Основы внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

За период проведения экономических реформ возросла значимость экспортных отраслей в народном хозяйстве. С одной стороны, экспортная деятельность стимулирует развитие отдельных производств и целых секторов народного хозяйства России, с другой – активнейшая интеграция страны в международное разделение труда вызвала появление структурных проблем в системе внешнеэкономических связей.
Цель данной контрольной работы – рассмотреть современное состояние внешнеэкономической деятельности России.

Файлы: 1 файл

ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     Минторг России осуществлял экспертную оценку экспортных контрактов. С мая по январь 2009 г. на конкурс представлено более 160 проектов, из которых прошли конкурсный отбор 88 проектов. Получение бюджетных ссуд позволило бы предприятиям-экспортерам, победившим в конкурсе, решить проблему пополнения оборотных средств. Однако ни один из названных контрактов профинансирован не был.

     С учетом сложности и остроты проблем, стоящих перед российским экспортом, ни формы, ни размеры его государственной поддержки не могут считаться удовлетворительными.

     В целях действенной поддержки  российских экспортеров прежде всего  необходимо:

  • обеспечить реальное выделение средств, заложенных в бюджете и их направление и использование именно для поддержки наиболее приоритетных проектов, а также активизировать работу по изысканию дополнительных средств, необходимых для реализации мероприятий Программы развития экспорта;
  • сконцентрировать работу по оказанию финансовой поддержки экспорта на основных, наиболее приоритетных проектах, отлаживая на них созданные механизмы финансовой поддержки экспорта;
  • обеспечить эффективное функционирование системы государственных гарантий под привлекаемые кредитные ресурсы для ориентированных на экспорт предприятий и организаций с увеличением сроков предоставления гарантий до двух и более лет;
  • обеспечить эффективное функционирование формирующейся системы страхования экспортных кредитов от коммерческих рисков с целью облегчения выхода российских экспортеров на мировой рынок.

     В условиях недостаточного государственного финансирования экспорта важное значение приобретает его поддержка мерами торгово-политического характера. В этой связи Министерство осуществляет конкретные меры по выполнению поручения Правительства об усилении роли межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и торговых представительств за рубежом по продвижению российского экспорта, привлечению иностранных инвестиций в развитие экспортной базы, устранению дискриминационных барьеров на пути российских товаров.

     Реализуя  экспортную стратегию государства  через механизм межправкомиссий, следует усилить внимание к ее региональному аспекту. В этих целях необходимо активизировать работу по расширению представительства регионов в составе торгпредств России за рубежом, созданию и работе постоянных рабочих групп по региональному и инвестиционному сотрудничеству в составе межправкомиссий.

     Такие рабочие группы существуют в комиссиях  с 15 странами. Они уже доказали свою эффективность. В рамках этих групп зарождались такие крупные проекты как разработка нефтяных месторождений Сахалин-1 и Сахалин-2, создание индустриального комплекса на территории СЭЗ “Находка”, целый ряд относительно небольших, но важных для регионов проектов.

     Необходимо  также расширять содействие внешнеэкономической  деятельности субъектов Российской Федерации, включая развитие их международных контактов, реализацию совместных проектов и программ, обеспечение внешнеэкономической информацией, а также совершенствовать механизм участия представителей регионов, отраслевых союзов и ассоциаций производителей и экспортеров, банков, предприятий и коммерческих структур в разработке основ федеральной политики поддержки экспорта.

     Важным  резервом роста экспорта российской готовой продукции на мировой рынок являются поставки вооружения и военной техники.

     Около 40% российского машинно-технического экспорта осуществляется по линии военно-технического сотрудничества. Однако объемы экспорта вооружений пока еще не соответствуют потенциалу российской оборонной промышленности.

     Мощным  организационным и стимулирующим  фактором всего процесса ВТС явился Указ Президента Российской Федерации "О мерах по повышению эффективности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами".

     В соответствии с Указом, которым Минторгу поручена организация, координация, планирование и контроль над деятельностью российских субъектов военно-технического сотрудничества, осуществляется комплекс мероприятий нацеленных на укрепление российских позиций на мировом рынке вооружений. Приоритетным является продвижение российского вооружения и военной техники на новые перспективные рынки, повышение комплексности поставок продукции и услуг (продажа лицензий, проектирование, строительство, модернизация, проведение совместных НИОКР, командирование специалистов, обучение), исключения конкуренции на мировом рынке оружия между российскими организациями, усиления государственной поддержки, в том числе политической, в области военно-технического сотрудничества.

     Другим  значительным резервом развития машинно-технического экспорта является техническое содействие в строительстве объектов за рубежом.

     На  перспективу имеется весьма объемный портфель заказов по этому направлению экспорта. Только сотрудничество по атомным электростанциям в Китае и Индии оценивается в 4 млрд. долл. Перспективными являются коммерческие сделки с финансово-кредитной поддержкой государства.

     В целях реализации данного направления  экспорта необходимо обеспечить поддержку участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов.

     Большой потенциал по увеличению экспорта заложен в такой области, как сфера услуг. Обмен услугами - это наиболее динамично развивающийся сектор международной торговли. Между тем позиции России на мировых рынках услуг крайне слабы (около 1%) и страна в торговле ими имеет хроническое отрицательное сальдо. В то же время Россия обладает немалыми потенциальными возможностями в этой области и важной задачей в этой связи должна стать разработка и внедрение действенного государственного регулирования этой сферы.

     В настоящее время в решении  этой проблемы задействованы различные отраслевые ведомства, что существенно затрудняет проведение единой государственной политики по эффективному развитию торговли услугами в стране и на внешних рынках.

     В этой связи Минторг в сентябре 2009 года обратился в Правительство с предложением поручить ему межведомственную координацию регулирования торговли услугами.

     Важным  направлением совершенствования государственного регулирования внешнеэкономических связей является улучшение доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки.

     Минторгом России предпринимаются энергичные шаги, направленные на недопущение введения новых дискриминационных мер в отношении российских товаров и снятие уже действующих.

     За 2002-2009 г. было урегулировано 28 торговых споров, в т.ч. 21 антидемпинговая процедура.

     Удалось не допустить открытия антидемпинговых  процедур и урегулировать на приемлемых для нас условиях процедуры в таких странах как США (уран, магний, феррованадий), ЕС (трансформаторная сталь, трубы). Республика Корея (цинк, широкополочная двутавровая балка). Без открытия антидемпинговых расследований положительно решен вопрос доступа российской металлопродукции на рынки отдельных стран.

     Всего в результате принятых мер удалось обеспечить доступ на рынки российских товаров на сумму около 1 млрд. долларов США в год.

     Созданию  более благоприятных условий  доступа российских товаров и  услуг на зарубежные рынки будет  способствовать вступление России в  ВТО на приемлемых для нашей страны условиях, а также эффективное участие в действующих и формирующихся международных региональных и многосторонних торгово-экономических организациях.

     Приоритетными в современных условиях являются поддержка российских производителей и защита отечественного рынка.

     Произошедшее  ослабление ценовой конкурентоспособности  импортных товаров на российском рынке, вызванное девальвацией рубля, активизировало процесс импортозамещения и производственную деятельность российских предприятий.

     Важно закрепить позитивные тенденции, своевременно предприняв меры по защите отечественных товаропроизводителей, обеспечивая при этом баланс интересов российских производителей и российских же потребителей.

     Правительственная Комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике и Минторг, как её рабочий орган, реализуют эту задачу, прежде всего, через совершенствование таможенного тарифа и механизмов его применения.

     На  основе рекомендаций Комиссии в 2009 году Минторг России подготовил и внес в Правительство 55 проектов постановлений Правительства Российской Федерации, которые были приняты. По этим постановлениям откорректировано свыше 600 ставок таможенного тарифа, что позволило увеличить поступления в бюджет и создать более благоприятные условия для российских производителей, в первую очередь занимающихся выпуском готовых изделий.

     Были  снижены ставки импортных пошлин на прогрессивные виды технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, отдельные виды сельскохозяйственного сырья, производимого в России в недостаточных объемах, а также на широкую гамму технологического оборудования и материалов для микроэлектроники (примерно 100 позиций ТН ВЭД). Введены пониженные ставки пошлин на сырье для производства лекарств.

     Были повышены ставки ввозных таможенных пошлин на товары, спрос на которые в достаточной степени удовлетворяется внутренним производством (например, на некоторые виды нефтегазового и телекоммуникационного оборудования, готовых лекарственных средств) или которые нуждаются в дополнительной тарифной защите (сахар белый, алюминиевая тара и др.).

     Введены комбинированные ставки пошлин на некоторые  продукты питания и потребительские товары в целях недопущения занижения их таможенной стоимости.

     Были  введены сезонные пошлины на сахар-сырец и сахар белый, позволившие минимизировать воздействие мирового рынка на сахарный комплекс России в период сбора, переработки и реализации сахарной свеклы.

     Работа  по запуску соответствующего мировой  практике механизма регулирования доступа иностранных товаров на российский рынок будет продолжена при активном использовании предусмотренных Федеральным законом "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" инструментов регулирования внешней торговли, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

     В целях защиты отечественного производства и внутреннего рынка будут активнее использоваться импортные пошлины, которые в настоящее время играют также и важную фискальную роль.

     Важно осуществлять снижение ставок ввозных  пошлин на машины и оборудование, комплектующие  изделия, а также отдельные виды технологического сырья, необходимые для производства конкурентоспособной продукции, а также повышение ставок ввозных таможенных пошлин на товары, производство которых налажено в стране в достаточном объеме.

     С 2008 г. в целях защиты внутреннего рынка в России стали также использоваться экспортные пошлины.

     Для обеспечения металлургической промышленности сырьем и предотвращения получивших массовый характер разукомплектование оборудования, линий электропередачи и т.д. были введены заградительный экспортные пошлины на лом черных и цветных металлов. Для предотвращения хищнического вывоза древесины твердолиственных пород введены повышенные комбинированные ставки вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину. Особый механизм “плавающих” экспортных пошлин был применен к поставкам нефти. Были введены повышенные экспортные пошлины (60 евро/т) на сжиженный газ, что частично позволило решить задачу обеспечения внутреннего рынка этим товаром. В целях улучшения обеспечения внутреннего рынка в период уборочной камлании и снабжения районов Крайнего Севера ГСМ повышены ставки вывозных таможенных пошлин на бензин, дизельное топливо и мазут.

     Сохранение  экспортных пошлин в предстоящий  период должно способствовать выравниванию эффективности торговых операций, осуществляемых на внешнем и внутреннем рынках, а также уменьшению сырьевой ориентации экспорта.

Информация о работе Основы внешнеэкономической деятельности