Основные пути и направления увеличения прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Основными целями работы являются изучение теоретического материала, изучение механизма формирования прибыли и определение показателей рентабельности на примере организации, определение путей увеличения суммы прибыли.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть значение прибыли и рентабельности организации;
- определить роль прибыли и рентабельности в деятельности предприятия;
- провести анализ показателей прибыли и рентабельности;
- разработать план мероприятий по увеличению прибыли.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность и значение прибыли как показателя эффективности деятельности предприятия (организации)…………………………………………………………5
1.1. Прибыль предприятия, ее виды и функции………………………………….5
1.2. Порядок формирования и распределения прибыли……………………….8
2. Рентабельность как относительный показатель распределения прибыли….16
2.1. Понятие рентабельности……………………………………………………..16
2.2. Показатели рентабельности…………………………………………………18
3. Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов»……………………………………………………………………24
3.1. Общая характеристика предприятия…………………………………………24
3.2 Оценка динамики прибыли и рентабельности организации……………...…27
4. Основные пути и направления увеличения прибыли………………………..40
Заключение…………………………………………………………………………44
Список использованных источников……………………………………………46

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 125.33 Кб (Скачать)

Получив прибыль, организация в первоочередном порядке обязано перечислить из неё в государственный бюджет предусмотренный законом налоговые платежи, в состав которых входят:

- налог на  недвижимость; 

- налог на  прибыль;

- местные  налоги и сборы.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, используется им самостоятельно и направляется:

- на финансирование  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и технологических работ, а также  работ по созданию, освоению и  внедрению новой техники;

- на совершенствование  технологии и организации производства;

- на модернизацию  оборудования;

- улучшение  качества продукции; - техническое  перевооружение;

- реконструкцию  действующего производства.

- на формирование  резервных фондов;

- на выплату  доходов учредителям (участникам);

- на создание  фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы);

Механизм формирования данных показателей, по мнению Г.В. Савицкой, представлен на рисунке 1.1

 


 




                                                                    


             
















 

 

Рисунок 1.1- Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли [38, с. 227]

 

 

 

 

Высокая роль характера распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями:

1. Распределение  прибыли непосредственно реализует  главную цель политики управления  ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал   (в  форме  дивидендов, процентов и т.п.)  и  ростом этих доходов  в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти   направления удовлетворения своих потребностей во времени.

2.  Распределение  прибыли является основным инструментом  воздействия на рост рыночной  стоимости предприятия. В прямой  форме это воздействие проявляется  в обеспечении прироста капитала  в процессе капитализации части  распределенной прибыли, а косвенно  оно обеспечивается основными  пропорциями этого распределения.

3. Пропорции  распределения прибыли определяют  темпы реализации стратегии развития  предприятия та стратегия реализуется  в  процессе инвестиционной  деятельности  предприятия,  объемы которой  определяются возможностями формирования  финансовых ресурсов, в первую  очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе  распределения прибыль является  основным из этих внутренних  источников.

4. Характер  распределения прибыли  является  важнейшим индикатором инвестиционной  привлекательности    предприятия. В процессе   привлечения собственного  капитала из внешних источников  уровень  выплачиваемых  предприятием дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей эмиссии акций. Кроме того, как было показано ранее, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов.

5. Распределение  прибыли является одной из  действенных форм воздействия  на  трудовую   активность   персонала   предприятия.   Объемы   и   формы   участия персонала   в   прибыли   определяют   уровень   трудовой   мотивации   работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.

6. Пропорции  распределения прибыли  формируют  уровень  обеспечения дополнительной  социальной   защищенности  работников.  В  условиях   низкой действенности  государственных форм социальной  защиты занятых работников эта  роль распределительного механизма  прибыли на предприятии позволяет  дополнить их минимальную социальную  защищенность.

7. Характер  распределения прибыли оказывает  влияние на уровень текущей  платежеспособности предприятия.  Выплаты прибыли,  предусмотренной  к потреблению собственниками  и персоналом предприятия,  осуществляются,  как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность  по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме   выплат   прибыли   на   цели   потребления,   уровень   платежеспособности  предприятия в текущем периоде  может существенно снизиться.

Основной целью политики распределения чистой прибыли является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.

Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

2. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАК ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ  ПОКАЗАТЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ

 

    1. Понятие рентабельности

 

Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия, сделки, идеи. Многие торговые предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности производственных затрат необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям.

Рентабельность- это показатель, который характеризует эффективность применения или потребления ресурсов; он показывает величину прибыли полученной предприятием в расчёте на единицу применённых или потрбленных ресурсов. Под приммененными ресурсами подразумевают внеобюоротные активы, а под потребленными  - в первую очередь затраты материалов, энергоносителей, труда и т.п. Это показатель эффективности производственной деятельности предприятия за определенный период.

Показатель рентабельности отражает отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: стоимость основных производственных фондов и нормированной величины оборотных средств, затрат на годовой объем производства продукции,себестоимость единицы продукции и т.д. [5, с. 271]

Поскольку есть несколько видов и множество показателей прибыли, а также существует много видов и показателей затрат, количественная характеристика рентабельности также нуждается в классификации.

Исходя из понимания видов прибыли, можно представить следующие виды рентабельности:

- рентабельность  продукции(работ, услуг);

-рентабельность  операций с капиталом.

Исходя из понимания видов затрат можно представить следующие виды рентабельности:

- рентабельность  продукции (работ, услуг);

- рентабельность капитальных затрат (инвестированного капитала);

- рентабельность  акционерного капитала [10, с. 449]

По каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, в которых детализируются количественные значения исходных данных по различным признакам, а именно:

- по времени - рентабельность продукции за год, квартал, месяц;

-по месту  рентабельности - рентабельность предприятия, производства, цеха, торгового подразделения и т.д.;

- по степени  детализации производственной программы - рентабельность единицы продукции или всего объёма производства, рентабельность по одному виду деятельности или по всем видам деятельности;

По степени детализации доходов с капитала – рентабельность аренды, лизинга, вложений в производственные предприятия или в финансовые учреждения; рентабельность франчайзинга; рентабельность объектов интеллектуальной собственности, переданных по лицензионным соглашениям; рентабельность долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений [10, с. 450].

Рентабельность  определяют как относительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент или в процентах. Таким образом, можно сделать вывод, что рентабельность характеризует финансовые результаты и эффективность деятельности организации. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.  

    1. Показатели рентабельности

 

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в группы:

1. Показатели, рассчитанные на основе стоимости  реализованной продукции;

2. Показатели, рассчитанные на основе производственных активов;

3. Показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней доходности, отражаемых в отчетности организации:

Рентабельность продаж (Рп) определяется по формуле 2.1:

 

,                                       (2.1)

 

где Пр.п.- прибыль от реализации продукции,

       Вр.п – выручка от реализации продукции.

Рентабельность продаж по валовой прибыли (Рп(ВП)) определяется по формуле 2.2:

 

,                                      (2.2)

 

где ВП – валовая прибыль.

 

Данные показатели характеризуют прибыльность реализованной продукции [37,  с.148-149]. Рассчитывается как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат организации и доходности реализуемой продукции. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции. Рентабельность продукции (Рпр) (работ, услуг) определяется по формуле 2.3:

 

,                                               (2.3)

 

где  СС - себестоимость продукции.

 

В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, как рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли [14, c.10].

Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств - все производственные активы организации; собственные средства и долгосрочные обязательства (инвестиционный капитал); собственный (акционерный) капитал. Рентабельность активов (Ра)  определяется по формуле (2.4):

 

,                                                 (2.4)

где ЧП - чистая прибыль,

       А - среднегодовая величина активов.

Рентабельность собственного капитала (Рс.к) определяется по формуле 2.5:

 

,                                                 (2.5)

 

где  СК – величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период).

Рентабельность инвестированного капитала (Ри.к) определяется по формуле 2.6:

 

,                                                (2.6)

 

где ИК – средний инвестированный капитал.

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям отражают степень использования организациям финансовых рычагов для повышения доходности долгосрочных кредитов и заемных средств. Эти показатели весьма практичны в связи с тем, что отвечают интересам участников. [14, c.12]

Третья группа показателей формируется аналогично показателям первой и второй групп, но вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. [15, c.25]

Рентабельность продаж по чистому притоку денежных средств (Рп(ЧПДС) ) определяется по формуле (2.7):

,                                     (2.7)

 

Где  ЧПДС - чистый приток денежных средств,

Вр.п - выручка от реализации продукции

Рентабельность активов по чистому притоку денежных средств (Ра(ЧПДС)) определяется по формуле 2.8:

 

,                                     (2.8)

Рентабельность собственного капитала по чистому притоку денежных средств (Рс.к(ЧПДС) ) определяется по формуле 2.9:

 

,                                 (2.9) 

 

   Данные показатели дают представление о степени обеспечения кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Ее приоритет обусловлен тем, что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового “здоровья" организации. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. [15, c.20]

Целесообразность производственного процесса отражает рентабельность производства, которая исчисляется по формуле 2.10:

 

,                                   (2.10)                               

 

где Р - уровень рентабельности производства, %;

      П - сумма валовой прибыли, руб.;

      ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

Информация о работе Основные пути и направления увеличения прибыли