.д.
3) При создании государственных и муниципальных учреждений "с нуля" форма автономного учреждения тоже очень популярна. Нередко механизм АУ используется для вывода значительных бюджетных средств из-под действия норм федерального законодательства о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Так происходит из-за того, что, помимо сфер науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, АУ можно создавать в иных сферах (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). В "иных сферах" (строительство и ремонт, лесное хозяйство и т.д.) появляются автономные учреждения, в чьих уставах значится "организация" той или иной деятельности и чьи субсидии на выполнение задания почти полностью уходят на оплату договоров, заключенных с непосредственными исполнителями этой деятельности.
Причины, по которым бюджетные учреждения не стремятся становиться автономными, - не только в опасениях ухудшить свое положение или в нежелании активно работать и повышать свои доходы от предпринимательской деятельности. Гораздо более веской причиной является непроработанность федеральной нормативной правовой базы, регулирующей деятельность автономных учреждений (см. Рис. 5).
Смена
статуса учреждений не является безрисковой.
Вопрос о рисках применения механизма
АУ, как и выгодах, необходимо рассматривать
с точки зрения трех участников.
Рис.5
- Причины затруднений
перехода бюджетных
учреждений в статус
автономных
В качестве одного из методов разрешения проблем перехода бюджетных учреждений в статус автономных в начале 2010 в Госдуме рассматривался законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Им предусмотрены существенные изменения для АУ. В частности, предполагается разрешить переходить в автономную форму государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, запретить создание АУ в "иных сферах", а также лишить автономные учреждения права работать по упрощенной системе налогообложения [20].
На федеральном уровне в основу расчета объемов бюджетного финансирования автономных учреждений положен принцип возмещения нормативных затрат на оказание услуг (с учетом других необходимых расходов). Минэкономразвития Приказом N 134 утвердило Методические рекомендации по расчету нормативов затрат федеральных автономных учреждений на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество.
Таким образом, необоснованный перевод даже одного - двух учреждений, которые не смогут эффективно работать, дискредитируют саму идею автономных учреждений. Лучше временно отложить перевод даже нескольких готовых к работе в статусе автономного учреждений, чем необоснованно перевести хоть одно учреждение[20].
Подводя
итог, отметим, что уже давно ведется
борьба за повышение качества услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями. Органы власти
стараются повысить заинтересованность
бюджетных учреждений в результатах их
деятельности. Многочисленные нормативные
акты, устанавливающие критерии качества
работы бюджетных учреждений, - это один
из этапов перехода от затратной модели
управления государственными финансами
к результативной. Предоставление финансовых
ресурсов бюджетным учреждениям в рамках
выполнения государственных (муниципальных)
заданий является следующим этапом построения
результативной модели управления государственными
финансами. Здесь большую роль, играет
качество составления этого задания и
расчет норматива затрат на его реализацию.
Предполагается, что государственное
(муниципальное) задание будет устанавливать
показатели эффективности, объема, категории
получателей государственной (муниципальной)
услуги и результаты оказания услуг. Устанавливается
связь между финансовым обеспечением
учреждения и качеством (результатом)
его работы. Таким образом, смена статуса
учреждений призвана способствовать повышению
заинтересованности бюджетных учреждений
в результатах их деятельности и в качестве
оказываемых услуг.
Закон "Об автономных учреждениях" принят в рамках исполнения Плана мероприятий по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора. Он предусматривает создание нового типа государственных и муниципальных учреждений. Главная цель бюджетной реформы - сделать государство эффективным собственником. Добиться этого можно, сделав эффективной работу каждого элемента государственной структуры. В данном контексте мы рассмотрели принятие Закона об автономных учреждениях и изменениях в статусе учреждений, связанных с этим.
На основе проведенного анализа нормативной базы произведена сравнительная характеристика бюджетных, казенных, автономных учреждений. Отмечены новые возможности автономных учреждений в сравнении с бюджетными учреждениями. Одним из главных преимуществ автономных учреждений является расширение прав и свободы действий, а именно право привлечение заемных средства, распоряжения закрепленным имуществом, а также полученным доходом. Недостатком бюджетного учреждения является невозможность привлечения заемных средств согласно БК РФ, а также отсутствие права распоряжения имуществом согласно ГК РФ.
Переход должен способствовать улучшению условий работы тех учреждений, которые могут заработать самостоятельно. В основном внедрение новой формы собственности необходимо для рационализации управления учреждением и повышения внебюджетного финансирования его деятельности.
Перевод бюджетных учреждений в статус автономных осуществляется в 3 этапа. На 1 этапе ведется подготовка принятия решения о переводе бюджетных учреждений в статус автономных. На втором этапе проводится работа по непосредственному переводу учреждений в статус автономных. Итогом второго этапа является принятие решения о создании автономного учреждения путем изменения типа. На третьем этапе утверждается документация и назначается руководитель автономного учреждения. После принятия решения об изменении типа учреждения учредитель обязан уведомить кредиторов учреждения об изменении его типа.
Принятию решения о переводе бюджетного учреждения в статус автономного предшествует сложный и ответственный этап анализа условий перехода и принятие решения о соответствии каждому из них, а также целесообразность перевода и оценка готовности учреждения к смене статуса.
Изменение типа автономного учреждения возможно при наличии двух условий: 1) инициатива или согласие бюджетного учреждения на перевод в автономное; 2) соблюдение конституционных прав граждан - на получение бесплатного образования, на участие в культурной жизни и т.п.
Выделяются следующие основные группы факторов, влияющих на изменение состояния сотрудников учреждения, потребителей его услуг и бюджета в случае изменения типа существующего бюджетного учреждения на автономное: 1) социальная значимость услуг учреждения; 2) экономический потенциал учреждения; 3) потенциал автономии учреждения.
Рассмотренные группы факторов положены в основу методики, следуя которой можно оценить возможность и целесообразность перевода бюджетного учреждения в автономный статус. В соответствии с предлагаемым подходом оценка целесообразности такого перевода осуществляется с помощью набора критериев, объединенных в три основных группы.
Оценка выполняется отдельно по каждой группе критериев. По результатам анализа и оценки каждому из критериев, представленных в таблице, присваивается соответствующее значение - "да" или "нет" в зависимости от того, наличествует данный фактор в рассматриваемом учреждении или отсутствует. Далее по каждому блоку критериев выставляется результирующая оценка: преобладает по наличию факторов данной группы в учреждении ответ "да" или "нет".
Предложенная оценка не проста в ее применении, поскольку требует проведения подробного анализа и дополнительных исследований по трем основным направлениям: социальная значимость услуг учреждения, экономический потенциал учреждения, потенциал автономии учреждения. Однако она наиболее подробно учитывает риски, которые могут возникнуть в процессе смены статуса, а также впоследствии при функционировании в новом статусе.
Перечень критериев для оценки возможности и целесообразности перевода бюджетного учреждения в автономное может использоваться и для учреждений, которые будут относиться к бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав.
Выгодно менять статус тем бюджетным учреждениям, которые имеют существенные внебюджетные доходы за счет спроса на платные услуги, которые в ближайшее время не сократится. Лучше всего организовать работу в новом статусе получится у бюджетных учреждений, приспособленных к самостоятельной рыночной деятельности, имеющих инициативное руководство и лояльный трудовой коллектив.
Однако тенденция применения механизма перевода бюджетных учреждений в разных регионах и муниципалитетах крайне неоднородна.
Причины,
по которым бюджетные учреждения
не стремятся становиться
Основным документом финансового планирования в автономных учреждениях, заменяющим смету бюджетных учреждений, является план финансово-хозяйственной деятельности. Однако фактически все правовое регулирование формирования и исполнения плана и подготовки отчета о его выполнении каждый субъект РФ и муниципальное образование вынуждены осуществлять самостоятельно.
Следовательно, процесс создания автономных учреждений путем изменения типа существующих бюджетных учреждений должен проходить избирательно, по мере готовности учреждений и создания органами власти необходимых условий для самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности и обеспечения доступности и качества услуг.
Таким образом, принятие решения о переводе образовательного учреждения в автономное должно приниматься после проведения оценки целесообразности этого перевода. Также очень важно учесть возможные риски и оценить степень их угрозы. Необоснованный перевод даже одного - двух учреждений, которые не смогут эффективно работать, дискредитируют саму идею автономных учреждений. Лучше временно отложить перевод до момента, пока негативные факторы не будут ликвидированы, чем осуществить необоснованно смену статуса учреждения.
Подводя итог, отметим, что уже давно ведется борьба за повышение качества услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. Органы власти стараются повысить заинтересованность бюджетных учреждений в результатах их деятельности. Нормативные акты, устанавливающие критерии качества работы бюджетных учреждений, являются одним из этапов перехода от затратной модели управления государственными финансами к результативной. Предоставление финансовых ресурсов бюджетным учреждениям в рамках выполнения государственных (муниципальных) заданий является следующим этапом построения результативной модели управления государственными финансами. Большую роль играет качество составления этого задания и расчет норматива затрат на его реализацию. Таким образом, смена статуса учреждений призвана способствовать повышению заинтересованности бюджетных учреждений в результатах их деятельности и в качестве оказываемых услуг.
Информация о работе Особенности перевода бюджетных учреждений в автономную форму