Особенности переходной экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Тема особенности переходной экономики России в последнее время приобрела основополагающее значение, так как в результате последних экономических тенденций Россия показывает отличительные особенности развития собственной, суверенной национальной экономики как следствие разрушения социалистического строя царившего в нашей стране на протяжении более семидесяти лет. Современные экономисты считают, что коммунизм привел к регрессу России в плане формирования и совершенствования прогрессивной рыночной экономики как минимум на пятьдесят лет по сравнению с другими ведущими западными странами.

Оглавление

Введение ………………………………………………………….………...…….3
1. Особенности становления переходной экономики России.………...……4
1.1. Макроэкономическая стабилизация национальной экономики …....…..4
1.2. Переход к экономическому росту России ……………...…………………6
1.3. Завершение постсоциалистических реформ в РФ…....….....……..…….8
2. Анализ переходной экономики России ……...…………...………….……10
2.1. Экономическая политика в постсоциалистический период ……….…...10
2.2. Современный этап российской экономики ………………...………….....12
2.3. Тенденции развития национальной экономики …………...…………......17
3. Прогнозы развития российской экономики ……...……...…………...…23
3.1. Закономерности перехода экономики РФ к рынку …………..………...23
3.2. Зарубежный опыт в сфере переходной экономики ……………...…......25
3.3. Пути повышения эффективности национальной экономики .……...…..27
Заключение…………………………………………………………………...…29
Список использованных источников ……………………...........................30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     Структурный анализ банковской системы показывает, что основными «локомотивами» кредитования являются уже не госбанки (Сбербанк и Внешторгбанк), а банки хотя и входящие в группу первых пятидесяти, но не занимающие в ней лидирующих позиций (их чистьте активы составляют от 350 млн. до 600 млн. долл.). В то же время средние банки (величина чистых активов - от 50 млн. до 350 млн. долл.) характеризуются меньшим удельным весом кредитов в активах, а многие мелкие банки (величина чистых активов - меньше 50 млн. долл.) либо работают в экономически не самых развитых регионах, либо обслуживают небольшое число предприятий, фактически осуществляя только расчеты, либо вообще созданы для выполнения отдельных, зачастую весьма специфических функций. 
 

  1. Прогнозы  развития российской экономики
 

   3.1. Закономерности перехода экономики РФ к рынку 

     Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста. Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

     Переход к рынку обычно осуществляется по следующим главным направлениям: 1) либерализация экономики (отмена или уменьшение государственного контроля, в частности над ценами, внешнеэкономической деятельностью и др.); 2) изменение отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части прежнего государственного сектора экономики; 3) перестройка структуры экономики в направлении увеличения выпуска товаров и оказания услуг, пользующихся платежеспособным спросом; 4) финансовая стабилизация (кроме Китая). 

     Практика продемонстрировала два главных варианта преобразования административно-командной экономики в рыночную: эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов и радикальный путь (шоковая терапия). В действительности почти все страны с переходной экономикой используют те или иные элементы как эволюционного, так и радикального пути. При этом у российского рынка ценных бумаг существует значительный потенциал дальнейшего развития. В основе этого потенциала лежат такие факторы, как большое число созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, значительное число перспективных предприятий, акции которых пока явно недооценены, интерес многих предприятий к дополнительным эмиссиям, желание многих региональных и муниципальных органов власти осуществить выпуски своих займов (облигаций) и ряд других. Значительные перспективы роста российского рынка связаны с разумной политикой финансирования дефицита федерального бюджета посредством выпуска различных типов государственных ценных бумаг.

     Ключевой  задачей, которую должен выполнять  рынок ценных бумаг в России, является прежде всего обеспечение гибкого  межотраслевого перераспределения  инвестиционных ресурсов, максимально  возможного притока национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия, формирование необходимых условий для стимулирования накопления и трансформации сбережений в инвестиции. 

     С учетом специфики формирования российского  рынка ценных бумаг в рамках переходной экономики складывающаяся модель должна содействовать также достижению следующих целей: макроэкономическая; содействие в формировании условий для экономического роста; эффективное финансирование дефицита федерального бюджета посредством выпуска  различных типов государственных ценных бумаг; надежная защита прав инвесторов; развитие процессов интеграции регионов России на основе формирования единого цивилизованного фондового рынка; стимулирование вложения капиталов российских инвесторов преимущественно в российскую экономику; превращение России в один из самостоятельных мировых центров фондовой торговли.

     В настоящее время, в экономику РФ следует внедрить тенденцию направленную на изобретение и внедрение в производственный процесс технологий обеспечивающих чистую и экономную энергию, для предотвращения истощения энергетических ресурсов земли.

     3.2. Зарубежный опыт  в сфере переходной  экономики 

     Переход страны от централизованного к рыночному  механизму экономики является сенсацией, так как никто еще до России не проходил столь сложную и опасную стадию в развитии своей экономики. Это свидетельствует о том что Россия находится в очень деликатном положении и в зависимости от предпринятых действий со стороны государства будет зависеть исход событий. Но схожие ситуации происходили с рядом европейских стран например с Францией.  Экономика Франции, как и других промышленно развитых капиталистических стран, основана на принципе свободного предпринимательства и торговли. В наше время Франция живет в условиях рыночного-хозяйственного механизма, однако степень свободы ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием. Несмотря на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции.

     Государственный сектор в экономике Франции занимает относительно небольшой удельный вес в ВНП и включает в себя отрасли-монополисты (газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт) и отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции. В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию. Во втором случае государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Эта специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования. Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых капиталистических стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до настоящего времени.

     Во  Франции на протяжении почти 30 лет (1947-1986) государственное регулирование цен являлось составной частью политики дирижизма (государственного регулирования экономики) . Начало французской системы регулирования цен было положено законами от 39 июня 1945 года, которые провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года. Сложная экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое снижение покупательной способности французского франка обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами. В январе-феврале государство снизило цены на 10% на довольно широкую группу товаров.

     В конце 1947 года, с учетом некоторого повышения темпов восстановления экономики, была заимствована политика контролируемого  роста цен, в соответствии с которой  предприниматели получили право  повышать цены, предупредив об этом государственные органы, которые могли отменить эти изменения. Однако уже в начале 1948 года цены на товары были переведены в режим полной или частичной свободы их установления.

     В течение восьми последующих лет  правительством Франции были приняты 6 законов о блокировке цен, которые привели к постоянному ужесточению ценового контроля. В 1960-1962 годах была проведена почти полная либерализация цен а промышленные товары. Однако уже с середины 1963 года правительство Франции приняло решение о новой блокировке цен на уровне 31 августа 1963 года в связи с новой экономической политикой.

     Имея  в виду эти факты можно говорить о том, что у западных стран  есть богатый опыт становления достаточно эффективной экономики, но нет опыта  перехода от централизованной к децентрализованной экономики.

     3.3. Пути повышения эффективности национальной экономики 

     Вопрос  о повышении эффективности российской экономики на данный момент стоит  очень остро и для решения этой проблемы затрагиваются все возможные средства и усилия. В первую очередь следует разобраться с направленностью национальной экономики. Сырьевой сектор остается доминирующим в экономике современной России: сказывается значимость выручки его экспортной составляющей в формировании бюджета, оперативность и тривиальность цикла «товар-валюта» по сравнению с производством в других отраслях.

     Тенденция приоритетного наращивания ресурсного потенциала особенно усилилась в  годы радикальных перемен, когда  удельный вес топливно-сырьевого  комплекса в ВВП России повысился с 25,4% в 1990 г. до 30,6% в 1995 г. (в валовой продукции промышленности рост составил с 38,4% до 47,1%). Тот же показатель в 1985 г. в США, в Западной Европе, в Японии был на уровне 11—12% и с тех пор существенно не изменился. Характерно, что и ресурсная составляющая в стоимости готовой продукции этих стран примерно на том же уровне и не превышает 10—15%. У нас по мере снижения объемов выпуска и удельного веса высокотехнологичной продукции материальные затраты имеют устойчивую тенденцию к росту.

     Повышение благосостояния общества за счет национального дохода, получаемого столь расточительным способом, малопродуктивно, а потому бесперспективно, поскольку ведет к исчерпанию лучших запасов невосполнимых сырьевых ресурсов. Дальнейшее развитие экономики в этом направлении сдерживается, с одной стороны, сверхпропорционально возрастающими потребностями в инвестициях, которых требуется все больше для поддержания производства в добывающих и перерабатывающих отраслях в силу их более высокой по сравнению с другими отраслями капиталоемкостью, а, с другой стороны, постоянно усиливающимися экологическими требованиями и запретами. Таким образом, возможности сырьевых отраслей в создании инвестиционного потенциала технологи ческого развития хотя бы в краткосрочной перспективе также ограничены. При определении эффективности развития экономики на базе сырьевых отраслей нужно иметь в виду, что капиталоемкость и себестоимость добытых в специфических географических и климатических российских условиях, например, энергетических ресурсов в 2,5—3,5 раза выше, а получаемая прибыль соответственно ниже, чем в странах Ближнего Востока, поставляющих основную массу этих ресурсов на мировой рынок. При столь нерациональных структуре и конкурентном уровне цены увеличивается актуальность ресурсосбережения: уже сегодня нужно серьезно озаботиться тем, что предпочтительнее перерабатывать и потреблять дорогие ресурсы внутри страны, поставляя на внешний рынок иную финишную продукцию с более высокой долей добавленной стоимости. Именно эту функцию выполняет машиностроение, все высокотехнологичные отрасли. Формирование государственного бюджета России за счет экспортоориентированных сырьевых и перерабатывающих отраслей решает только краткосрочные проблемы выживания, но не процветания экономики и общества.

     Устойчивому и интенсивному развитию производительных сил необходима иная стратегия, а  именно стратегия, основанная на возрастающем доминировании пока еще имеющегося и окончательно не утраченного высокотехнологичного промышленного и научно-технического потенциала, образованного и квалифицированного кадрового потенциала, обладающего традиционно высокой технической культурой, на формировании рыночной среды с механизмами ее регулирования, на новых формах корпоративного построения структуры производства с соответствующей системой управления. В настоящее время самая выгодная отрасль в экономике считается производство систем вырабатывающие альтернативные виды энергии, это одна из приемлемых направлений развития национальной экономики.

     Заключение 

     Хотелось  бы отметить один момент касающийся экономического развития России, есть такие предположения наших политологов гласящих, что наша экономика находится под натиском других государств, Российская экономика является одной из самых перспективных и быстро развивающихся, и это не способствуют увеличению уверенности в своем положении других стран закрепившихся во главе мировой экономики, такие страны как США, и существует такой взгляд, что жизнь во многом сняла остроту дискуссии о темпах и последовательности реформ при переходе к рынку. Сейчас считается уже общепризнанным, что без эффективных институтов либерализация не может быть успешной. Снижение доли госдоходов и расходов в ВВП практически везде сопровождалось повышением удельного веса теневой экономики. Что еще неприятнее, более глубокое падение производства и доли госдоходов в ВВП оказалось сопряженным с более сильным ростом неравенства в распределении доходов. В общем, динамика государственных расходов в переходный период оказывается со всех точек зрения более важным фактором успешной трансформации, чем скорость реформ. Сохранение большого государства в переходный период, разумеется, не может быть абсолютной гарантией благоприятной динамики. Однако резкое сокращение госрасходов - верный путь к коллапсу институтов и глубокому падению производства, сопровождающемуся углублением социального неравенства и макроэкономическим популизмом.

     История провалов и успехов переходного  периода предстает, таким образом, отнюдь не как история последовательных и непоследовательных реформ. Главный сюжет постсоциалистической трансформации - сохранение дееспособных институтов в одних странах и их развал в остальных. Это история несостоятельности государства и его институтов, а не несостоятельности рынка и недостаточной либерализации экономики.

Информация о работе Особенности переходной экономики России