Особенности менежмента в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:28, реферат

Краткое описание

Менеджмент как понятие явление довольно новое для России и предполагает эффективное управление хозяйствующим субъектом в условиях рыночной экономики. Становление эффективного менеджмента требует времени, глубоких знаний теоретического и практического характера, широкого кругозора и психологических способностей управленца к экстраполяции влияния поведения людей или происходящих событий на деятельность компании. 21-ый век - это век, когда стали размытыми границы между государствами, расстояния между континентами преодолеваются в течение десяти часов, когда пропасть между уровнем бедности и уровнем богатства расширяется с растущей с каждым годом скоростью.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Конкурентные позиции России в мировой экономике………4
Глава 2. Глобализация……………………………………………………...8
2.1 Менеджмент в условиях глобализации……………………………...11
Глава 3. Бизнес, государство, конкуренция
3.1 Бизнес и государство……………………………………………………13
3.2 Государство и конкуренция……………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………..21
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Особенности менеджмента в условиях глобализации.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

                   ИНСТИТУТ БИЗНЕСА  И ПРАВА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

                                  «Основы менеджмента» 

  НА ТЕМУ: «Особенности менеджмента в условиях глобализации»

   
 
 
 
 
 
 

                                                            Автор: студент группы №____

                                                                       Марков М.С. 
 
 
 
 
 
 

                     форма обучения______________

                Руководитель:

                                                                   Горячий С.А. 
 
 

Санкт-Петербург

2011г. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Конкурентные позиции России в мировой экономике………4

Глава 2. Глобализация……………………………………………………...8

2.1 Менеджмент в условиях глобализации……………………………...11

Глава 3. Бизнес, государство, конкуренция

3.1 Бизнес и государство……………………………………………………13

3.2 Государство и конкуренция……………………………………………16

Заключение…………………………………………………………………..21

Список  литературы…………………………………………………………22

Введение

   Менеджмент как понятие явление довольно новое для России и предполагает эффективное управление хозяйствующим субъектом в условиях рыночной экономики. Становление эффективного менеджмента требует времени, глубоких знаний теоретического и практического характера, широкого кругозора и психологических способностей управленца к  экстраполяции влияния  поведения людей или происходящих событий на деятельность компании.  21-ый век - это век, когда стали размытыми границы между государствами, расстояния между континентами преодолеваются в течение десяти часов, когда пропасть между уровнем бедности и уровнем богатства расширяется с растущей с каждым годом скоростью. 21-ый век - это век глобальных процессов и транснациональных компаний, проникающих в самые отдаленные уголки нашей планеты. Как сделать в менеджмент в условиях глобализации эффективным и что в данном случае понимать под эффективностью: получение прибыли или сохранение экологической среды, спонсирование национального производителя или вложение капитала в зарубежные компании и т.д.? В каждой области управления эффективность менеджмента определяется по своим критериям.1

   Цель моей работы – затронуть  тему глобализации и выявить  ее положительные и отрицательные  стороны. В условиях глобализации за счет движения капитала, перераспределения трудовых ресурсов  национальная надстройка начинает видоизменяться. Во все области жизни начинает проникать чужая культура, чужие ценности, чужая мораль. Вытеснение национальных эталонов через внедрение зарубежных информационных потоков, к сожалению, не приводит одновременно к созданию новых эталонов - для этого требуется время и поколения людей, а приводит к бездуховности населения или к этническим конфликтам. Проблемы глобализации касаются всех аспектов деятельности человека, в том числе бизнеса и предпринимательства, а, следовательно, и менеджмента. Как бы внешне далеко не отстояли друг от друга эти понятия, но с экономической  точки зрения, они находятся в неразрывной связи, так как их первооснова - это движение  капитала.

   В своей работе, я собираюсь выделить позиции России в мировой экономике, рассмотреть глобализацию, проблемы, связанные с ней и показать взаимосвязь конкуренции, бизнеса и государства в данном процессе.

Глава 1. Конкурентные позиции России в мировой экономике

   На мировой экономической арене Россия сегодня выступает как правопреемник СССР, который хотя и не выходил, а рейтинговые оценки конкурентоспособности стран мира, однако в 80ые годы по  отдельным позициям имел конкурентные преимущества. Эти преимущества:

  • крупными запасами минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов, цены на которые внутри страны были намного ниже мировых
  • значительным научно-техническим потенциалом
  • высоким общеобразовательным уровнем населения и квалификационной рабочей силой при относительно низком уровне оплаты труда
  • достаточно развитой транспортной системы связи, особенно в Европейской части страны
  • управляемой, в рамках централизованного планирования экономикой
  • потенциально емким внутренним рынком при хроническом дефиците товаров и услуг и значительном отложенном платежном спросе населения2

   После распада СССР позиции России в мировой экономике ухудшились, прежде всего в связи с изменением ее геополитического и геоэкономического положения:

  • в результате образования независимых государств из республики СССР Россия оказалась «отодвинутой» вглубь Евразийского материка от центров своего активного внешнеэкономического взаимодействия в Европе
  • ограничился доступ России к портам Балтийского и Черного морей, усложнилась ситуация на Каспийском море, оказались потерянными многие незамерзающие порты, значительная часть флота
  • возникла необходимость транзита через территории вновь образованных, проходящих по их территориям, особенно по Украине. Встали проблемы обустройства границы, развития таможенной службы
  • выявилась относительно слабая обеспеченность России собственным продовольствием, многими техническими культурами3

   Тем не менее, Россия имеет объективно благоприятное геополитическое положение, находясь между двумя динамично развивающимися регионами мирового хозяйства: Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Проблема состоит в эффективность использования этого фактора.

   За 90ые годы Россия по основным  макроэкономическим показателям  не приблизилась к группе развитых  стран с рыночной экономикой и в начале XXI века стоит перед опасностью быть отодвинутой на «периферию» мирового хозяйства.

   России приходиться одновременно  решать три связанные между  собой задачи:

  • во-первых, это системная трансформация, переход к цивилизованным рыночным отношениям
  • во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства
  • в-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микроэкономическом, макроэкономическом и институциональном уровнях.

   Важное значение с точки зрения  перспектив России на мировом  экономической арене имеет конкурентоспособность отдельных отраслей и видов производства. По конкурентоспособности на мировых товарных рынках можно выделить три группы отраслей российской экономики:

  • конкурентоспособные ресурсоемкие отрасли, способные развиваться на базе самофинансирования, а также привлечения иностранных инвестиций (нефтяная, газовая, лесная и тд)
  • отрасли обрабатывающей промышленности, способные производить конкурентоспособную на мировых рынках продукцию (аэрокосмическая, атомная, оборонная промышленность и тд). При протекционистской поддержке государства они могут обладать необходимой международной конкурентоспособностью
  • отрасли, удовлетворяющие значительную часть спроса на внутреннем рынке, но не обладающие международной конкурентоспособностью (автомобилестроение, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство и т.д.)

   Отрицательное воздействие на конкурентоспособность российской продукции оказывают: недостаточная инновационная активность, технологическое отставание от промышленно развитых стран, относительно низкая производительность труда, высокая энергоемкость производства, физический и моральный износ оборудования, бюрократизация и криминализация экономики.4

   Многие присущие российской экономике преимущества в 90ые годы использовались недостаточно, по существу утрачиваясь. Так, резко сократились работы по геологоразведке и освоению запасов полезных ископаемых, ускорился процесс старения основных фондов в промышленности, агарной сфере, на транспорте. Не прекращался отток специалистов из науки и промышленность за рубеж, в банковскую сферу, в торговлю.

   В результате современное положение России в мировой экономике не соответствует ее потенциалу. Имеющаяся природно-ресурсная база, пока еще сохранившийся производственный и научно-технический потенциал, высокий уровень образования и квалификации кадров должны быть эффективно использованы и послужить основой ускоренного экономического роста в XXI веке.

   В настоящее время роль России на международном рынке крайне мала. Дело в том, что Россия может «выживать» только благодаря нефти, газу, оружию и прочему. Называя себя развитой страной, Россия между тем является страной-потребителем, а не страной-производителем. Вместо того, чтобы поставить упор на разработку, производство и внедрение наших товаров на международный рынок, мы способны только потреблять. Причины сего могут быть разнообразны, к примеру, та же криминальная сторона России.5 Чиновники, оперируя высокими словами лишь усиливают неблагоприятное впечатление о России. Потому, наши товары, повседневного спроса, невозможно найти на прилавках других стран. Остается только надеяться, что со временем данное положение России улучшится.

   Истинный защитник России-это  история: ею в течение трех  столетий неустанно разрешаются  в пользу России все испытания,  которым подвергает она свою  таинственную судьбу" - писал Ф.И.Тютчев. Парадокс русского управления: неэффективность и результативность. С одной стороны, это управление неэффективное , потому что оно изначально не нацелено на эффективность, на минимизацию затрат для достижения максимальных результатов. Но, с другой стороны конечные цели, которые ставят перед собой страна в целом государство или крупная социальная группа, как правило, достигаются. Общественное мнение на протяжении нескольких веков воспринимает как само собой разумеющееся тот факт, что такое неразумное государственное устройство обеспечивает неуклонное территориальное расширение России и усиление ее влияния в мире. Основной принцип русской модели управления: внутри жестко централизованных структур на низовом уровне - полная автономия, например, директор, ставит задачу, контролирует сроки и полноту ее выполнения, а коллектив сам определяет пути решения этой задачи. Таким образом, в каждый момент времени русская система управления пребывает в одном из двух состояний - или в состоянии стабильном и спокойном, или же переходит в нестабильный, аварийный, кризисный режим работы. В стабильном состоянии управление осуществляется неконкурентными, административно-распределительными средствами. С переходом к нестабильному состоянию система управления становится агрессивно-конкурентной. В настоящее время управление в России находится в стабильном состоянии и конкуренция не развивается, в идет процесс государственной монополизации. Во многом такое положение предопределено большим запасов ресурсов, в том числе трудовых и природных. Нет стимула для развития производства и инноваций, так как политика государства - уравнивать запросы населения: лучше всем понемногу, чем бороться с безработицей. И из этого положения Россия может выйти, только если упадет цена на нефть и полезные ископаемые.6

2. Глобализация

Теперь, рассмотрев конкурентные позиции России, можно говорить глобализации более подробно. Глобализация обычно рассматривается с экономической, политической, социальной и культурной точек зрения. В контексте изучения основ бизнеса наиболее существенными являются первые два аспекта глобализации.

   В академической среде не существует единообразного понимания термина «глобализация». Под ней понимают новый тип социальных трансформаций, все шаги, пройденные человечеством на пути к единству, формирования нового мирового пространства, характеризуемого слиянием национальных экономик в одну единую экономическую систему, ослаблением национальных государственных правительств, а значит, и государственных границ (Быков и др.,2002).

   Изучение бизнеса предполагает акцентировать внимание на четырех направлениях исследований, связанных с глобализацией:

  • финансовых глобализаций
  • становление глобальных корпораций
  • глобальные аспекты регионализации экономических систем
  • функционирование глобальных сетей мировой торговли

   Впервые понятие «глобализация» было введено в научный оборот американскими учеными. Так, Теодор Левит в статье «глобализация рынков» определил глобализацию как «новую коммерческую реальность, заключающуюся в возникновении глобальных рынков для стандартизированных потребительских товаров с таким количественными показателями, которые ранее нельзя было представить»(1983г). Корпорации, вошедшие в эту новую реальность получают выигрыш от огромной экономии масштаба производства, дистрибьюции, маркетинга и менеджмента. Преобразуя этот выигрыш в свои пониженные цены на мировом рынке, глобальные компании могут избирательно уничтожать конкурентов, которые все еще «живут в беспомощном сплетении старых положений относительно того, как устроен мир».7

   Основными движущие силы глобализации, являющиеся в то же время ее фундаментом:

   1. Экономический фактор: огромная концентрация и централизация капитала, рост крупных компаний и финансовых групп, которые в своей деятельности все больше выходят за рамки национальных границ, осваивая мировое экономическое пространство.

   2. Становление и прогрессирующий  рост финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных), оказывающих громадное влияние на всю сферу производства и торговли в мировой экономике.

Информация о работе Особенности менежмента в условиях глобализации