Основы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

Тема предпринимательства интересна и очень важна для настоящего времени. Все
цивилизованные страны обязаны своим благополучием не командно-
административной, а рыночной системе хозяйства, мощным двигателем
экономического и социального развития которой является предпринимательство.
Как показывает мировой опыт, без свободы рыночной экономики, без
самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое
процветание невозможно.

Оглавление

1.Сущность и цели предпринимательства..........................................4
2. Организационно-правовые формы предприятий..........................7
2.1 Индивидуальные частные предприятия..................................7
2.2 Товарищества........................................................8
2.3 Акционерное общество................................................9
2.4 Государственные предприятия.......................................12
3. Приватизация в России...............................................16
3.1 Этапы приватизации в России........................................17
Заключение.............................................................21
Список использованной литературы.......................................22

Файлы: 1 файл

Основы предпринимательской деятельности .doc

— 243.00 Кб (Скачать)

году общество должно использовать часть прибыли для достижения указанного в

уставе соотношения.

     Уставный капитал АО образуется через публичную подписку на акции или

распределение акций среди учредителей.

В первом случае образуется открытое АО, во втором случае — закрытое. Акции

открытого общества могут переходить от одного лица к другому без согласия

других акционеров. Акции закрытого  общества распределяются среди его

участииков. В настоящее время  наибольшее распространение получил второй

вариант. Передача акций членов АО закрытого типа другому лицу осуществляется

только при согласи членов общества.

Для образования АО законодательные  акты большинства стран требуют оплаты не

всего акционерного капитала, а только его части, но не менее 50%. Остальная

часть капитальных средств может  быть внесена через определенное время,

например в течение года. Изменение  уставного капитала может происходить в

сторону как его увеличения, так  и уменьшения. Увеличение уставного  капитала

достигается обычно выпуском новых акций или увеличением номинальной

стоимости акций. Уменьшение уставного капитала происходит за счет снижения

номинальной стоимости акций или выкупа части акций у их владельцев с

дальнейшим аннулированием.

АО вправе создавать на территории Российской Федерации и за рубежом филиалы

и представительства. Последние наделяются основными и оборотными средствами

за счет имущества общества и  учитываются на его отдельном  балансе, а также на

самостоятельном балансе филиалов. Руководители филиалов и представительств

действуют на основании доверенности, полученной от АО.

Управление акционерным обществом  Органы управления акционерным обществом

могут иметь 2- и 3-звенную структуру. Структура, состоящая из двух звеньев,

включает в себя правление и  общее собрание акционеров; 3-звенная  структура

дополнительно включает в себя наблюдательный совет.

Общее собрание акционеров позволяет  реализовать право управления членов АО,

владеющих простыми акциями. Количество принадлежащих акционеру простых  акций

определяет и количество голосов  на общем собрании. Собрание правомочно решать

такие вопросы, как определение генеральной линии развития общества,

изменение устава, создание филиалов и дочерних предприятий, утверждение

результатов деятельности АО, избрание правления, определение размера

дивидендов на каждую акцию.

Правомочность общего собрания определяется в различных странах по-разному,

но, как правило, простым большинством: 50% голосов плюс 1 акционер. Наиболее

важные  решения могут приниматься не простым большинством голосов, а,

например, 3/4 голосов. Обычно собрание акционеров созывается не реже одного

раза  в год.

     Правление (совет директоров, административный совет) осуществляет

руководство текущей деятельностью общества и его представительство во внешних

организациях. В компетенцию правления входят:

ü      заключение сделок;

ü      счетоводство, оперативное управление деятельностью;

ü      подготовка и реализация мероприятий  по финансированию и кредитованию;

ü      составление отчетов.

Для административного руководства  правлением выбирается один или несколько

председателей (директоров), полномочия которых могут быть достаточно

широкими.

     Наблюдательный совет является органом, контролирующим деятельность

правления. В отдельных странах он выполняет  часть функций, возложенных на общее

собрание. Член наблюдательного совета не может одновременно быть членом

правления. На наблюдательный совет  могут возлагаться функции назначения и

смещения членов правления. Контроль за деятельностью исполнительной дирекции

(директора) осуществляется ревизионной комиссией, создаваемой собранием

акционеров. Члены дирекции или директор не могут быть членами ревизионной

комиссии. Ревизионная комиссия проводит ревизии по поручению правления, по

собственной инициативе либо по требованию акционеров, составляя заключения по

годовым отчетам и балансам. Без  заключения ревизионной комиссии баланс

общества утверждению собранием  акционеров не подлежит.

Внешняя проверка финансовой и хозяйственной  деятельности общества в целом

осуществляется финансовыми органами, аудиторскими службами, а в случае

необходимости и другими государственными органами в пределах их компетенции.

Прекращение деятельности общества происходит путем его реорганизации

(слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или

ликвидации. При реорганизации общества вносятся необходимые изменения в

учредительные документы и реестр государственной регистрации, а  при

ликвидации вносится соответствующая  запись в реестр. Реорганизация общества

влечет переход прав и обязанностей, принадлежащих обществу, к его

правопреемникам.

При ликвидации общества назначается  ликвидационная комиссия, к которой

переходят полномочия по управлению делами общества. Имеющиеся у общества

денежные средства, включая выручку  от продажи его имущества при  ликвидации,

направляются для:

ü      расчетов с бюджетом;

ü      оплаты труда работников общества;

ü      выплат кредиторам;

ü      выполнения обязательств перед держателями облигаций, выпущенных

обществом.

Остальная часть денежных средств  распределяется ликвидационной комиссией

между участниками общества в порядке, предусмотренном законодательными актами

и учредительными документами. Имущество, переданное обществу участниками в

пользование, возвращается в прежней форме.

                     2.4 Государственные предприятия                    

     Государственные и муниципальные предприятия — это такие производственные

(в широком смысле слова) образования,  которые создаются государством  и органами

местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на

коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами,

которые для них определяют учредители.[4]

Унитарный означает единый, не разделенный  на части. Следовательно,

государственное и муниципальное  унитарное предприятие — это такая

создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая

организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней

собственником имущество. Иными словами, это имущество не может быть

распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками

предприятия. В унитарной форме  могут создаваться только государственные и

муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия,

находится соответственно в государственной или муниципальной собственности,

и принадлежит предприятиям на праве  хозяйственного владения или оперативного

управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель,

назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного

ведения, не отвечает по обязательствам предприятия если иное не

предусмотрено. В равной мере и  предприятие такого типа не отвечает по долгам

собственника имущества.

В составе государственных предприятий  есть такие, которые, будучи

образованными на баз федерального имущества, функционируют в режиме

оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются

федеральными "казенными" предприятиями. Российская Федерация несет

субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при

недостаточности его имущества.

К возможным негативным сторонам государственных  предприятий следует отнести:

·          отторжение производителя от собственности, ослабление мотивации к

труду;

·          монополизацию  экономики, ослабление конкуренции;

·          меньшую  гибкость, невосприимчивость к запросам потребителей,

медленную перестройку своего производства;

·          зависимость от ведомств в определении стратегии деятельности,

выборе руководителя, определении  направлений использования прибыли.

Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные

предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного

предпринимательства. Государственное  предпринимательство довольно широко

представлено в странах с рыночной экономикой, прежде всего в отраслях,

имеющих особо важное значение для  экономики страны, либо в отраслях,

требующих больших капитальных  вложений и в которых частные и коллективные

формы не могут обеспечить для себя достаточную норму прибыли для

расширенного воспроизводства. Например, в Великобритании госсектор

охватывает черную металлургию, добычу угля, средства связи, транспорт,

аэрокосмическую промышленность, снабжение  электричеством, газом. В целом на

госсектор приходится около 25% основного капитала, 40% земли. В некоторых

развитых странах государственные компании являются лидерами среди крупнейших

промышленных фирм (например, "Рено" во Франции, "ИРИ", "ЭНИ" в  Италии).

Однако государственный бизнес выступает в этих странах в формах не

ведомственных предприятий, а общественных ("публичных") корпораций либо

смешанных акционерных обществ.

Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства является

публичная корпорация. Такие корпорации создаются по правительственным

указам в форме АО, все акции  которых принадлежат государству. Такие АО не

входят в систему органов  государственного управления, они лишь согласовывают с

ними планы своей деятельности и контролируются ими. Управляющие публичных

корпораций назначаются государством, однако ни они сами, ни остальной персонал

не считаются государственными служащими. В случае необходимости  публичная

корпорация легко преобразуется  в смешанное акционерное общество.

Частногосударственное предпринимательство. Широкие возможности для участия

государства в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным

формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам,

определяемых как частногосударственное предпринимательство. Его целью является

реализация целей частного предпринимательства (т.е. максимизация прибыли) в

направлениях и сферах хозяйственной  деятельности, соответствующих целям

государственного предпринимательства. В России одной из форм

частногосударственного предпринимательства является финансово-промышленная

группа (ФПГ) – как совокупность юридических лиц, действующих как  основные или

дочерние общества либо полностью  объединивших свои материальные и

нематериальные активы на основе договора с целью технологической и

экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов,

направленных на повышение эффективности  деятельности в болльших масштабах

(повышение конкурентоспособности,  научно-техническое развитие).

[5]

Участниками ФПГ выступают:

1.      Производственные  организации;

2.      Банки и иные  кредитные учреждения.

Частногосударственное предпринимательство  осуществляется в соответствии с

нормами гражданского законодательства, как правило через создание АО или ООО.

Такие смешанные компании обладают привелегиями, во-первых, по сравнению  с

частным предпринимательством:

-          предоставление  субсидий и дотаций;

-          льготный  режим получения импортных лицензий;

-          гарантированные  поставки сырья и полуфабрикатов  с других

государственных предприятий по твердофиксированным  ценам;

-          экспортные  дотации;

во- вторых, по сравнению с государственным:

-          обладают  большими возможностями зхаемных средств;

-          диктат  государственных ведомств в управлении  нейтрализуется

процедурой принятия решения квалифицированным  в области рынка большинством.

     Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на

основе их членства для совместной производственной или иной хозяйственной

деятельности, основанной на личном трудовом и ином участии. Члены

производственного кооператива по обязательствам кооператива несут  субсидиарную

ответственность в  размерах и порядке, предусмотренным законодательством.

Высшим органом управления является собрание членов ПК, управление текущей

деятельностью осуществляется наблюдательным советом.

     Специфической ОПФ коммерческой организации государственного сектора

являются государственные и  муниципальные  унитарные предприятия. В рамках такой

формы выделяются унитарные предприятия, основанные на праве оперативного

управления. Унитарные предприятия  не являются собственниками закрепленного  за

ними имущества. В отношении  этого имущества предприятия  обладают ограниченным

вещным правом (полного хозяйственного ведения, правом оперативного управления),

поэтому имущество унитарного предприятия  является неделимым.

Наиболее часто встречающейся  разновидностью являются унитарные  предприятия,

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности