Особенности перевода бюджетных учреждений в автономную форму

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:25, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей перехода бюджетных учреждений в статус автономных, а также разработка методики оценки целесообразности этого перехода.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить теоретические аспекты функционирования автономных, бюджетных, казенных учреждений;
рассмотреть порядок, этапы, условия преобразования бюджетных учреждений и разработать методику, следуя которой можно оценить возможность и целесообразность перевода бюджетного учреждения в автономный статус;
выявить проблемы перехода бюджетных учреждений в статус автономных и риски, обусловленные изменением правового положения учреждений.

Оглавление

Введение 3
1. Правовые аспекты функционирования учреждений 6
2. Особенности и порядок перевода учреждений в статус автономных 10
3. Проблемы перехода бюджетных учреждений в статус автономных 17
Заключение 5
Список литературы 8

Файлы: 1 файл

БУ_АУ.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

     Актуальность  темы исследования. В течение нескольких лет в России поэтапно осуществляется бюджетная реформа, одним из основных направлений которой является реструктуризация и оптимизация сети существующих государственных и муниципальных бюджетных учреждений. В условиях дефицита бюджетных средств и необходимости рационального их расходования все большую актуальность приобретают вопросы реформирования сети государственных учреждений. Один из способов реформирования существующей системы государственных учреждений - их перевод в автономные учреждения. Таким образом, в связи с этим большую актуальность приобрел вопрос создания и финансирования автономных учреждений.

     Степень разработанности  проблемы. Проблемам теории управления экономическими системами, в том числе системой межбюджетных отношений государства, посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых: Э.Б. Аткинсона, А.В. Белова, Дж. К. Гэлбрейта, Ричард А.Масгрейв. Большой вклад в разработку проблем межбюджетных отношений внесли О.В. Врублевская, Т.М. Ковалева, Л.И. Дробоздина, Г.Б. Поляк.

     Целью работы является изучение особенностей перехода бюджетных учреждений в статус автономных, а также разработка методики оценки целесообразности этого перехода.

     Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. изучить теоретические аспекты функционирования автономных, бюджетных, казенных учреждений;
  2. рассмотреть порядок, этапы, условия преобразования бюджетных учреждений и разработать методику, следуя которой можно оценить возможность и целесообразность перевода бюджетного учреждения в автономный статус;
  3. выявить проблемы перехода бюджетных учреждений в статус автономных и риски, обусловленные изменением правового положения учреждений.

     Объектом  работы являются бюджетные учреждения, предметом – перевод бюджетных учреждений в статус автономных.

     Методологической базой исследования послужили нормативно-правовые акты, научные работы в области государственных и муниципальных финансов.

     Научная новизна исследования состоит в комплексном исследовании теоретических проблем правового и финансового положения бюджетных учреждений и разработке методики оценки целесообразности их перехода в статус автономных.

      Наиболее  существенные результаты, содержащие научную новизну работ, заключаются  в следующем:

     1) на основе проведенного анализа нормативной базы дана сравнительная характеристика разных типов бюджетных учреждений, выделены преимущества и недостатки с позиции хозяйствующего субъекта;

     2) выделены этапы, обоснованы условия преобразования бюджетных учреждений в статус автономных и предложена методика, позволяющая оценить возможность и целесообразность перевода бюджетного учреждения в статус автономного;

     3) выявлены проблемы перехода бюджетных учреждений в статус автономных и риски, обусловленные этим процессом.

     Практическая  значимость результатов заключается в возможности их использования бюджетными учреждениями, государственными органами и органами местного самоуправления в процессе перевода бюджетных учреждений в статус автономных. Разработанная методика оценки целесообразности перехода бюджетных учреждений статус автономных апробирована на материалах МОУ СОШ № 34 г.Сургута.

     Работа  имеет следующую структуру, определенную логикой анализа взаимосвязанных  аспектов изучаемого аспекта и совокупностью  решаемых задач: введение, основная часть, заключение, список литературы, иллюстрирована рисунками и приложениями. Список литературы содержит 19 источников, в работе 11 приложений, объем работы ??? страниц.

 

1. Правовые аспекты функционирования учреждений

     В соответствии с Законом N 83-ФЗ в России будут действовать три типа государственных (муниципальных) учреждений: бюджетные, казенные и автономные. В этой связи около 330 тыс. бюджетных учреждений вскоре поменяют статус. Статус действующих автономных учреждений также будет подкорректирован, а в некоторых случаях автономные учреждения станут казенными учреждениями или бюджетными учреждениями [6].

     Решение о том, какие бюджетные учреждения станут казенными, а какие - бюджетными учреждениями нового типа, в соответствии с Законом N 83-ФЗ принимают федеральные и региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления (в срок до 1 ноября 2010 года для федерального уровня и до 1 декабря 2010 года для регионального и муниципального уровня они должны утвердить перечни казенных и бюджетных учреждений по Закону N 83-ФЗ). Однако сами учреждения так или иначе могут повлиять на принятие решений о том, в какой тип их будут переводить - в казенные или бюджетные учреждения. Кроме того, у учреждения всегда есть возможность выступить с инициативой о переходе в автономию, о чем прямо сказано в п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

     Рассмотрим особенности функционирования каждого типа учреждения (см. Приложение 1).

      Новым бюджетным учреждениям (БУ) предоставлено больше свободы и самостоятельности в плане распоряжения имуществом, закрепленным за ним, и использования доходов, полученных от приносящей доход деятельности. При этом собственники (учредители) новых бюджетных учреждений не несут ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.

     Вместо  финансирования по смете БУ по Закону N 83-ФЗ будут финансироваться путем предоставления им субсидий на:

     - выполнение задания;

     - содержание недвижимого и особо  ценного движимого имущества  и уплату налогов, объектом  налогообложения по которым выступает  соответствующее имущество.

     Бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги либо в рамках задания (когда это предусмотрено федеральными законами), либо сверх установленного задания на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Иными словами, обязательный объем бесплатных и платных услуг БУ в рамках задания прямо регулируется органами государственной власти и местного самоуправления.

     Бюджетные учреждения пока не начали действовать  в новых условиях: Законом N 83-ФЗ установлен переходный период с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года, в течение которого отдельные положения Закона N 83-ФЗ будут действовать не в полном объеме.

     Изменения в статусах отражены в схемах (см. Приложение 2).

     Целью новых бюджетных учреждений является повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг и их качества. Для этого новым бюджетным учреждениям дается больше свободы и самостоятельности в плане распоряжения имуществом, закрепленным за ними, и использования доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Причем собственники (учредители) новых бюджетных учреждений не несут ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Оно самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом [4].

     В приложении 3 приведено сравнение правового статуса казенных и новых бюджетных учреждений.

     Анализируя  приведенную сравнительную таблицу, можно сделать следующий вывод. Казенные образовательные учреждения будут функционировать в том  же правовом статусе, в каком существуют ныне действующие бюджетные учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доходы деятельности в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

     Казенные учреждения финансируются на основании бюджетной сметы. При этом государственные (муниципальные) задания в отношении казенных учреждений не являются обязательными документами: решение о формировании задания казенному учреждению принимает орган, исполняющий функции и полномочия главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), в ведении которого находится соответствующее КУ. Таким образом, ГРБС будет решать, необходимо устанавливать задание казенному учреждению или продолжать осуществлять планирование и контроль за деятельностью казенного учреждения по прежней схеме (смета плюс отраслевая и статистическая отчетность). По обязательствам КУ также отвечает ГРБС.

     На  федеральном уровне к казенным учреждениям  будут относиться исключительно  специализированные учреждения. Их закрытый перечень приведен в п. 1 ст. 31 Закона N 83-ФЗ.

     Результатом перехода учреждения в казенное учреждение может стать сокращение его внебюджетных доходов, поскольку Закон N 83-ФЗ лишает эти организации всякого стимула зарабатывать путем оказания дополнительных платных услуг.

      Понятие "автономное учреждение" содержится в статье 2 Закона об автономных учреждениях. Это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

      Таким образом, автономные учреждения будут создаваться в тех же областях деятельности, что и бюджетные учреждения, а определяются они как некоммерческие организации. Закон N 175-ФЗ внес соответствующие изменения в статью 120 ГК РФ "Учреждения".

     Отметим место АУ  в системе всех учреждений, созданных в России (см. Приложение 4).

      Учреждение может быть частным либо государственным (муниципальным). Частное учреждение создается гражданином или юридическим лицом. Государственное (муниципальное) учреждение может быть либо бюджетным, либо автономным учреждением. Основные отличия бюджетного учреждения от автономного представлены в приложении 5.

      Основной  деятельностью автономного учреждения будет являться деятельность, которая  непосредственно направлена на достижение целей, ради которых создано это  автономное учреждение (п. 1 ст. 4 Закона).

      Учредитель  будет устанавливать задание  в соответствии с основной деятельностью  автономного учреждения, предусмотренной  уставом, и финансировать его  выполнение.

      Деятельность, связанную с выполнением работ  или оказанием услуг, в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию автономное учреждение будет осуществлять бесплатно или частично за плату (п. 2 ст. 4 Закона).

      Основная  деятельность автономного учреждения будет обеспечиваться финансами в виде субсидий и субвенций из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников (п. 4 ст. 4 Закона).

     В приложении 6 представлены новые возможности автономных учреждений в сравнении с бюджетными учреждениями. Одним из главных преимуществ автономных учреждений является расширение прав и свободы действий, а именно право привлечение заемных средства, распоряжения закрепленным имуществом, а также полученным доходом. Недостатком бюджетного учреждения является невозможность привлечения заемных средств согласно БК РФ, а также отсутствие права распоряжения имуществом согласно ГК РФ.

     Таким образом, переход должен способствовать улучшению условий работы тех учреждений, которые могут заработать самостоятельно. В основном внедрение новой формы собственности необходимо для рационализации управления учреждением и повышения внебюджетного финансирования его деятельности.

 

2. Особенности и порядок перевода учреждений в статус автономных

 

     За  три года, прошедших со времени  вступления в силу Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ), в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях создано лишь около тысячи автономных учреждений из 330 тыс. действующих. Федеральная нормативная правовая база не содержит четких критериев для принятия решения о переводе бюджетных учреждений в автономные. В статьях и комментариях экспертов чаще всего называется только один критерий - наличие и доля доходов учреждения, полученных от оказания платных услуг. В отдельных регионах и муниципалитетах нормативными правовыми актами утверждены перечни государственных (муниципальных) учреждений, тип которых не подлежит изменению [6].

Информация о работе Особенности перевода бюджетных учреждений в автономную форму