Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:42, контрольная работа
Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитныхотношений — государство выступает в качестве заемщика средств.
Вопрос 1. Социально-экономическая сущность государственного кредита (государство - должник, кредитор, гарант).
Вопрос 2. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов организации.
Вопрос 3. Роль и значение государственных внебюджетных фондов (ПФ РФ, ФОМС РФ, ФСС РФ).
Содержание
Вопрос 1. Социально-экономическая сущность государственного кредита (государство - должник, кредитор, гарант).
Вопрос 2. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов организации.
Вопрос 3. Роль и значение государственных внебюджетных фондов (ПФ РФ, ФОМС РФ, ФСС РФ).
Вопрос 1.
Государственный кредит — совокупность
экономических отношений между государством
в лице его органов власти и управления,
с одной стороны, и физическими и юридическими
лицами — с другой, при которых государство
выступает в качестве заемщика, кредитора и
гаранта. Основная классическая форма кредитныхотношений
— государство выступает в качестве заемщика
средств.
Если государство выступает кредитором,
В тех случаях, когда государство берет
на себя ответственность за погашение
займов или выполнение других обязательств,
взятых физическими и юридическими лицами,
оно является гарантом. В отличие от двух
первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор),
Как экономическая категория государственный
кредит находится на стыке двух видов денежных
отношений — финансов и кредита — имеет
особенности и финансов, и кредита. В качестве
звена финансовой системы он обслуживает
формирование и использование централизованных
денежных фондов государства, т. е. бюджета
и внебюджетных фондов.
Как один из видов кредита государственный
кредит имеет ряд особенностей, отличающих
его от классических финансовых категорий,
например, налогов: 1) добровольный характер,
хотя в истории нашего государства известны
случаи отхода от принципа добровольности
при размещении займов; 2) если налоги движутся
только в одном направлении — от плательщика
в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное
движение возможно лишь в случае возврата
переплаченных или ошибочно взысканных
сумм), то основой государственного кредита являются
его возвратность и платность: через определенный
период времени внесенная сумма должна
быть возвращена с процентами.
Особенности государственного кредита.
1) Если при предоставлении банковского кредита в
качестве обеспечения обычно выступают
какие-то конкретные ценности — товары
на складе, незавершенное производство
(хотя возможно и предоставление банковского кредита), то
при заимствовании средств государством
обеспечением кредита служит все имущество,
находящееся в его собственности, имущество
данной территориальной единицы или какой-либо
ее доход.
2) На уровне центрального правительства государственные
3) Как и любой другой заемщик государство
привлекает средства на заранее определенный
срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем
долге Российской Федерации» (№ 3877—I от
13 ноября 1992 г.) предусматривает, что любые
долговые обязательства Российской Федерации
погашаются в сроки, которые определены
конкретными условиями займа, но не могут
превышать 30 лет.
Функции государственного кредита. Государственный
1. Через распределительную функцию государственного
кредита осуществляется формирование
централизованных денежных фондов государства
или их использование на принципах срочности,
платности и возвратности.
Выступая в качестве заемщика,
государство обеспечивает дополнительные
средства для финансирования своих
расходов. В промышленно развитых
странахгосударственные займы являются
основным источником финансирования бюджетного
дефицита. В современных условиях поступления
от государственныхзаймов стали втором
после налогов методом финансирования,
расходов бюджета. Последнее объясняется
более быстрым темпом роста расходов по
сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Финансирование расходов капитального
характера за счет позаимствованных средств
в определенных пределах имеет положительное
значение. Школа или библиотека обеспечивают
потребности не одного поколения, поскольку
служат 30—50 лет. Почему же тогда их строительство
должно быть оплачено в течение нескольких
лет за счет налогов с тех, кто, возможно,
даже не успеет воспользоваться их услугами.
Гораздо разумнее переложить финансирование
таких объектов на все поколения, которые
будут ими пользоваться. Такое растяжение
источников финансирования во времени
и обеспечивается выпуском займов на соответствующий
срок. В последнем случае поколение, строящее
школу, несет аналогичное финансовое бремя,
что и последующие поколения, за счет налогов
с которых погашается как основной долг,
так и проценты по нему.
Таким образом, положительное воздействие
распределительной функции государственного
кредита заключается в том, что с ее помощью
налоговое бремя более равномерно распределяется
во времени. Налоги, которые взимаются
в период финансирования расходов за счет государственного займа,
не увеличиваются (что пришлось бы сделать
в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются,
налоги взимаются не только для их уплаты,
но и для погашения процентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным
источником финансирования расходов,
связанных с обслуживанием и погашением государственного
При непроизводительном использовании
мобилизованных в результате государственных
Усиление тяжести налогового бремени,
вызванное заимствованиями государства,
зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых
заемщиком. Чем выше доходность государственного
2. Регулирующая функция государственного
кредита: вступая в кредитные отношения,
государство вольно или невольно воздействует
на состояние денежного обращения, уровень
процентных ставок на рынке денег и капиталов,
на производство и занятость. Сознательно
используя государственный кредит как
инструмент регулирования экономики,
государство может проводить ту или иную
финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение,
размещая займы среди различных групп
инвесторов. Мобилизуя средства физических
лиц, государство уменьшает их платежеспособный
спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются
производственные затраты, например, инвестиции,
произойдет абсолютное сокращение наличной
денежной массы в обращении.
В случае финансирования затрат
на оплату труда, например, преподавателей
и врачей, количество наличной денежной
массы в обращении останется
без изменений, хотя возможно изменение
структуры платежеспособного
Операции по купле-продаже государственных
Выступая на финансовом рынке в качестве
заемщика, государство увеличивает спрос
на заемные средства и тем самым способствует
росту цены кредита. Чем выше спрос государства,
тем выше при прочих равных условиях уровень
ссудного процента, тем более дорогим
становится кредит для предпринимателей.
Дороговизна заемных средств вынуждает
бизнесменов сокращать инвестиции в сферу
производства, в то же время она стимулирует
накопления в виде приобретения государственных
До определенных пределов этот процесс
не оказывает существенного негативного
влияния на производство. В том случае,
если в стране достаточно свободных капиталов,
негативное воздействие будет равняться
нулю до их полного поглощения. Только
после этого активность государства на
финансовом рынке выразится в росте ссудного
процента, а отвлечение значительной доли
денежных накоплений для непроизводительного
•использования существенно замедлит
темпы экономического роста.
Положительное воздействие на производство
и занятость государство оказывает, предъявляя
спрос на товары национального производства
за счет позаимствованных за рубежом средств,
выступая в качестве кредитора и гаранта.
В промышленно развитых странах распространена
система поддержки малого бизнеса, экспорта
продукции или производства в отдельных
районах, испытывающих спад, путем гарантирования
государством кредитов,
Поддержка малого бизнеса предполагает,
что государство берет на себя погашение
задолженности банкам по кредитам, предоставленным
мелким предпринимателям, в случае их
банкротства. В большинстве промышленно
развитых стран функционируют государственные или
полугосударственныекомпании, которые
по низким ставкам страхуют риск неплатежа
экспортерам национальных товаров. Тем
самым поощряется освоение новых рынков
сбыта отечественной продукции.
Большую роль в стимулировании развития
производства и занятости играют кредиты,
3. Контрольная функция государственного
кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.
Однако она имеет свои специфические особенности,
порожденные особенностями этой категории:
1) тесно связана с деятельностью государства
и состоянием централизованного фонда
денежных средств;
2) охватывает движение стоимости в двустороннем
порядке поскольку предполагает возвратность
и возмездность получения средств;
3) осуществляется не только финансовыми
структурами, но и кредитными институтами.
В основном контролируется целевое использование
средств, сроки их возврата и своевременность
уплаты процентов
Вопрос 2.
Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.
Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота) или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот).
Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств.
К собственным источникам финансовых ресурсов относятся:
1) уставный капитал;
2) амортизация;
3) прибыль;
4) резервный фонд;
5) ремонтный фонд;
6) страховые резервы и прочие источники.
К заемным источникам финансовых ресурсов относятся:
а) кредиты финансовых учреждений;
б) бюджетные кредиты;
в) коммерческие кредиты;
г) кредиторская задолженность, постоянно
находящаяся в обороте и
К привлеченным источникам финансовых ресурсов относятся:
1) средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности;
2) средства от эмиссии ценных бумаг;
3) паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;
4) страховое возмещение;
5) поступление платежей по
Также выделяют как источник ассигнования из бюджета и поступления из внебюджетных фондов.
Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций).
Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.
Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием; дивидендов по ценным бумагам других предприятий и государства; доходов от финансовых операций; кредитов.
Финансовые ресурсы могут
Различают:
- прямые субсидии - государственные капитальные вложения в объекты, особо важные для народного хозяйства, или в малорентабельные, но жизненно необходимые;
- непрямые субсидии, осуществляемые средствами налоговой и денежно-кредитной политики, например, путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов.
Совокупность финансовых средств
предприятия принято
Вопрос 3.
Пенсионный фонд РФ.
Значение Пенсионного фонда
в экономике Российской Федерации
Пенсионный фонд имеет огромное влияние
на экономику страны, так как главной
целью его является - обеспечить
заработанный человеком уровень
жизненных благ путем перераспределения
средств во времени и в пространстве
- где бы человек ни жил, он своим
трудом и прошлыми социальными отчислениями
гарантирует себе определенный прожиточный
уровень в будущем. Пенсионный фонд
своими средствами обеспечивает выплату
ежемесячных пособий, пенсий людям
которые в силу определенных обстоятельств
не могут обеспечить свое проживание,
в том числе пенсионеров. Так
средства расходуются на выплаты
государственных пенсий, пенсий инвалидам,
венным, компенсации пенсионерам, пособий
для детей в возрасте от 1,5 до 6
лет и на многие другие социальные
цели. Таким образом определяется
его важное социальное значение. Для
рядового гражданина страны процедура
макроэкономического