Особенности функционирования рынка земли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:21, реферат

Краткое описание

В настоящее время встала острая дилемма о передаче земли в собственность, а также проблема становления и развития различных форм и типов хозяйствования в аграрном секторе.
Такая неопределенность не может и не должна долго сохраняться. Конечно, в условиях становления рыночных отношений наиболее предпочтительной с точки зрения рационального и эффективного использования земли будет её продажа фермерам, частным предпринимателям, т.е. создание слоя собственников и производителей одновременно.

Файлы: 1 файл

Особенности функционирования рынка земли.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

Следовательно, общая сумма в размере 140 тыс. га - это вероятный потенциал рынка земли в Республике Беларусь, представляющий только сделки купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Площадь арендных сделок может быть на порядок больше размера сделок купли-продажи земельных участков и составлять около 1,4 млн.га.

Таким образом, в общий рыночный оборот сельскохозяйственных земель может ежегодно вовлекаться площадь, равная 1,5 млн. га (приложение, рис.3.1.).

 

Рис 3.1. Прогнозируемое развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения

 

Приведенные предположительные расчеты показывают на возможность формирования и функционирования в перспективе в республике рыночного земельного оборота.

Важнейшей проблемой на пути становления рынка земли является определение цены и на этой основе реальной величины арендной платы, земельного налога, залоговой стоимости и т.д. Изучение показывает, что, с одной стороны, земля должна быть стимулом для эффективного землепользования и достижения высоких хозяйственных результатов. С другой -она должна позволять землепользователям получать соответствующую прибыль, которая наряду с личными доходами сделает возможным формирование частнособственнического капитала и его приоритетное вложение в развитие производства.

С учетом вышеизложенного и используя величину цены земли и арендной платы, целесообразен вероятностный расчет денежной выручки от возможного рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, который представлен на рис. 3.2.

 

Рис.3.2. Расчет денежной выручки от возможного рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Беларусь

 

Как показывают расчетные данные таблицы, годовая купля-продажа 137 тыс. га сельскохозяйственных земель обеспечит денежную выручку 143 млн. долл. Кроме того, от аренды может быть получено еще 14,3 млн. долл. В итоге годовой рыночный оборот земли может дать сельскохозяйственным товаропроизводителям доход в сумме 157,3 млн. долл., который возможно будет использовать как на улучшение плодородия земли, так и на развитие сельскохозяйственного производства.[6]

Рыночные преобразования в аграрном секторе экономики требуют согласованных действий по следующим основным направлениям:

  • сбалансированность земельных преобразований с другими мероприятиями экономической реформы. Прежде всего следует продолжить начатые мероприятия по реорганизации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятий и крестьянских фермерских хозяйств;
  • совершенствование работы служб земельного кадастра, регистрации сделок с землей; развитие сферы консалтинговых услуг, оказываемых землепользователям;
  • постепенное (по мере стабилизации социально-экономического развития страны) формирование регулируемого земельного рынка. Такое государственное регулирование может включать ограничения на размер (дифференцируемый по регионам) земельной площади, находящейся в собственности физического лица; на куплю-продажу земель, полученных из государственного фонда; на изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель. Например, приобретение земли в собственность целесообразно лицам, имеющим специальное образование и опыт работы в сельском хозяйстве. Предоставление же сельскохозяйственных земель иностранным фирмам и гражданам необходимо только на выгодных условиях аренды.

Таким образом, главная задача, которую предстоит решить в области земельных отношений в связи с формированием рынка, - создание институциональных и экономических условий для реализации прав собственности на землю, становление развитой рыночной инфраструктуры, что даст возможность увеличить доходы от использования земли, повысить ее концентрацию (консолидацию) у перспективных владельцев и собственников, способных организовывать эффективное землепользование и производство.

Национальную модель земельных преобразований необходимо строить исходя из сочетания принципов социальной справедливости и экономической эффективности. В этой связи концепция формирования новой системы земельных отношений и механизм их регулирования должны включать:

  • радикальные преобразования отношений собственности на землю, обеспечивающие создание конкурентной среды для эффективной работы многообразных форм землевладения, землепользования и распоряжения;
  • поэтапное внедрение рыночного оборота земель - вначале широкое использование различных видов аренды, затем введение таких рыночных форм и операций, как залог, передача в виде пая в неделимый фонд предприятия, обмен земельными участками, выкуп пая (возможно льготный) с правом получения кредита на эти цели и др. И только на третьем этапе -подконтрольная государству купля-продажа земель, в том числе и для целей сельскохозяйственного производства;
  • создание действенного механизма управления земельными ресурсами, обеспечивающего повышение эффективности землевладения и землепользования, последовательную интенсификацию производства.

Таким образом, становление рынка земли в РБ является на сегодняшний день проблемой комплексной и не решаемой в один день. В настоящее время становится актуальной проблема агропромышленной интеграции. Включение этих предприятий в общую интеграционную цепочку позволит им не только сохраниться, но и преобразоваться, как уже отмечалось, на новой технико-технологической основе с адаптацией к рыночным"условиям".

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главная особенность  экономических отношений, связанных  с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного природного фактора является существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату – ренту.

Рента, которая возникает  вследствие разности плодородия земельных  участков (или разности местоположения участков по отношению к рынку), называется дифференциальной рентой.

Абсолютная рента является результатом монополии частной  собственности на землю со стороны  определенного класса общества.

В сельском хозяйстве  есть еще одна разновидность ренты  – монопольная рента: это особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые.

Земля является предметом  не только аренды, но и купли –  продажи, и она имеет иррациональную цену, основанную не на стоимости, а на доходе, который приносит использование земли владельцу. Цена земли – это капитализированная рента.

Крестьяне, являющиеся собственниками своего участка, в качестве хозяйствующих субъектов получат дифференциальную ренту, а в качестве собственников земли они ее присваивают. Абсолютной ренты в крестьянском хозяйстве нет.

Повсюду, где силы природы  могут быть монополизированы и обеспечивают применяющему их промышленнику добавочную прибыль, - будет ли то водопад, или богатый рудник, или богатая рыбой вода, или хорошо расположенное строительное место, - лицо, признаваемое собственником этих предметов природы, улавливает у функционирующего капитала эту добавочную прибыль в форме ренты.

Что касается РБ, то основной проблемой сегодня является установление адекватной рыночной стоимости земли. Без рынка земли это невозможно в принципе.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бондарь, А.В., Воробьев В.А., Сухарева Н.Н. /под ред. Бондаря А.В, Воробьева В.А. Микроэкономика. Учебное пособие. -Минск : БГЭУ,2007.-415с.
  2. Барановский, С.И. Экономическая теория / С. И. Барановский, А. С. Козлов, В. А. Усевич. - Минск: БГТУ, 2007. - 114 с.
  3. Булыгина, С.А.,Демина, Н.Ф., Лукьянова, А.А. Организационно-экономические основы развития земельных отношений в современных условиях.-Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. аграр. ун-та,2004.-279с.
  4. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства Беларуси: Предложения / Акад. аграр. наук Респ. Беларусь, Белорус. НИИ экономики и информ. АПК. - Мн.: БелНИИЭИ АПК, 2006. - 67 с.
  5. Земельные отношения и земельная рента / Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Главное управление образования, науки и кадров, Учреждение образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», Кафедра экономической теории. - Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2006. - 52 с.
  6. О мелиорации земель: Закон Респ. Беларусь от 23 июля 2008г. № 423-3: Принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь 24 июня 2008г.: Одобр. Советом Респ. Нац. собр. Респ. Беларусь 28 июня 2008г.//Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.- 2008.-№184.-С. 122-132.
  7. Капчан Е. Вопросы формирования и предоставления земельных участков. // Юрист.- 2007.-№12.-С. 18-21.
  8. Капчан Е. Рынок земли в Республике Беларусь: землепользование и Земельные отношения: тонкости и новые возможности. // Юрист.- 2009.-№ 5.-С. 21.
  9. Курс экономической теории. Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимом . - Минск :МиСант ,2003.- 496с.
  10. Лемешевский И.М. Экономическая теория. Основы. Вводный курс: учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / И. М. Лемешевский.- 3-е издание, дополненное и переработанное - Минск: ФУАинформ, 2007. - 407с.
  11. Лемешевский , И. М. Микроэкономика. Социально-экономический аспект. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов / И. М. Лемешевский. - 3-е издание, дополненное и переработанное - Минск: ФУАинформ, 2006.-510 с.
  12. Методические подходы к формированию новых эффективных земельных отношений / Государственное научное учреждение «Институт экономики Национальной академии наук Беларуси», Центр аграрной экономики. - Минск: Институт экономики, 2006. - 79 с.
  13. Национальная экономическая газета - Рынок земли -http://www.neg.by/news/5383.html. - Дата доступа:27.09.2009
  14. О мелиорации земель: Закон Респ. Беларусь от 23 июля 2008г. № 423-3: Принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь 24 июня 2008г.: Одобр. Советом Респ. Нац. собр. Респ. Беларусь 28 июня 2008г.//Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.- 2008.-№184.-С. 122-132.
  15. Станкевич Н.Г. Вещные права на землю.- Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы,2003.- 160с.
  16. Кодекс РБ о земле[Электронный ресурс] – 2009. – Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/vip/zeml/index.htm– Дата доступа: 24.11.2009
  17. Статистический ежегодник [Республики Беларусь] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа. - Минск: [б. и.], 2009.
  18. Экономика - Ценообразование на факторы производства-http://www.ref.by/refs/101/31383/Lhtml. - Дата доступа:20.09.2009
  19. Экономика- Рынок земли его специфика. Факторы определяющие цену на землю- http://www.ref.by/refs/98/24110/1 .html. -Дата доступа:20.09.2009
  20. Экономика : учебник для вузов/ И.В. Липсиц.-М. : Омега-л,2004.-654с.
  21. Экономика: учебное пособие/ В.Л.Клюни/под ред. В.Л.Клюни, А.С.Тихонович.-Минск,2007.-423с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Рис 1.1 Предложение земли

 

Рис 1.2 Спрос на землю

 

 

Приложение 2

 

Рис 1.1 Категории хозяйств

 

Рис 1.2 Земли, используемые в сельскохозяйственном обороте

 

 

Приложение 3

 

Вопрос №1

 

В современной Беларуси земля не является предметом покупки-продажи. Но объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, становятся интересными для инвестиции в первую очередь из-за того, где и как они расположены. Для успешного бизнеса важно также и то, какие возможности предоставляет для развития земельный участок, где расположено производство, склад или магазин, гостиница или фермерское хозяйство. А если вы строите для себя или заказчика? Тогда вопросы землеотвода или землеоформления приобретают первостепенное значение.

С 1 мая вступили в силу изменения в указ 667 и некоторые иные акты, регулирующие землеотношения. Правовые изменения повлекли за собой не только новые возможности для всех, кто интересуется вопросами землепользования, но рождают новые вопросы в земельных отношениях.

Вопросы землепользования в каждом конкретном случае имеют свои особенности.

28 мая крупнейшие землепользователи, застройщики, арендаторы и представители регуляторов рынка соберутся, чтобы разобраться в особенностях правовых новаций земельного рынка, рассмотреть практику применения нового Кодекса о земле, вступившего в силу с 1 января 2009 года, а также тех изменений в земельное законодательство, которые вступили в силу с 1 мая.

По мнению экспертов, действие Кодекса позволит усовершенствовать земельные отношения в Беларуси, обеспечить эффективное использование и охрану земель, защиту прав землепользователей, увеличить потенциал инвестиций за счет возможности заключения договоров аренды земельных участков на аукционах, а также за счет возможности совершения сделок с правом аренды земельных участков.

Мы привлекаем к участию в форуме не только застройщиков и власти, но также те структуры, которые регулируют оборот земли в стране. В диалоге примут участие и риелтеры. Мы также приглашаем к диалогу представителей судебных органов для более пристального изучения вопросв, связанных с изъятием земли, тонкостях долевого строительства.

Принят указ №58 "О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд", которым усиливается защита прав собственников при изъятии земельных участков. А указ №64 вносит дополнения и изменения в некоторые указы по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков. Все эти документы направлены также на дальнейшую либерализацию белорусской экономики и повышение деловой активности субъектов хозяйствования.

 

Вопрос №2

 

В целях дальнейшей либерализации экономики страны, защиты интересов населения, повышения деловой активности субъектов хозяйствования, создания благоприятного инвестиционного климата в средних и малых городах, сельских населенных пунктах, включая агрогородки, Главой государства принят ряд нормативных правовых актов в области регулирования земельных отношений.

Из установленных Указом Президента Республики Беларусь №667 ”Об изъятии и предоставлении земельных участков“, вступившим в силу с 1 января 2008 года, с учетом изменений и дополнений, вступающих в силу с 1 мая 2009 года, а также Кодексом Республики Беларусь о земле, вступившим в силу с 1 января 2009 года, новых положений предоставления и использования земельных участков наиболее значимыми являются следующие.

1. Земельный участок предоставляется инвестору без проведения аукциона в случаях, если конкретный инвестор определен решением Президента Республики Беларусь либо программой, утвержденной Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, а также:

для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в свободных экономических зонах;

при приобретении не завершенных строительством, незаконсервированных капитальных строений (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений), решение об отчуждении которых принято Президентом Республики Беларусь;

для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, предназначенных для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, за исключением строительства и обслуживания объектов в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь* по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 ”О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)“, а также за исключением строительства автозаправочных станций.

С учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности областные исполнительные комитеты вправе определять населенные пункты (части их территорий), иные территории, в пределах которых земельные участки предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям только по результатам аукционов.

Земельные участки предоставляются также без проведения аукциона гражданам Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах, за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева. В городах Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве – гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в г.Минске – только многодетным семьям (семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 23 лет, не вступивших в брак и проживающих совместно с родителями, включая обучающихся на дневных отделениях учреждений образования в других населенных пунктах и проходящих срочную военную службу по призыву, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется право пользования занимаемыми родителями жилыми помещениями), состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Информация о работе Особенности функционирования рынка земли