Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:21, реферат
В настоящее время встала острая дилемма о передаче земли в собственность, а также проблема становления и развития различных форм и типов хозяйствования в аграрном секторе.
Такая неопределенность не может и не должна долго сохраняться. Конечно, в условиях становления рыночных отношений наиболее предпочтительной с точки зрения рационального и эффективного использования земли будет её продажа фермерам, частным предпринимателям, т.е. создание слоя собственников и производителей одновременно.
Следовательно, общая сумма в размере 140 тыс. га - это вероятный потенциал рынка земли в Республике Беларусь, представляющий только сделки купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Площадь арендных сделок может быть на порядок больше размера сделок купли-продажи земельных участков и составлять около 1,4 млн.га.
Таким образом, в общий рыночный оборот сельскохозяйственных земель может ежегодно вовлекаться площадь, равная 1,5 млн. га (приложение, рис.3.1.).
Рис 3.1. Прогнозируемое развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения
Приведенные предположительные расчеты показывают на возможность формирования и функционирования в перспективе в республике рыночного земельного оборота.
Важнейшей проблемой на пути становления рынка земли является определение цены и на этой основе реальной величины арендной платы, земельного налога, залоговой стоимости и т.д. Изучение показывает, что, с одной стороны, земля должна быть стимулом для эффективного землепользования и достижения высоких хозяйственных результатов. С другой -она должна позволять землепользователям получать соответствующую прибыль, которая наряду с личными доходами сделает возможным формирование частнособственнического капитала и его приоритетное вложение в развитие производства.
С учетом вышеизложенного и используя величину цены земли и арендной платы, целесообразен вероятностный расчет денежной выручки от возможного рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, который представлен на рис. 3.2.
Рис.3.2. Расчет денежной выручки от возможного рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Беларусь
Как показывают расчетные данные таблицы, годовая купля-продажа 137 тыс. га сельскохозяйственных земель обеспечит денежную выручку 143 млн. долл. Кроме того, от аренды может быть получено еще 14,3 млн. долл. В итоге годовой рыночный оборот земли может дать сельскохозяйственным товаропроизводителям доход в сумме 157,3 млн. долл., который возможно будет использовать как на улучшение плодородия земли, так и на развитие сельскохозяйственного производства.[6]
Рыночные преобразования в аграрном секторе экономики требуют согласованных действий по следующим основным направлениям:
Таким образом, главная задача, которую предстоит решить в области земельных отношений в связи с формированием рынка, - создание институциональных и экономических условий для реализации прав собственности на землю, становление развитой рыночной инфраструктуры, что даст возможность увеличить доходы от использования земли, повысить ее концентрацию (консолидацию) у перспективных владельцев и собственников, способных организовывать эффективное землепользование и производство.
Национальную модель земельных преобразований необходимо строить исходя из сочетания принципов социальной справедливости и экономической эффективности. В этой связи концепция формирования новой системы земельных отношений и механизм их регулирования должны включать:
Таким образом, становление рынка земли в РБ является на сегодняшний день проблемой комплексной и не решаемой в один день. В настоящее время становится актуальной проблема агропромышленной интеграции. Включение этих предприятий в общую интеграционную цепочку позволит им не только сохраниться, но и преобразоваться, как уже отмечалось, на новой технико-технологической основе с адаптацией к рыночным"условиям".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная особенность экономических отношений, связанных с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного природного фактора является существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату – ренту.
Рента, которая возникает вследствие разности плодородия земельных участков (или разности местоположения участков по отношению к рынку), называется дифференциальной рентой.
Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества.
В сельском хозяйстве есть еще одна разновидность ренты – монопольная рента: это особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые.
Земля является предметом не только аренды, но и купли – продажи, и она имеет иррациональную цену, основанную не на стоимости, а на доходе, который приносит использование земли владельцу. Цена земли – это капитализированная рента.
Крестьяне, являющиеся собственниками своего участка, в качестве хозяйствующих субъектов получат дифференциальную ренту, а в качестве собственников земли они ее присваивают. Абсолютной ренты в крестьянском хозяйстве нет.
Повсюду, где силы природы могут быть монополизированы и обеспечивают применяющему их промышленнику добавочную прибыль, - будет ли то водопад, или богатый рудник, или богатая рыбой вода, или хорошо расположенное строительное место, - лицо, признаваемое собственником этих предметов природы, улавливает у функционирующего капитала эту добавочную прибыль в форме ренты.
Что касается РБ, то основной проблемой сегодня является установление адекватной рыночной стоимости земли. Без рынка земли это невозможно в принципе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис 1.1 Предложение земли
Рис 1.2 Спрос на землю
Приложение 2
Рис 1.1 Категории хозяйств
Рис 1.2 Земли, используемые в сельскохозяйственном обороте
Приложение 3
Вопрос №1
В современной Беларуси земля не является предметом покупки-продажи. Но объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, становятся интересными для инвестиции в первую очередь из-за того, где и как они расположены. Для успешного бизнеса важно также и то, какие возможности предоставляет для развития земельный участок, где расположено производство, склад или магазин, гостиница или фермерское хозяйство. А если вы строите для себя или заказчика? Тогда вопросы землеотвода или землеоформления приобретают первостепенное значение.
С 1 мая вступили в силу изменения в указ 667 и некоторые иные акты, регулирующие землеотношения. Правовые изменения повлекли за собой не только новые возможности для всех, кто интересуется вопросами землепользования, но рождают новые вопросы в земельных отношениях.
Вопросы землепользования в каждом конкретном случае имеют свои особенности.
28 мая крупнейшие землепользователи, застройщики, арендаторы и представители регуляторов рынка соберутся, чтобы разобраться в особенностях правовых новаций земельного рынка, рассмотреть практику применения нового Кодекса о земле, вступившего в силу с 1 января 2009 года, а также тех изменений в земельное законодательство, которые вступили в силу с 1 мая.
По мнению экспертов, действие Кодекса позволит усовершенствовать земельные отношения в Беларуси, обеспечить эффективное использование и охрану земель, защиту прав землепользователей, увеличить потенциал инвестиций за счет возможности заключения договоров аренды земельных участков на аукционах, а также за счет возможности совершения сделок с правом аренды земельных участков.
Мы привлекаем к участию в форуме не только застройщиков и власти, но также те структуры, которые регулируют оборот земли в стране. В диалоге примут участие и риелтеры. Мы также приглашаем к диалогу представителей судебных органов для более пристального изучения вопросв, связанных с изъятием земли, тонкостях долевого строительства.
Принят указ №58 "О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд", которым усиливается защита прав собственников при изъятии земельных участков. А указ №64 вносит дополнения и изменения в некоторые указы по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков. Все эти документы направлены также на дальнейшую либерализацию белорусской экономики и повышение деловой активности субъектов хозяйствования.
Вопрос №2
В целях дальнейшей либерализации экономики страны, защиты интересов населения, повышения деловой активности субъектов хозяйствования, создания благоприятного инвестиционного климата в средних и малых городах, сельских населенных пунктах, включая агрогородки, Главой государства принят ряд нормативных правовых актов в области регулирования земельных отношений.
Из установленных Указом Президента Республики Беларусь №667 ”Об изъятии и предоставлении земельных участков“, вступившим в силу с 1 января 2008 года, с учетом изменений и дополнений, вступающих в силу с 1 мая 2009 года, а также Кодексом Республики Беларусь о земле, вступившим в силу с 1 января 2009 года, новых положений предоставления и использования земельных участков наиболее значимыми являются следующие.
1. Земельный участок предоставляется инвестору без проведения аукциона в случаях, если конкретный инвестор определен решением Президента Республики Беларусь либо программой, утвержденной Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, а также:
для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в свободных экономических зонах;
при приобретении не завершенных строительством, незаконсервированных капитальных строений (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений), решение об отчуждении которых принято Президентом Республики Беларусь;
для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, предназначенных для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, за исключением строительства и обслуживания объектов в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь* по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 ”О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)“, а также за исключением строительства автозаправочных станций.
С учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности областные исполнительные комитеты вправе определять населенные пункты (части их территорий), иные территории, в пределах которых земельные участки предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям только по результатам аукционов.
Земельные участки предоставляются также без проведения аукциона гражданам Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах, за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева. В городах Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве – гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в г.Минске – только многодетным семьям (семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 23 лет, не вступивших в брак и проживающих совместно с родителями, включая обучающихся на дневных отделениях учреждений образования в других населенных пунктах и проходящих срочную военную службу по призыву, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется право пользования занимаемыми родителями жилыми помещениями), состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Информация о работе Особенности функционирования рынка земли