Особенности переходной экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Тема особенности переходной экономики России в последнее время приобрела основополагающее значение, так как в результате последних экономических тенденций Россия показывает отличительные особенности развития собственной, суверенной национальной экономики как следствие разрушения социалистического строя царившего в нашей стране на протяжении более семидесяти лет. Современные экономисты считают, что коммунизм привел к регрессу России в плане формирования и совершенствования прогрессивной рыночной экономики как минимум на пятьдесят лет по сравнению с другими ведущими западными странами.

Оглавление

Введение ………………………………………………………….………...…….3
1. Особенности становления переходной экономики России.………...……4
1.1. Макроэкономическая стабилизация национальной экономики …....…..4
1.2. Переход к экономическому росту России ……………...…………………6
1.3. Завершение постсоциалистических реформ в РФ…....….....……..…….8
2. Анализ переходной экономики России ……...…………...………….……10
2.1. Экономическая политика в постсоциалистический период ……….…...10
2.2. Современный этап российской экономики ………………...………….....12
2.3. Тенденции развития национальной экономики …………...…………......17
3. Прогнозы развития российской экономики ……...……...…………...…23
3.1. Закономерности перехода экономики РФ к рынку …………..………...23
3.2. Зарубежный опыт в сфере переходной экономики ……………...…......25
3.3. Пути повышения эффективности национальной экономики .……...…..27
Заключение…………………………………………………………………...…29
Список использованных источников ……………………...........................30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     Основные  направления реформирования финансовой системы - это изменение типа финансовой системы в условиях постсоциалистической трансформации экономики, основные проблемы, возникающие в сферах денежного обращения, государственных финансов и в денежно-кредитной сфере, реформирование денежно-кредитной системы, становление налогово-бюджетной системы.

     Системный финансовый кризис в условиях постсоциалистической трансформации экономики вызвал вторичный финансовый кризис, и являлся как результатом чрезмерной жесткости денежно-кредитной политики государства. Основные направления финансового кризиса: кризис неплатежей, кризис банковской системы, бюджетный кризис, долговой кризис, этапы их развертывания. Характерными чертами высокоиндустриальной социалистической экономики является то, что значительная часть сформированных в ее рамках производственных структур оказывается неэффективной и нежизнеспособной в рыночных условиях. Резкое снижение мировых цен на нефть в середине 80-х годов усугубило кризис сложившихся при социализме производственных структур.

     В этой ситуации сокращение объема производства в постсоциалистических странах  в течение первых трех-четырех лет после краха социализма носит общий характер и крайне слабо зависит от проводимой экономической политики (см. табл. 1.1).

     Таблица 1.1

     Темпы роста ВВП в постсоциалистических странах 

Страны 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Россия -11,6 -7,0 2,6 3,8 5,2 7,0 6,1 6,9
Латвия 2,9 -10,4 -34,9 -14,9 0,6 -0,8 3,3 6,0
Венгрия -3,5 -11,9 -3,1 -0,6 2,9 1,5 1,3 4,0
Словакия -2,5 -14,6 -6,5 -3,7 4,9 6,9 6,6 5,7
Эстония -8,1 -13,6 -14,2 -9,0 -2,0 4,3 4,0 10,9
 

     Еще одна черта поздней социалистической экономики - существование денежного навеса, превышение объема денежной массы над предъявляемым экономическими агентами спросом на деньги, проявляющееся в форме товарного дефицита. Социалистическое хозяйство по своей природе - экономика подавленной инфляции. В условиях фиксированных цен государство имеет широкие возможности наращивания денежной массы. Избыточное денежное предложение рождаемое финансированием дефицита бюджета или кредитованием предприятии государственного сектора, не имея возможности реализоваться в более высоком уровне цен, накапливается в вынужденных сбережениях, неудовлетворенном спросе на товары и услуги. 

  1. Анализ  переходной экономики  России
 

     2.1. Экономическая политика  в постсоциалистический  период 

     Неопределенность  перспектив дальнейшего развития, создающая иллюзию свободы выбора в соответствии с национальными особенностями, которой, однако, в действительности не существует. Становление той или иной экономической системы предопределено общими закономерностями движения, выявленными странами — лидерами такого движения. Речь может идти о необходимости максимально возможной ориентации на национальные особенности вновь формирующейся системы, присущие каждой стране, которые и предопределяют специфику ее национальной модели, но не более того. Так, ныне во всех развитых странах представлена одна и та же система экономических отношений, именуемая в экономической науке смешанной рыночной экономикой, в каждой из этих стран последняя выступает социально ориентированной. Тем не менее глубина, направления, способы и методы вмешательства государства в экономические и социальные процессы в них весьма различны.

     Итак, переходная экономика предстает  сложным социально-экономическим  организмом, внутренне глубоко противоречивым и неустойчивым, требующим специального экономического исследования, в ходе которого и формируется теория переходного периода, именуемая теорией экономики переходного периода, реже — теорией трансформационных процессов, особым объектом анализа которой в любом случае является переходная, в данном конкретном случае — постсоциалистическая экономика. Чрезвычайная сложность такого исследования порождена тем, что в мировой истории нет аналога перехода к рыночной экономике от плановой, к капиталистической — от социалистической. Велика практическая значимость вновь формирующейся теории, так как переход осуществляется путем целенаправленного реформирования, предпринятого по инициативе лидеров социалистического государства в облике правящей номенклатуры. Но такое осознанное реформирование тем успешнее, чем глубже научное обоснование стратегии социально-экономических преобразований. Отметим, что предметом изучения в данном курсе является постсоциалистическая экономики, каковой выступает экономика стран ЦВЕ, Балтии, СНГ. Большое внимание уделяется и КНР, хотя китайские реформаторы к числу постсоциалистических свою страну не относят. Тем не менее здесь четко просматривается переходный характер развития.

     Естественно, что большой интерес представляет российская экономика, хотя различия по странам относительно содержания переходного периода не являются принципиальными. Во всех этих странах осуществляется переход от плановой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Вместе с тем отметим, что типов переходной экономики ныне значительно больше. Так, Всемирный банк предлагает следующую ее классификацию: индустриальная постсоциалистическая модель, латиноамериканская модель (Латинская Америка, Ближний Восток, Северная Африка, Филиппины), модель стран Африки к югу от Сахары, азиатская аграрная модель. Каждая из этих моделей является предметом научного изучения. Во всех постсоциалистических странах такое содержание является одинаковым: социалистическая плановая экономика преобразуется в капиталистическую рыночную, чем и предопределен ряд общих для этих стран особенностей переходного периода.

     На  путь рыночного капиталистического развития постсоциалистические страны вступают вторично. Как известно, в  России, например, такое развитие в  начале прошлого века было прервано социалистической революцией, в странах ЦВЕ — послевоенным разделом мира, по итогам которого им был уготован социалистический путь развития. Переход совершается эволюционно-реформаторским путем по инициативе и под руководством бывшей советской номенклатуры, инициировавшей и возглавившей рыночные преобразования.

     2.2. Современный этап  российской экономики 

     В последние годы рыночное реформирование российской экономики позволило  достичь ряда серьезных успехов. Кардинально снижен уровень инфляции, существенно меньшими стали инфляционные ожидания населения, стабилизировался курс национальной валюты, достигнуты первые успехи в деле перепрофилирования неэффективных производств, заработала процедура банкротства.

     В 1994—1996 гг. на российском рынке ценных бумаг произошел ряд позитивных изменений: сложились благоприятные политические условия для развития рынка; рынок государственных ценных бумаг позитивно повлиял на формирование инвестиционных портфелей крупных инвестиционных фондов; вырос потенциал рынка корпоративных ценных бумаг и увеличилась его капитализация; рынок стал более ликвидным и информационно-прозрачным; развивалась инфраструктура рынка и был преодолен ряд специфических рисков; укрепилась законодательная база рынка за счет принятия федеральных законов и ряда нормативных документов в этой сфере; были наработаны новые механизмы защиты прав акционеров.

     Важнейшим качественным отличием современного этапа  развития РЦБ является также растущее международное признание российского  РЦБ, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить вступление России в Международную организацию комиссий по ценным бумагам (IOSCO), получение одновременно кредитного рейтинга Moody's, Standard&Poor's и 1ВСА, успешные выпуски еврооблигаций, публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение одной из российских компаний в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых российских банков «надежным иностранным депозитарием и др. Российская экономика может вырасти на 8,3 процента во втором квартале, что превышает первоначальный прогноз, и этот рост, по мнению московского инвестиционного банка Renaissance Capital,  будет обусловлен внутренним спросом и ценами на алюминий.  Банк повысил свои предыдущие оценки, которые составляли  7,9 процента,  после того как стали увеличиваться зарплаты, розничное обслуживание улучшилось, а  безработица сократилась. Кроме того, выросли цены на алюминий и увеличилось активное сальдо торгового баланса, подчеркивается в переданном сегодня по электронной почте сообщении этого банка. По мнению экспертов Renaissance Capital, рост экономики в первом квартале  может составить 7,5 процента. Велика практическая значимость вновь формирующейся теории, так как переход осуществляется путем целенаправленного реформирования, предпринятого по инициативе лидеров социалистического государства в облике правящей номенклатуры.

     Простой россиянин продолжает ощущать губительные последствия кризиса и как раз в эту минуту он готовит свои вилы для того, чтобы прогнать ими Владимира Путина – ведь так?  Не тут-то было: Розничные продажи увеличились в марте, как и в предыдущие два месяца, поскольку сокращающаяся инфляция и повышение уровня заработной платы привели к увеличению объемов средств, направляемых на потребление.

     Согласно разосланному сегодня по электронной почте сообщению Федеральной службы государственной статистики, продажи выросли в годовом исчислении на 2,9 процента, а увеличение в феврале, по уточненным данным, составило 0,9 процента. Усредненный прогноз, проведенный Bloomberg на основании оценок 13 экономистов, показал увеличение на 2,4 процента. Продажи выросли на 7,9 процента по сравнению с предыдущим месяцем. 

     Более высокие доходы и стабилизировавшийся уровень безработицы укрепляют доверие потребителей. Средняя месячная заработная плата выросла в марте на 3,4 процента, а доход после уплаты налогов увеличился на 4,2 процента в годовом исчислении. Уровень безработицы в прошлом месяце не изменился и составил  8,6 процента.

     И даже если российская экономика не сможет, как это утверждают все серьезные прогнозы, быстро восстановиться до предкризисного уровня, Кремль, тем не менее, будут способен оказывать существенное влияние на «ближнее зарубежье» по причине исключительной фискальной и экономической слабости остальных  членов  СНГ. Если последние соглашение с Украиной или недавнее давление на Киргизию что-то показывают, так  это то, что многие из бывших советских республик  действительно испытывают колоссальные  экономические затруднения и они остаются исключительно уязвимыми по отношению к внешнему давлению, особенно если его оказывает такой абсолютно циничный и расчетливый игрок как Россия.

     Нет необходимости воспевать российское влияние в «ближнем зарубежье» для того, чтобы признать факт его существования. Я думаю, что в некоторых странах, например в среднеазиатских «станах», российское влияние является и может оставаться умеренно прогрессивным. Сложно быть более авторитарным и ретроградным, чем Туркменбаши. В таких государствах как Грузия  российское влияние, судя по всему, будет иметь  более жесткие и менее приятные формы. Ужасное место, одним словом, но поскольку США и Европа сталкиваются с вполне катастрофическими ресурсными ограничениями, то вероятность того, что Запад сможет эффективно вмешиваться в российскую «сферу привилегированных интересов» остается достаточно призрачной.

     Россия – это великая держава, и она будет продолжать оставаться таковой. Не сверхдержава, но великая держава. Кого-то это может обрадовать, какого- то  огорчить.  Но какой бы ни была ваша реакция, привыкните к мысли о том, что русские - это важнейшая сила в мировой политике. 

     В лексиконе российской политической элиты слово «инновации» выходит на лидирующие позиции. С легкой руки Дмитрия Медведева об инновационном развитии рассуждают решительно все. Причина настойчивости президента понятна: из вечно отстающей Россия рискует превратиться в навсегда отставшую. Сырьевая зависимость последних десятилетий беспрецедентна в российской истории, и сохранение ее на протяжении еще 10–15 лет может сделать деградацию необратимой. Альтернатива инновационному развитию — не застой (как надеются многие), а деградация.

     Неудивительно, что к переводу отечественной  экономики на инновационный путь привлечены представители высшей политической элиты, доказавшие свою способность решать значимые задачи. Инновации предполагается внедрять в ручном режиме (в соответствии с отечественными традициями), одновременно создавая условия для запуска национальной инновационной системы.

Информация о работе Особенности переходной экономики России