Основы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Все
цивилизованные страны обязаны своим благополучием не командно-
административной, а рыночной системе хозяйства, мощным двигателем
экономического и социального развития которой является предпринимательство.
Как показывает мировой опыт, без свободы рыночной экономики, без
самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое
процветание невозможно.

Оглавление

1.Сущность и цели предпринимательства..........................................4
2. Организационно-правовые формы предприятий..........................7
2.1 Индивидуальные частные предприятия..................................7
2.2 Товарищества........................................................8
2.3 Акционерное общество................................................9
2.4 Государственные предприятия.......................................12
3. Приватизация в России...............................................16
3.1 Этапы приватизации в России........................................17
Заключение.............................................................21
Список использованной литературы.......................................22

Файлы: 1 файл

Основы предпринимательской деятельности .doc

— 243.00 Кб (Скачать)

сроки, быстро создаст критическую  массу частных собственников  и основу

стабильного повышения эффективности  экономики. Иллюзии рассеивались по мере

той или иной степени реализации приватизационных программ: на волне

приватизации подъема экономики не произошло. Нельзя, однако, полностью

согласиться и с распространенным в России взглядом на приватизацию как на

ошибочный курс властей, способствовавший развалу экономики. В мировой

экономической истории не было еще прецедентов, когда на огромном

геополитическом пространстве практически  одновременно и в столь короткие сроки

были бы приведены в движение фактически все государственные активы. Процесс

такого размаха не мог пройти гладко, с абсолютно позитивным или близким к

намеченному результатом. Проблемы были неизбежны и в основном могут  быть

сведены к следующему.

Во-первых, несовершенство, неразвитость институтов собственности в

переходных экономиках, отсутствие механизмов самонастройки и компенсации

сторонних воздействий позволяют  государству в лице чиновничьей номенклатуры

фактически сохранять полностью или частично контроль над приватизированными

активами. Права новых собственников  плохо защищены. Юридическая смена

собственности на государственные активы не обеспечивает новому собственнику

полной уверенности в правах и не стимулирует поэтому рационального

экономического поведения. Таким  образом, в переходных экономиках (как,

впрочем, и в любых других) приватизация выходит далеко за рамки чисто

юридического процесса. А потому даже вполне добротная юридическая  основа

приватизации—это очень важная, но всего лишь часть процесса изменения

отношений собственности.

Во-вторых, нет никаких гарантий, что вслед за юридическим изменением формы

собственности на государственные  активы изменятся сами собой экономические

отношения в распределении ресурсов. На самом деле регулирование ресурсной

базы, как правило, сохранялось в руках государства безотносительно к форме

собственности на активы. И необходимы большие дополнительные усилия, чтобы

действительно разделить собственность  и власть после смены юридического

статуса.

В-третьих, в трансформирующихся экономиках переход прав собственности не

ведет автоматически к изменению  системы управления и контроля. Опыт всех

стран свидетельствует о неизбежности конфликтов по вопросам

профессионального управления и контроля между новым и старым менеджментом,

внешними и внутренними инвесторами  приватизированных компаний даже

независимо от их размеров.

В 1995—1996 гг. не была достигнута главная, фискальная, цель

приватизации—недовыполнение заданий  по поступлениям в бюджет было огромным.

Переломить на некоторое время  негативную тенденцию удалось с помощью новой

для России (и нетипичной в мировой практике) схемы так называемых залоговых

аукционов (осень—зима 1995 г.). В соответствии с этой схемой правительство

(госбюджет) получает от коммерческих  банков кредит под залог федеральных

пакетов акций наиболее привлекательных  компаний. По акциям, предназначенным в

залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки,

предложившие более крупные  кредиты. Банки, выигравшие на залоговом  аукционе,

получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени  залога.

По истечении этого времени (намеченный срок—1 сентября 1996 г.) в случае

невозврата кредитов (а иначе  и не могло быть при катастрофическом состоянии

госбюджета) залогодержатель получал право продать залоговые пакеты и

погасить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С

определенными оговорками залоговые  схемы можно назвать специфическим методом

приватизации—практически все  залогодержатели предпочли не продавать свои

пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в

общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл. Проведение

аукционов сопровождалось множеством конфликтов между участвовавшими банками

(их инвестиционными компаниями), а после завершения аукционов возникли

конфликты также между банками-залогодержателями и менеджментом компаний.

Менеджмент стремился сохранить контроль, не допуская представителей банков

в корпоративные органы управления, препятствуя открытию всей финансовой

информации и тормозя тем  самым начало реструктуризации предприятий (таким,

например, было противостояние «Норильского никеля» и ОНЭКСИМбанка).

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских

промышленных предприятий под  частное управление. Но на их результативности

сказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России.

Залоговые аукционы практически были закрытыми для большинства банков,

создавая выгодные условия сделок только «для своих». Поэтому суммы  залога и

цена последующих продаж оказались, по различным оценкам, в 3—5 раз ниже

того, что могло быть получено на открытых торгах. В 1997 г. вступил в силу

новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах

приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Закон делает

основной акцент на приватизацию не предприятий (большая часть из них уже

приватизирована), а имущественных  долей государства. Набор методов

приватизации расширен за счет продажи  производных ценных бумаг. Сокращены и

могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы трудовым

коллективам. Важно, что стоимость имущественных комплексов определяется не

только по балансовой стоимости, а  совокупно—на основании уставного  капитала,

балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановлено забытое понятие аренды

с выкупом (по рыночной стоимости).

С 1997 г. предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуацию

прежде всего с бюджетными доходами от приватизации. Учитывая низкую

бюджетную эффективность предшествовавших массовых продаж, новый порядок

приватизации опирается на хорошо подготовленные немногочисленные крупные

сделки. Предпродажная подготовка с привлечением независимого финансового

консультанта нацелена на получение  максимальных поступлений в федеральный

бюджет. Помимо продаж по индивидуальным проектам будут продаваться пакеты

акций и недвижимость по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах с

инвестиционными и социальными условиями. Предусмотрено также продолжить

практику сдачи федерального имущества  в аренду.

Крупнейшими сделками в 1997—1998 гг стали  продажи пакетов акций компаний

«Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из

запретительных списков. Планы  приватизации компаний, условия конкурсов  и

аукционов по продаже крупных пакетов  вновь стали предметом длительных острых

конфликтов между потенциальными инвесторами, федеральными и региональными

властями. Чтобы упорядочить процесс  подготовки и проведения приватизационных

сделок, Мингосимущество РФ предусмотрело  классификацию предприятий с  той или

иной степенью государственного участия  и соответствующими ограничениями в

приватизации. Выделяется пять типов  предприятий:

Þ                региональные и национальные естественные монополии, в

которых управление государственным пакетом осуществляет коллегия

представителей государства (РАО  «Газпром», РАО «БЭС России» и др.);

Þ                акционерные общества, доминирующие на отдельном рынке

и подлежащие реструктуризации в интересах  формирования конкурентной среды.

Такие общества контролируются путем  закрепления в собственности  государства

контрольного пакета акций или «золотой акции»;

Þ                акционерные общества, акции которых  могут быть

переданы в холдинги или другие объединения предприятий (в том  числе

финансово-промышленные группы) с сохранением у государства «золотой акции»;

Þ                акционерные общества, пакеты акций которых могут быть

переданы в управление субъектам федерации;

Þ                все остальные акционерные общества, акции которых

могут быть проданы или выставлены на конкурсы по доверительному управлению.

                                Заключение                               

Для развития в России предпринимательства  существенное значение имеет

понимание того, что не любое новое  дело является предпринимательством.

Предпринимательство , в первую очередь, связано с эффективным использованием

всех факторов производства в целях  экономического роста и удовлетворения

потребностей отдельных граждан  и общества в целом. Основная функция

предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить,

«доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за

это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В.И. Даль,

предпринимать, значит, затевать, решиться исполнить  какое-либо новое дело,

приступить  к совершению чего-либо значительного.

Знание  организационно-правовых форм бизнеса дает возможность предпринимателям

успешно открывать и расширять собственное  дело, принимать грамотные

экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно

построение  цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в

свою  очередь, являются основой экономического развития и процветания страны.

Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в

этой  области с целью создания упорядоченной  системы функционирования и

взаимоотношения различных фирм и предприятий.

                     Список использованной литературы                    

1.            Зайцев Н.Л., Экономика организации:  Учебник. - М., 2000.

2.            Кейлер В.А. Экономика предприятия:  Курс лекций. – М., 2000.

3.            Коробейников О.П., Хавин Д.В., Ноздрин  В.В. Экономика

предприятия. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2003.

4.            Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина  М. И. Экономика

предприятия: Учебное пособие/ Под ред. М.Г. Лапусты  – М., 2000.

5.            Мочерный С.В., Некрасова В.В. Основы  организации

предпринимательской деятельности уч. для вузов М.: ПРИОР 2004.

6.            Михаилушкин А.И., Шимко П.Д. Основы  рыночной экономики С.-Пет.:

Петропресса 1996.

7.            Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность Учебник М.: Дашков и К

2005.

Предмет Основы экономики

Тема  Предпринимательство


Информация о работе Основы предпринимательской деятельности