Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:25, реферат
Быстрый экономический рост Японии после окончания Второй мировой войны, получивший название японского экономического чуда, привлек внимание всего мира. Стремление объяснить глубинные причины этого феномена породило огромное количество книг и статей, опубликованных как в самой Японии, так и в других странах.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности экономического развития Японии. 4
2. Причины, обусловившие «японское экономическое чудо». 8
3. Современное состояние Японии. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Список литературы: 23
Создание кружков контроля качества.
Широкие массы рабочих в Японии всячески привлекаются к рационализаторской деятельности и участию в контроле качества производимой продукции. Получила широкую известность, в частности, практика японских фирм по созданию кружков контроля качества. Эти кружки, состоящие из представителей работодателя и рабочих в лице профсоюза, призваны изыскивать резервы постоянного совершенствования качества продукции в интересах повышения конкурентоспособности и престижа фирмы. Высокое качество товаров позволило Японии завоевать одно их ведущих мест в мире по конкурентоспособности производимой продукции.
Японский стиль управления американцы часто называли скрытым экономическим оружием Японии. В США его внимательно изучали, приглашали японских менеджеров и других специалистов не только для обмена опытом, но и для проведения конкретных работ по перестройке систем управления американскими корпорациями.
Социальные контракты.
В Японии обращают на себя внимание так называемые социальные контракты, цель которых не допустить конфликтных ситуаций путем переговоров и вовлечения профсоюзов в систему принятия решений. Так, широко практикуется проведение консультаций между менеджерами и представителями профсоюзов по конкретным вопросам управления производством, составления планов и коллективных договоров, условий труда, премирования и т.д. Помимо этого промышленный бизнес поддерживает тесный контакт с правительственными ведомствами и банковским капиталом.
Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Наряду с образованием и стимулированием трудовой активности важным фактором повышения степени использования «человеческого капитала» являются затраты на НИОКР.
Целям успешного претворения в жизнь задачи «догнать США» в научно-техническом отношении и занять передовые позиции в мире послужила политика, направленная на соединение инициативы бизнеса с государственным регулированием.
Политика, направленная на соединение инициативы бизнеса с государственным регулированием.
Важную роль в проведении этой политики сыграло Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), созданное в 1953 г. специально для стимулирования и обновления производства и экспорта на базе НТП. Государство оказалось настоящим катализатором экономического роста и научно-технического прогресса, хотя его участие в создании ВНП было не столь значительным по сравнению с США и странами Западной Европы. В результате возникла так называемая японская корпорация — объединение промышленных фирм, банков, профсоюзов и государства, столь грозное для американских и западноевропейских конкурентов. Первыми отраслями, к которым была применена новая промышленная политика, были сталелитейная, угольная и электроэнергетика. По мере накопления опыта эта политика становилась все сложнее и утонченнее. Она распространилась на судостроение, автомобильную и химическую промышленность, а затем и на станкостроение и другие машиностроительные отрасли. Главный акцент в проведении промышленной политики Япония делает на ЭВМ шестого поколения, полупроводники, робототехнику четвертого поколения, биотехнологию и новые материалы. Япония превзошла США по развитию производства сверхмощных ЭВМ и интегральных схем, роботов, видео- и фототехники, керамики и других новейших и перспективных изделий. Это прежде всего наукоемкие изделия, при производстве которых японцы стремятся как можно больше добавить к исходному сырью собственный труд, новую стоимость.
Отдел науки и техники МВТП Японии ежегодно разрабатывал постоянно обновляемый перечень исследовательских тем и изделий. В соответствии с перечнем фирмам выделялась помощь в виде льготного кредитования и налогообложения. Например, фирмам, разрабатывающим или выпускающим принципиально новую, пионерную продукцию, предоставлялись налоговые льготы в размере 25%, а по некоторым видам — до 50% объема затрат на НИОКР. Фирмам, наладившим выпуск особо важных изделий, разрешалось в первый год выпуска их на рынок повышать амортизационные отчисления в размере до 25% стоимости их продажи; 70% доходов, полученных от экспорта новейшей техники и технологии, освобождались от налогообложения.
Япония в полной мере использовала преимущества молодой страны, вбирающей опыт США. За период с начала 50-х по конец 70-х годов было зарегистрировано около 34 тыс. случаев приобретения японскими компаниями иностранной техники и технологии, платежи за использование которой составили примерно 11,1 млрд долл. К началу 70-х годов на долю продукции, выпускаемой на основе применения иностранной техники и технологии, приходилось 10% общего объема промышленного производства страны.
Вначале заимствование Японией чужой техники и технологии имело характер простой имитации. Однако постепенно имитация переросла в серьезную переработку исходной идеи и ее технологическое воплощение. Япония стала закупать лучшие американские образцы изделий или лицензии и создавать на этой основе практически новые продукты более высокого качества. На повестку дня встал вопрос о технологической независимости страны.
Достижение технологической независимости страты.
Экономическая молодость Японии обусловила возраст ее предприятий и станочного парка. По сообщениям печати, средний возраст японских предприятий был меньше, чем в США и ФРГ. В Японии появилось больше промышленных роботов и гибких автоматизированных систем, чем в США.
Из-за врожденной слабости японской экономической базы (отсутствие своего сырья, узость внутреннего рынка и зависимость от внешнего рынка) и необходимости ее максимальной компенсации правящие круги и бизнес страны стали выдвигать далеко идущую программу превращения Японии в крупную и во многом независимую технологическую державу, крупного экспортера новейшей (уникальной) продукции и технологии. Всячески поощрялся экспорт наукоемкой продукции и прежде всего электронной техники.
В результате страна из чистого импортера превратилась в чистого экспортера новой техники. Япония стала предлагать мировому рынку продукты, часто не имеющие конкуренции в других странах, созданные в основном на базе собственных исследований и разработок. Японцы не делали секрета из того, что они хотят превратить свое высокоиндустриальное общество в общество, основанное на глубоких знаниях и высокой технологии.
Особенности японского национального характера.
Нельзя сбрасывать со счетов и особенности японского национального характера, национальные черты в социально-экономическом развитии страны. Как уже отмечалось, Япония показала пример эффективного заимствования иностранной техники и технологии, их быстрого освоения и распространения. Это было связано не только с гибкостью государственного вмешательства в экономику страны, но и со спецификой японской культуры, философии и национального характера. Современная японская культура и философия вобрали многие черты феодальных времен, такие, как послушание, преданность хозяину, вера в национальную самобытность и даже исключительность, умение быстро овладевать опытом и знаниями, если они могут принести пользу стране. Наряду с этими чертами успешно прививаются коллективистский менталитет (взгляд, образ мыслей), бригадные методы труда, умение быстро и сообща решать проблемы, особенно если они затрагивают интересы, честь или престиж нации, отрасли или даже отдельной фирмы.
Японский рабочий работает только хорошо, с высокой самоотдачей не потому, что опасается контроля или санкций за плохую работу. Иначе он работать не может, так как это неэтично, не отвечает привычным ему с детства нормам поведения. Нарушение общепринятых моральных устоев грозит строгим осуждением, поэтому лично для японца неприемлемо.
Снижение военных расходов.
В Японии признают, что быстрый экономический и особенно научно-технический прогресс был бы невозможен в условиях крупномасштабных военных расходов и военного производства. Как известно, доля военных расходов в ВНП в Японии намного ниже, чем в США: до последнего времени она не превышала 1%. Прошли те времена, когда военное производство было пионером в создании образцов новой техники. Теперь скорее наоборот: военный сектор использует и монополизирует технические новинки, созданные в гражданском секторе, мешая их коммерциализации. В США многие технические новинки, как правило, засекречивались, изымались из нормального процесса воспроизводства и использовались в ограниченных масштабах в военном производстве. Япония же делала ставку на массовое производство этих технических новинок и их скорейшую коммерциализацию, добиваясь преимуществ на рынке и в техническом прогрессе. Именно этим можно объяснить традиционно высокий социальный статус инженера и исследователя в Японии, особенно в гражданском бизнесе. Из 10 выпускников высшей школы в Японии 9 самых сильных (инженеров) идут в невоенный бизнес и лишь 1 (послабее) — в военное производство. В США наблюдается другая картина: из 10 выпускников 4 самых сильных идут в военное производство.
Экспортная политика.
Особое место в экономике страны заняла внешняя торговля. Япония постоянно ориентировалась не только на самые передовые технические потребности в современном мире, но и на их изменчивость. Недостаточная емкость внутреннего рынка (в отличие от США) заставляла страну искать новые рынки сбыта.
Япония представляет собой яркий пример сочетания жесткого протекционизма с агрессивной экспортной политикой. Высокий протекционистский барьер не привел к изоляции японской промышленности от внешнего мира. Более того, со временем протекционизм стал служить Японии не только средством защиты отечественных производителей, но и инструментом агрессивного экспорта, призванного завоевывать внешние рынки, но при этом лишь дозировано открывать свои рынки для иностранных товаров.
В результате выполнения Японией 8-летней программы «токийского раунда» ГАТТ (1979 г.) средний уровень ставок таможенного обложения в стране снизился к 1987 г. более чем на 25% и по основным промышленным товарам составил в среднем немногим более 3%. В рамках введенной в 1971 г. Общей системы преференций Япония предоставила льготный таможенный режим (наряду с развитыми в промышленном отношении странами) 140 развивающимся государствам и территориям.
Регулирование импорта.
Вместе с тем Япония сохраняет активное нетарифное регулирование импорта. Традиционно защищается слабое отечественное сельское хозяйство: из 77 наименований квотируемых товаров 23 приходятся на сельскохозяйственную продукцию. Широко применяется система стандартов и качественных характеристик, которая служит эффективным средством ограничения импорта.
Япония стала лидером в поставках на мировой рынок ряда высокотехнологичных продуктов — оптоволоконной связи, биотехнологии, роботов, электроники нового поколения, композиционных суперматериалов и др. Развитие ресурсо- и трудосберегающих производств позволяет снижать зависимость страны от импорта сырья и материалов. Япония стремится размещать производство бытовой электроники, телерадиоаппаратуры и средств связи среднего уровня в других странах, а готовую продукцию затем ввозить к себе. В настоящее время объем импорта электронных компонентов и полуфабрикатов уже превосходит объем импорта железной руды или нефти.
Характеризуя в целом японский капитализм, следует отметить ряд национальных особенностей, отличающих его от классического капитализма Западной Европы и США. Не случайно японцы не относят свою страну к Западу. Японский капитализм менее статичен, более социализирован, несет отпечаток феодальных пережитков, получивших в новых условиях новое качество, отличается большим развитием коллективистских, кооперативных начал.
Для Японии характерны также специфические отношения между трудом и капиталом, государством и бизнесом. С феодальных времен сохранились «неиспорченность» рабочего человека, его непритязательность, жертвенность, готовность угодить хозяину и т.д. И в то же время это высококвалифицированная рабочая сила, не чуждая веры в национальную предопределенность своей страны, своего общества. Труд японского рабочего отличается большой самоотдачей и сознательностью.
Государственное вмешательство в экономику осуществлялось поначалу достаточно осторожно, селективно, но затем расширялось и усиливалось. Профсоюзы не выступали, как в США, против роботизации и других форм автоматизации.
Американцы во взаимоотношениях с японцами часто не понимали специфических особенностей японского общества и национального характера страны, поэтому порой действовали напролом и не добивались успеха. В результате резко обострилась торговая борьба между США и Японией, обе стороны порой прибегают к жестким протекционистским мерам. При этом администрация США открыто критикует экономическую политику Японии, заставляет ее идти на уступки, угрожая сокращением передачи новой технологии. В свою очередь, японская печать часто в весьма острых выражениях осуждает политику США за грубость, экстремизм, непонимание японской специфики.
Разрушительное землетрясение, произошедшее 11 марта в Японии, может оказать парадоксально положительное воздействие на местную экономику. Убытки в миллиарды долларов могут обернуться прибылями: как заявили эксперты, страну ожидает строительный бум, ибо без жилья остались сотни тысяч человек. После землетрясения в Японии 11 марта этого года в стране ожидается небывалый строительный бум
Налоговая ставка для бизнеса составляет 40% и является одной из самых высоких в мире. До землетрясения правительство Наото Кана планировало снижение корпоративного налога на 5%, однако после катастрофы передумало. Высокие налоги наносят вред экономике страны и ставят под угрозу планы восстановления после катастрофы. Жилищный бум может иметь место только в том случае, если останется только один потребительский налог и правительство увеличит свои долги, чтобы стимулировать экономический рост.
Правительство Наото Кана оценивает ущерб от землетрясения и цунами в 300 млрд долларов. В конце апреля правительство Японии приняло решение потратить 4,02 трлн иен (около 50 млрд долларов) на финансирование первого этапа преодоления последствий катастрофического землетрясения и цунами 11 марта.
Информация о работе Особенности экономического развития Японии