Основные виды оперативной и финансовой отчетности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:24, доклад

Краткое описание

Это важная и обязательная часть годо вого отчета. Задача финансового отчета — обеспечение сбора данных о финансовом положении; результатах финансовой деятельности; изменениях в финансовом положении. Финансо вые отчеты также показывают результаты управления предпри ятием, подотчетность руководства.

Файлы: 1 файл

Основные виды оперативной и финансовой отчетности фирмы.doc

— 55.50 Кб (Скачать)


 

  1. Основные виды оперативной и финансовой отчетности фирмы.
    1. Годовой отчет фирмы

Представлен разделами, включающи ми следующие вопросы:

-производство и реализация продукции по основным товарным группам (в отдельных случаях указываются характер и объем зарубежных операций);

-объем и основные направления капиталовложений;

-научно-исследовательская деятельность;

-изменения в организационной структуре;

-руководящий состав;

-основные дочерние компании;

-финансовые результаты деятельности.

    1. Финансовый отчет.

Это важная и обязательная часть годо вого отчета. Задача финансового отчета — обеспечение сбора данных о финансовом положении; результатах финансовой деятельности; изменениях в финансовом положении. Финансо вые отчеты также показывают результаты управления предпри ятием, подотчетность руководства.

К финансовым данным предъявляются следующие требова ния, характеризующие их полезность:

- ясность — предполагается, что пользователи имеют доста точное представление о деятельности предприятия;

- существенность — информация используется при принятиирешений, помогает дать оценку прошлым, настоящим и будущим результатам деятельности;

- надежность — отсутствие существенных ошибок и отклонений от истины, достаточно благоразумное и осторожное ведение дел;

- сопоставимость — систематическая сопоставимость позво ляет определять тенденции в эффективности функциониро вания компаний, при этом измерения должны быть согла сованными и последовательными.

В то же время финансовая информация должна иметь огра ничения:

по срокам отчетность может быть ежедневной, ежене дельной, ежеквартальной или ежегодной; промедление мо жет влиять на существенность информации; по выгодам и затратам; суммарные выгоды, по лученные от использования этих данных, должны превы шать затраты на ведение учета; нецелесообразно перегру жать данные, указывать слишком много подробностей.

    1. Баланс.

Этот документ отражает в стоимостном выражении активы фирмы (обычно на конец квартала или года) и источники их формирования. Составленный на основе данных бухгалтерского учета баланс разделен на актив и пассив. Показатели актива группируются по составу и размещению средств, а пассив — по источникам формирования средств. В годовых отчетах баланс приводится на начало и конец финансового года.

В актив входят такие основные статьи, как оборотные активы и необоротные активы, а в пассив — заемный капитал (в том числе краткосрочная задолженность и долгосрочная задолжность) и собственный капитал. Фирма использует заемный капитал — это различные займы и кредиты (банковский, коммерческий и др.). В балансах фирм заемный капитал показан в виде задолженности, в зависимости от сроков погашения различаются краткосрочная и долгосрочная задолженность.

Долгосрочная задолженность фирмы — срок погашения более одного года. Это долгосрочные кредиты банков, облигационные займы, авансы других фирм, долгосрочные векселя.

Краткосрочная задолженность фирмы — срок погашения в течение следующего фи нансового года. Это краткосрочные кредиты банков и других кредиторов, задолженность фирмы по налогам, дивидендам, процентам, заработной плате и т.д. Здесь также фиксируются заранее полученные денежные поступления от клиентов до по ставки им товаров или оказания услуг (то, что у нас сейчас на зывается предоплатой). Это полученные авансом рента и про центы.

Собственный капитал отражает поступление в распоряжение фирмы вкладов акционеров (акционерный капитал), дополнительного капитала и капитализированной прибыли.

В самый начальный период образования компании единст венным источником финансирования ее деятельности служат вклады акционеров, т. е. акционерный капитал.

Источниками увеличения собственного капитала фирмы являются также следующие поступления, не связанные с коммерческой деятельностью:

Комиссионный доход, получаемый за счет между номинальной стоимостью акций и ценой, по которой они были фактически реализованы;

Дополнительный капитал, который может получен фирмой от продажи части активов по цене, ниже их балансовой стоимости.

 

 

Необоротные активы отражают вложения в основной капи тал и ценные бумаги других фирм. Сюда также включается ста тья "Неосязаемые активы"

Основной капитал отражен в балансе одной или нескольки ми статьями. Показываются затраты на покупку земельных уча стков, строительство зданий, приобретение машин и оборудо вания, транспортных средств и т.д.

Статья "Инвестиции" отражает средства, вло женные фирмой в акции других компаний.

В основном это вложения в акционерный капитал ассоциированных фирм, доля участия которых менее 50%.

Вложения в капитал дочерних фирм отдельно в балансе не отражаются, так как их отчетность объединяется с отчетностью основной компании. Если же фирмы предоставляют ссуды и авансы своим дочерним компаниям или покупателям их продукции срок более одного года, то эти средства отражаются "Авансы и ссуды".

Важной является статья "Неосязаемые активы". Это авторитетные фирмы, популярность торговой марки, секреты производства, модели, издательские права и т.п.

Оборотные активы или оборотный капитал - наличные средства фирмы, материальные запасы, труда. Стоимость их переходит на готовую продукцию в течение года.

"Дебиторская задолженность" Включает авансы поставщикам, задолженность покупателей со сроком погашения менее года. У многих компаний дебиторская задолженность довольно велика, так как широко распространена продажа продукции в кредит.

"Материально-производственные запасы". Показана готовая продукция, сырье и полуфабрикаты, незавершенное производство и неоконченные работы. Реализа ция материально-производственных запасов может потребовать длительного времени.

"Расходы, оплаченные авансом". Если такая статья включена в состав оборотных активов, то в ней отражены права компании на получение заранее оплаченных услуг. К таким относятся рента, страховые премии, комиссионные и т.д.

Итог актива баланса всегда равен итогу его пассива. Таким образом, баланс отражает взаимосвязь активов фирмы и источ ников их финансирования на конец или начало отчетного пе риода. Все это позволяет проводить анализ зависимости фирмы от внешних источников финансирования, структуры собствен ного и привлеченного капитала, а также использования капи тала в хозяйственном обороте.

Балансовый отчет может быть представлен в горизонталь ном и вертикальном форматах. Балансовый отчет, составлен ный по горизонтальному формату, обычно представляет собой двустороннюю таблицу. В левой ее части — активе — указыва ются состав и размещение средств, в правой — пассиве — ис точники финансирования деятельности.

В общем виде структура баланса предприятия выглядит так:

Баланс Наименование фирмы или предприятия

31 декабря 19... г.

Актив Пассив

Оборотные активы .... хх Краткосрочная задолженность .... хх

Необоротные активы .. хх Долгосрочная задолженность .... хх

Собственный капитал .... хх

Итого актив .... хх Итого пассив .... хх

 

1.4 Счет прибылей и убытков.

Счет прибылей и убытков позволяет определить денежную стоимость результатов торговой деятельности фирмы за опре деленный период реализации.

Наряду с балансом он является важной и обязательной формой финансовой отчетности и отражает результаты хозяй ственной деятельности за отчетный период. Акционерные об щества обычно один раз в год составляют счет прибылей и убытков, главным образом для своих акционеров и налоговых органов, и публикуют его вместе с балансом, так как оба доку мента дополняют друг друга. Прежде всего счет прибылей и убытков отражает:

 

 

• стоимость реализованной продукции и услуг фирмы за от четный период; издержки производства. Здесь следует вы делить:

прямые издержки, непосредственно связанные с производством изделия. Например, производство 1000 автомобилей означает, что затраты на 1000 руб. будут непосредственно отнесены за счет затрат на производство автомобилей. Прямые издержки помогают определить ва ловую прибыль;

переменные издержки, относящиеся к сфе рам сбыта и производства (1000 автомобилей требуют 1000 руб.; производство 500 автомобилей — только 500 руб.);

постоянные издержки, не зависящие от сбыта и производства. Например, арендная плата и Налоги, издержки на непроизводственную рабочую силу (непрямая заработная плата), лицензии. Организации с большими постоянными издержками в большей степени страдают от снижения прибыльности. Постоянные издержки — это из держки, которые компания несет независимо от результа тов своей деятельности, и поэтому необходимо сделать учет издержек гибким;

административные, накладные и другие расходы;

 налог на прибыль;

чистую прибыль;

распределение чистой прибыли (выплата дивидендов и ка питализированная прибыль).

Счет поступления и расходования средств — важное допол нение к балансу фирмы. В нем отражены поступления средств из различных источников финансирования и их использование (размещение) в течение финансового года, который является отчетным периодом.

В левой колонке счета показываются направления использова ния средств, в правой — источники поступления этих средств. Примерная схема счета поступления средств и их расходования:

Использование средств Источники поступления

Выплаты дивидендов Чистая прибыль

Организационные расходы Амортизационные отчисления

Расходы по эмиссии акций Поступления от реализации активов

Капиталовложения Субсидии и дотации

Вложения в прочие Увеличение долгосрочной

необоротные активы задол женности

Погашение долгосрочной Эмиссия акций

задол женности

Приобретение Увеличение краткосрочной

быстрореализуемых задолженности

ценных бумаг

Увеличение счета в банке

 

Финансовые отчеты — это главный и практически единст венный источник, по которому можно судить о результатах деятельности фирмы. К полезной информации, содержащейся в финансовых отчетах, нужно подходить критически, поскольку в укрупненных сводных статьях могут "скрываться" низкие по казатели, и будет по существу невозможен анализ таких показа телей. Составители отчетов иногда изменяют методы оценки имущества и материально-производственных запасов, завыша ют размеры амортизационных отчислений и т.п.

 

 



Информация о работе Основные виды оперативной и финансовой отчетности фирмы