Особенности циклического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Для любой рыночной экономики характерны колебания уровней национального производства, занятости и цен. Экономические (деловые) циклы разных стран, отличаясь друг от друга интенсивностью и продолжительностью, имеют ряд схожих черт.
Не все секторы экономики в одинаковой степени подвергаются цикличности: наиболее сильно реагируют на смену фаз экономического цикла те отрасли, которые производят средства производства и потребительские товары длительного пользования, менее — отрасли, производящие товары кратковременного пользования.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРОЭКОНОМИКА.docx

— 108.29 Кб (Скачать)

       Таким образом, рыночная экономика, несмотря на изменения, по-прежнему подвержена циклическим колебаниям. До последнего времени считалось, что развитым странам удалось избежать депрессий, которые имели место в прошлом, особенно в 1870-е, 1890-е, 1930-е гг. Это объясняли тем, что рыночная система стала внутренне более надежной и стабильной. А произошло это, однако, не само по себе, а благодаря более глубокому пониманию механизмов макроэкономики, что позволяет правительствам принимать такие меры в области денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, которые не дают спадам вылиться в длительный, кумулятивный процесс. Однако опыт последних лет показывает, что правительства развитых стран переоценили свои возможности. И современный финансово - экономический кризис тому подтверждение.

         Таким образом для рыночной экономики характерны колебания уровней национального производства, занятости и цен. Экономические (деловые) циклы, отличаясь друг от друга интенсивностью и продолжительностью, имеют четыре фазы: пик, спад, депрессия, оживление.

       Не все секторы экономики в одинаковой степени подвергаются цикличности: наиболее сильно реагируют на смену фаз экономического цикла те отрасли, которые производят средства производства и потребительские товары длительного пользования, менее — отрасли, производящие товары кратковременного пользования.

       Экономический цикл — одно из ключевых понятий макроэкономики. Он присущ всем странам с рыночной экономикой и характеризует процесс колебательного движения уровня производства, объема инвестиций, занятости и дохода, в результате чего происходит значительное расширение или сжатие деловой активности в большинстве секторов экономики.

        Колебание экономической динамики, ее отклонения от равновесной линии развития (долгосрочного тренда) осуществляются в силу разных причин:

       а) экономическая активность неравномерна из-за сезонных колебаний (летом она угасает в ряде секторов экономики в связи с отпусками, в то время как в сельском хозяйстве усиливается);

      б) существенное влияние на активность могут оказывать демографические колебания, вызванные, например, заметным падением рождаемости или ростом смертности, в результате чего образуются "демографические ямы", влекущие за собой колебания в динамике численности населения, а следовательно, в уровне занятости с периодом 20-25 лет;

      в) источником колебаний могут быть сроки службы в период обновления разных элементов основного капитала: производственных запасов (3-4 года); машин и оборудования (8-10 лет); зданий и сооружений (20-25 лет). Кроме того, есть колебания, которые не носят узкоотраслевого характера, а проявляются во всех сферах хозяйственной деятельности через длительные периоды (около 50 лет). Такие колебания известны в экономической науке как циклы Кондратьева. Циклы Кондратьева оказывают существенное влияние на традиционные промышленные циклы, которыми являются длинные, средние и короткие экономические циклы, названные по имени С. Кузнеца, К. Жуглара и Дж. Китчена соответсвтвенно.

        Несмотря на различия в продолжительности и интенсивности экономических циклов, все они имеют одни и те же фазы. Экономисты выделяют, как правило, четыре фазы цикла: подъем (бум); кризис (спад); депрессию (дно); оживление (расширение).

        Каждая фаза экономического цикла выполняет важную воспроизводственную функцию по очищению национальной экономики от неэффективных производств и внедрению инноваций.

        В современных условиях содержание и общая картина экономического цикла существенно модифицируются. Это проявляется, во-первых, в уменьшении амплитуды колебаний экономической активности (фазы спада стали короче, фазы подъема — продолжительнее; кроме того, удалось избежать депрессии, в результате чего за спадом идет оживление и подъем); во-вторых, в уменьшении диапазона колебаний объемов производства и уровней занятости; в-третьих, в усилении воздействия на экономический цикл монополистической структуры рынков, НТП, глобализации производства, государственного регулирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенности экономического цикла в Республике Беларусь

 

     Практически одновременно с обретением независимости в результате распада СССР в экономике Республики Беларусь начали проявляться кризисные явления.

     Фактически ни одной стране Центральной и Восточной Европы, а также Азии из известной трансформационной группы не удалось избежать значительного снижения объемов национального производства. Это обстоятельство подтверждает объективную обусловленность кризисного спада в переходный период.

      В большинстве постсоциалистических стран кризисный спад составил примерно 20 - 30% от ВВП и продолжался 2-3 года. Завершился обновлением основного капитала, реорганизацией устаревших организационных структур и приватизацией государственной собственности.

      В Беларуси кризисный спад производства имел место до июля 1996 года и составил примерно35% от уровня 1991 г. По итогам 1996 г. прирост ВВП впервые официально составил 3%.

      Среди основных причин разразившегося экономического кризиса следует выделить:

1) прямое наследование  от административно-командной экономики  системного кризиса;

2) потери, связанные с  преобразованиями, проводимыми в  переходный период (так называемый  трансформационный спад из-за  закрытия вредных производств,  демилитаризация промышленности  и т. п.);

3) усложнение социально-экономических  условий переходного периода  к рыночной экономике вследствие  разрыва прежних хозяйственных  связей (в рамках СССР, СЭВ);

4) обесценение вкладов  населения и снижение его платежеспособного  спроса;

5) разного рода ошибки  и просчеты, допущенные в экономической  политике.

     Таким образом, кризис переходного периода первой половины 1990-х гг. - это системный экономический кризис, а не кризис перепроизводства.

     С системным кризисом Республика Беларусь столкнулись на заключительном этапе существования административно-командной экономики.

      Основное содержание системного кризиса сводится к тому, что устарелые производственные отношения технократического и административного типа выступили тормозом для развития современных производительных сил.

      В 70 – 80-е годы прошлого века командная экономика продемонстрировала полную неспособность своевременно и в полном объеме разрешать возникающие проблемы экономического развития. На заключительном этапе ее функционирования социальное торможение выступило как отличительная черта «советской модели хозяйствования», которая с одинаковым результатом культивировалась во многих странах мира.

      В СССР из-за низкой эффективности производства отраслевая структура административной экономики деформировалась в пользу низкорентабельного топливно-сырьевого комплекса. Ради получения крайне необходимой валютной выручки экономика огромной страны с богатыми природными ресурсами неизбежно превращалась в сырьевой придаток развитых стран западной Европы и США. В условиях торможения НТП была сформирована «экономика нулевого цикла», способная выполнять лишь объемные работы (каналы, котлованы, карьеры и т. п.), но далекая от современного технического прогресса и от реальных потребностей населения.

       Нерациональное использование экономических ресурсов усиливало их дефицит. Наращивание объемов выпуска сырья, материалов, металла, топлива, электроэнергии и т.п. осуществлялось в ущерб производства потребительских благ. Попытка преодолеть дефицит инвестиционных товаров за счет ограничения потребительского спроса загоняло командную экономику в макроэкономическую ловушку.

В начальной стадии переходного  периода экономики Республики Беларусь под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов наблюдался резкий сдвиг кривой совокупного спроса влево, что сопровождалось ростом цен  и снижением покупательной способности  домашних хозяйств.

     Это означает, что в переходный период унаследованный системный кризис обнаруживается через ригидность национальной экономики, когда в первую очередь государственные предприятия слабо реагируют на рыночные сигналы, но стремятся через повышение цен переложить на покупателя возрастающие из-за бесхозяйственности издержки производства.

      Снижение управляемости и дисциплины в национальной экономике свидетельствует прежде всего о так называемом институциональном кризисе, что обусловлено отсутствием высококвалифицированных специалистов в области современных рыночных технологий.

       Общим проявлением кризисного состояния национальной экономики выступает резкое снижение жизненного уровня населения, дефицит инвестиций. В сельском хозяйстве аграрный кризис обнаруживается не только через спад объемов производства и низкую урожайность, но и через снижение плодородия почвы.

        Активно формирующаяся теория переходного периода в качестве особой формы проявления кризиса национального производства рассматривает его продолжительность во времени. Считается, что применительно к малой открытой экономике, подобно Беларуси и ее ближайших соседей, длительная продолжительность кризиса влечет за собой более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса.

       Поэтому на практике важно не допустить трансформации кризиса в состояние затяжной депрессии.

      Таким образом, основная сложность ситуации переходного периода состоит в том, что причины кризисного спада имеют комплексный характер. Именно устранение всех причин такого характера, а не простое восстановление под административным давлением докризисного объема производства, будет означать реальное преодоление кризиса.

      Стабильный выход из кризиса означает, что в национальной экономике возникают новые точки экономического роста – в виде модернизированных цехов, новых современных предприятий, использующих высокие технологии.

       Можно говорить о том, что со второй половины 1996-го г. белорусская экономика перешла в фазу роста экономического цикла. Поэтому чрезвычайно важной задачей являлось сформировать национальную модель экономического роста.

 

        Модель экономического роста национальной экономики является составной частью общей модели национальной экономики и выступает в виде национальной концепции экономического развития. В ней отражаются не только общечеловеческие ценности и закономерности функционирования народного хозяйства, но и особенные, национальные факторы.

         В качестве указанных факторов могут выступать политические, социальные, географические, природные, демографические, экологические, культурные, социально-психологические, религиозные, исторические и другие условия. Однако любая теоретическая модель содержит значительные упрощения и не может быть непосредственно применена на практике. В экономике существует множество обстоятельств, которые невозможно формализовать, количественно интерпретировать и включить в конкретную модель экономического роста страны. На динамику роста валового внутреннего продукта активно влияют потребление домашних хозяйств и внешний спрос, менее заметно воздействие инвестиционного спроса. В связи с тем, что значительная часть совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг, возникает необходимость в проведении политики импортозамещения. Актуализируются также проблемы существенного повышения качества отечественной продукции в результате усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках и формирования современной наукоемкой структуры национальной экономики.

      Условия перехода к социально ориентированной рыночной экономике требуют совершенствования модели экономического роста, учитывающей общемировые закономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство.

      В переходный период предстоит преодолеть те негативные черты, которые были свойственны административно-командной системе. Прежде всего, необходим отказ от преимущественно экстенсивного типа экономического роста в пользу интенсивного, поскольку сохранение прежнего затратного характера производства приведет к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, увеличению технологического отставания от развитых стран мира, обнищанию населения.

      Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько высокого качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество.

      Актуальна проблема перевода экономики на рыночные условия хозяйствования, которые стимулировали бы инновационный процесс. Как показывает экономическая история, путем принятия административных мер невозможно постоянно «проталкивать» инвестиции в производство, ускорять научно-технический прогресс. Важными задачами здесь являются институциональное строительство, включающее преобразование отношений собственности; выработка и закрепление в общественном сознании определенных правил поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики; переквалификация и повышение ответственности управленческих кадров. В данном контексте иностранные инвестиции важны не только как способ увеличения выпуска продукции, обновления ее ассортимента и повышения качества, но и как заимствование передового опыта хозяйствования, прогрессивных методов организации и управления.

 

      Составная часть национальной модели экономического роста — промышленная политика, основными приоритетами которой в переходный период являются:

- рост объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов;

-  развитие наукоемких отраслей с высокими технологиями;

-  расширение производства конкурентоспособной продукции;

-  энерго- и ресурсосбережение;

-  обеспечение занятости населения.

      Реализация промышленной политики предполагает совершенствование государственного регулирования экономики путем осуществления налоговых, таможенных и инвестиционных мер по стимулированию отечественного производителя, поддержки развития мелкого и среднего бизнеса, содействия продвижению отечественных товаров на внешних рынках (реклама, организация тематических и постоянных выставок, развитие инфраструктуры).

Информация о работе Особенности циклического развития