Особенности международной торговли НТЗ в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Разделение труда в области науки и техники является прямым следствием развития НТР. Важным стимулом углубления всех форм разделения труда в области науки и техники явилось значительное удорожание научных и технических разработок. Тенденция в развитии этого процесса такова, что каждые 7-10 лет происходит удвоение расходов на научные разработки. Наиболее дорогостоящими являются не столько сами научные исследования, сколько доведение их разработок до непосредственного промышленного применения. По расчетам специалистов, затраты на научные разработки соотносятся следующим образом: 1: 3: 6: 100, где: 1 - затраты на чисто научные фундаментальные исследования, разработку общей теории того или иного вопроса; 3 - затраты на фундаментальные исследования, ориентированные в практические сферы применения; 6 - прикладные исследования; 100 - конкретные технологические разработки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН: ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
1.1 Общая характеристика форм международного технологического обмена
1.2 Международная передача технологий, как форма международных экономических отношений
1.3 Экономическая целесообразность экспорта технологий
1.4 Экономическая целесообразность импорта технологий
2. СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Географическая структура мирового рынка технологий
2.2 Особенности современного мирового рынка технологий
3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Особенности международной торговли НТЗ в современных условиях.rtf

— 318.87 Кб (Скачать)

     Предоставление лицензии оформляется лицензионным соглашением - договором, по которому лицензиар выдает лицензиату разрешение на использование собственных изобретений или научно-технических достижений в определенных пределах. В нем оговариваются характер и объем передаваемых прав, производственная область и географические границы использования предмета лицензии.

     По объему прав, передаваемых лицензиату:

     простую лицензию, по договору которой лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);

     исключительную лицензию, по договору которой лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах, оговоренных в соглашении, и лицензиар уже не может выдать аналогичные по условиям лицензии другим лицам, но оставляет право самостоятельного использования лицензии (характерно для несерийных товаров);

     полную лицензию: лицензиар уступает все права на использование научно-технического достижения в течение срока действия соглашения и отказывается от самостоятельного использования лицензии (применяется редко).

     По способу коммерческой реализации:

     чистые - купля-продажа чистых (основных) лицензионных прав;

     сопутствующие - сопровождающиеся контрактом на поставку комплектного оборудования или лицензии, необходимой для основной лицензии.

     По степени производственного освоения:

     достижения, освоенные в производстве;

     исследовательские.

     По предмету сделки:

     научно-технические знания (изобретения и «ноу-хау»);

     промышленные образцы;

     торговые знаки;

     услуги.

     По форме выплаты лицензионного вознаграждения:

     роялти - оговоренное участие в прибыли, т.е. периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения. В виде роялти осуществляется 90% всех лицензионных платежей;

     паушальный платеж - единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок (обычно для стран с неустойчивой экономикой и малознакомыми партнерами);

     комбинированные платежи - включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (обычно 10-15% от общей цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).

     В 90% лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3-10 лет.

     По категории предмета сделки различают лицензии на научно-технические знания (изобретения и ноу-хау), промышленные образцы, торговые знаки и различные виды услуг.

     Ноу-хау (know how) - предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества. Законодательство многих стран определяет ноу-хау как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства.

     Промышленный образец - художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана.

     Товарный знак - это обозначение, позволяющее отличить товары и услуги одних лиц и фирм от однородных товаров других лиц или фирм. Товарные знаки могут содержать в себе слова, рисунки, символы и т.п. Товарный знак может быть признан недействительным, если незаконно зарегистрирован или стечением времени утрачены основания для дальнейшего поддержания в силе его государственной охраны, например, он вошел во всеобщее употребление как обозначение товара определенного рода. Так едва не произошло с товарными знаками Аспирин, Рэнк ксерокс.

     Лицензионная торговля, охватывающая сделки с ноу-хау и патентами на изобретения, является основной формой коммерческого трансферта технологий. В современных условиях подавляющая часть лицензионной торговли приходится на продажу беспатентных лицензий. Это связано с экономией на проведении дополнительных НИОКР и расходов на внедрение в производство. Поэтому наибольшее распространение в международном трансферте получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с представлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье - чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.

     Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим:

     приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7-8 лет;

     покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР;

     каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3-6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии - 16 долларов;

     экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.

     Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг - когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.

     По существу, продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатацией предприятия, стандарты и контроль качества продукции.

     Различают три типа франчайзинга.

     Производственный - поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.

     Торговый (товарный) - фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.

     Лицензионный (деловой) - франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.

     Преимущества франчайзинга:

     сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму известной компании;

     возможность получения небольшой фирмой поддержки от франчайзера при обращении за кредитом в банк или при временных трудностях в расчетах с кредиторами (франчайзер может выступить поручителем);

     использование имиджа фирмы, уже завоевавшей авторитет у клиентов, гарантирует быстрое признание у клиентов;

     гарантированная помощь в менеджменте, маркетинге, исследованиях и разработках;

     бесплатная взаимная поддержка рекламой и осуществление помощи друг другу при осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.

     Оценочная стоимость продукции, выпускаемой в различных странах мира по иностранным лицензиям, составляет 350-400 млрд. долл. Лидирующее положение в качестве экспортеров лицензий занимают экономически развитые страны, на которые приходится более 80% мирового экспорта лицензий. При этом на США приходилось около 2/3 указанного экспорта, далее следуют страны ЕС. В последние годы Япония из нетто-импортера лицензий превратилась в экспортера технологий. На нее приходится уже более 5% мирового экспорта технологий.

     Подавляющая часть лицензий импортируется также экономически развитыми странами. На развивающиеся страны приходится лишь менее 20% мирового экспорта лицензий, что объясняется малой емкостью их технологического рынка.

     Что касается отраслевой структуры мирового рынка технологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную промышленность - 19%, общее машиностроение - 18%, химическую промышленность - 17,4%, транспортное машиностроение - 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.

     Франчайзинг выгоден как мелкому, так и крупному бизнесу.

     Малый бизнес заинтересован во франчайзинге по следующим причинам:

     имидж авторитетной фирмы гарантирует быстрое признание у потребителей;

     уменьшается объем капиталовложений;

     возможность владеть и управлять собственным предприятием при ограниченном предварительном опыте;

     гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях;

     возможность обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена на практике.

     Заинтересованность крупных корпораций объясняется следующим:

     они расширяют сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;

     получают возможность привлечения доп. капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей;

     компания имеет право на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа.

     Однако франчайзинг имеет и недостатки: франчайзи и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь.

     Возможные проблемы франчайзи:

     объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером;

     помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой;

     франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.

     Проблемы франчайзера:

     ошибки при выборе точек размещения франчайзинговых предприятий;

     затраты на подготовку пакета материалов для создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты;

     проблемы получения с франчайзи обусловленной договором роялти;

     крах франчайзи бросает тень на репутацию франчайзера, даже если его вины нет.

     Международный лизинг - финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования) за определенное вознаграждение на основе арендного договора.

     В отличие от купли-продажи аренда сохраняет за арендодателем право собственности на сданное внаем оборудование, предоставляя арендатору лишь право на его временное использование.

     Наибольшее распространение в МЭО получил лизинг, который подразделяется на:

     оперативный - более короткий, чем жизненный цикл изделия, срок соглашения, неполная амортизация оборудования за время аренды. По окончанию срока оборудование возвращается владельцу либо вновь сдано в аренду;

Информация о работе Особенности международной торговли НТЗ в современных условиях