Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:21, реферат
В настоящее время встала острая дилемма о передаче земли в собственность, а также проблема становления и развития различных форм и типов хозяйствования в аграрном секторе.
Такая неопределенность не может и не должна долго сохраняться. Конечно, в условиях становления рыночных отношений наиболее предпочтительной с точки зрения рационального и эффективного использования земли будет её продажа фермерам, частным предпринимателям, т.е. создание слоя собственников и производителей одновременно.
Предприниматель стремится умножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы бизнеса, свободу установления цен, распределения дохода, принятия управленческих решений, гарантий риска и т.д. Иное дело, что право собственности обычно отождествляется с частной собственностью. Это не совсем так.
Частная собственность - идеальный
вариант определенности отношений собственности,
в то же время в современных цивилизованных
странах широко используется институт
аренды, который также подходит под понятие
предпринимателя-собственника. Сюда же
входят и члены акционерного общества,
они ведь тоже предприниматели-собственники.
В таком случае остается только констатировать,
что реформированные на арендных или акционерных
началах колхозы и совхозы являются предпринимателями-
Следует, однако, обратить внимание на возможность использования еще одного вида аренды. Дело в том, что пока об аренде речь возникает лишь в том случае, когда коллектив предприятия принимает решение о переводе своего производства на арендные начала, когда с согласия государства предприятие может быть преобразовано в арендное. Но почему не использовать несколько преобразованную формулу, когда с согласия трудового коллектива в аренду предприятие (колхоз, совхоз, завод, фабрику, рудник, шахту и т.д.) мог бы взять один человек, арендатор? В обществе уже есть лица, накопившие достаточные финансовые средства, одновременно обладающие навыками предпринимательства, и это был бы более доступный путь развития предпринимательского бизнеса, чем открытие новых производственных звеньев и структур. Кроме того, такой путь дал бы возможность сохранить накопленные государственные ресурсы, приспособить их к новым условиям хозяйствования, сохранить не только чисто производственный, но и экономический потенциал общества. Такие меры соответствовали бы интересам крупного производства, но они одновременно не ущемляли бы малый бизнес. Если брать во внимание сельскохозяйственное производство, то в качестве субъектов рынка могут выступать фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, кооперативы, арендный семейный подряд и т.д.
2. Особенности структуры и ценообразования рынка земли
2.1 Структура земельного фонда
Земельный фонд каждого государства представляет собой совокупность всех земель, которые находятся на территории данного государства. У каждого государства своя классификация земель. В Республике Беларусь согласно земельному кодексу классификация следующая.
Земли Республики Беларусь делятся на следующие категории:
К землям сельскохозяйственного
К землям населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов относятся земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, за исключением земель, отнесенных к иным категориям в этих границах.
К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов.
К землям природоохранного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения заповедников, национальных парков и заказников. К землям оздоровительного назначения относятся предоставленные земельные участки для размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровления и иные земельные участки, обладающие природными лечебными факторами. К землям рекреационного назначения относятся земельные участки для размещения объектов, предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма. К землям историко-культурного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и археологических объектов.
К землям лесного фонда относятся лесные земли, а также нелесные земли, расположенные в границах лесного фонда, предоставленные для ведения лесного хозяйства.
К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земельные участки, предоставленные для ведения водного хозяйства, в том числе для размещения водохозяйственных сооружений и устройств.
К землям запаса относятся земли, земельные
участки, не отнесенные к иным категориям
и не предоставленные
Независимо от деления на категории земель земли Республики Беларусь подразделяются на следующие виды:
Земли, земельные участки распределяются по категориям земель в зависимости от их основного целевого назначения и определенного в соответствии с законодательством правового режима их использования и охраны.
Перевод земель, земельных участков из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель, земельных участков при изъятии и предоставлении земельных участков, прекращении права постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности и аренды на земельные участки, подаче землепользователями заявлений о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую.
Отнесение земель к видам осуществляется в соответствии с их природно-историческими признаками, состоянием и характером использования.
Перевод земель из одного вида в другой осуществляется при:
Порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Таким образом, прежде чем исследовать проблему рынка земли Республики Беларуси, также следует исследовать земельный фонд Республики Беларусь, который на сегодняшний состоит из огромного числа различных видов земель.
2.2 Особенности ценообразования на рынке земли
Реализация стратегического курса земельной политики Беларуси, с использованием платного землепользования, предполагает разработку механизма становления рынка земель сельскохозяйственного назначения. Важной проблемой в решении этой задачи является определение научно обоснованной кадастровой стоимости земельных участков, которая одновременно служит нормативообразующей базой для установления ставок земельного налога, арендной платы, банковских процентов при залоговых операциях и т.д.
С развитием в стране личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также крупных товарных сельскохозяйственных организаций рыночного типа возникает необходимость использования реальной стоимости земли на основе оценочных работ с учетом уровня плодородия и поправочных коэффициентов на местоположение земельных участков относительно рынков сбыта продукции и объектов производственной инфраструктуры.
Основными факторами, которые влияют на предложение земли, являются плодородие и географическое положение земли. Ограниченность земли как раз и заключается в том, что имеется в виду земля определенного качества, расположенная в определенном месте. Безусловно, количество земельных участков хорошего качества с удобным местоположением, как правило, ограничено вполне определенным количеством площадей. Это количество может быть несколько увеличено в случае приложения труда и капитала.
Итак, предложение земли не меняется при уменьшении или увеличении цен на землю, собственники данного фактора производства предлагают к продаже постоянное (фиксированное) количество земельных участков. Значит, эластичность предложения земли по цене равняется нулю и кривая предложения земли имеет вид вертикальной прямой (на рисунке 1.1 приложения 1 линия SY)
Правда, в долгосрочной перспективе линия предложения может отклониться с отрицательным наклоном (пунктирная линия S'), но на очень короткий промежуток времени, после чего снова примет вертикальное положение. Такое временное изменение наклона кривой предложения может быть связано с предложением труда и участием капитала в улучшении качества земельных участков (то есть, фактически расширении земельных площадей удовлетворительного качества в удобном местоположении).
Спрос на землю не является однородным. Он включает в себя две основных составляющих: спрос сельскохозяйственных и несельскохозяйственных потребителей.
Для сельскохозяйственных потребителей цена земли определяется ее плодородием и в меньшей мере ее местоположением, от которого зависят климатические условия и вопрос доставки ресурсов и готовой продукции. Линия сельскохозяйственного спроса имеет отрицательный наклон. Это связано с тем, что по мере вовлечения земли (увеличения сельскохозяйственных площадей) в производство ее пользователи будут постепенно переходить от более плодородных земель к менее, но и за меньшие расценки, соответственно. Это явление называется законом уменьшающегося плодородия, который был сформулирован А. Тюрго (1727-1781) и Дж. Андерсоном (1739-1808), а распространение получил благодаря работам Д.Рикардо (1772-1823).
Несельскохозяйственные потребители - все, \ кому земля нужна для строительства зданий, промышленного производства или других целей, не I связанных с использованием плодородия почвы. [10, с. 125]
Для несельскохозяйственных потребителей существует два основных фактора формирования цены земли:
Информация о работе Особенности функционирования рынка земли