Основные проблемы муниципального управления в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Объектом муниципального управления является муниципальное образование - населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление.
В качестве субъекта выступает население муниципального образования, объединенное общими интересами в решении местных проблем жизнеобеспечения и развития, - местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные жителями и действующие от их имени.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………..5
Понятие и цели муниципального управления……………………...5
Основные принципы муниципального управления………………..7
Правовые основы местного самоуправления………………………14
Структура местного самоуправления………………………………..16
ГЛАВА 2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………………19
2.1. Проблемы муниципального управления………………………………………19
2.2. Характеристика действующего законодательства……………………………..22
2.3. Характеристика мирового опыта решения сходных проблем…………………25
2.4. Возможные пути решения проблем в России…………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

КР Основные проблемы муниципального управления.docx

— 74.01 Кб (Скачать)

Так, ни в одной из развитых стран не осуществляется дотирование  жилищно-коммунального хозяйства, в то время как у российских муниципалитетов на это уходит до 30% местного бюджета.

В большинстве стран налог  на недвижимость является местным налогом  и вместе с подоходным налогом, зачисляемым  в местный бюджет полностью или  частично, формирует основную часть  муниципального бюджета.

Структура расходов местных  бюджетов в большинстве европейских  стран складывается из заработной платы  муниципальных служащих (70-80%) и затрат на обеспечение функционирования муниципального хозяйства (30-20%). В России ситуация совершенно обратная: заработная плата муниципальных служащих составляет в местном бюджете около 12-15%, а все остальные затраты связаны с финансированием социальной сферы (образование, здравоохранение, культура и собственно соцзащита), жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры муниципальных образований.

В США существует трехуровневая (разделенная между уровнями власти) как бюджетная, так и налоговая системы. Организация и финансирование среднего образования построены на школьных округах, не совпадающих с границами муниципалитетов и имеющих собственные доходные источники. Администрация штата осуществляет дотирование учреждений среднего образования только в том случае, если собственных доходных источников школьного округа не хватает для обеспечения норматива (в денежном выражении), установленного в данном штате для реализации образовательного стандарта.

Следует отметить, что в  США во всех муниципалитетах избираются шерифы, несущие ответственность за охрану общественного порядка, и казначеи, отвечающие за исполнение местного бюджета. Около 42% руководителей органов исполнительной власти муниципальных образований (главы администраций городов) работают на контрактной основе с муниципалитетом, что позволяет привлекать к данной работе профессиональных менеджеров, делает исполнительную власть подотчетной и несущей реальную ответственность перед населением.

Во Франции, являющейся унитарной  страной, введена система защиты местных бюджетов и компенсаций  им из специального федерального фонда  потерь, возникающих в случае непредвиденного  изменения доходной базы. Деятельность всех территориальных органов государственной  власти подчинена префектам, назначаемым президентом.

В Турции объем местных  бюджетов, которыми непосредственно  распоряжается муниципальная власть, составляет от 7 до 12 процентов от общих расходов, необходимых для обеспечения функционирования муниципалитета. Все остальные расходы, связанные с социальной защитой населения, образованием и развитием инфраструктуры муниципалитетов, контролируются префектом, назначаемым центральным правительством, и поступают из государственного бюджета.

В Германии выработана система  межбюджетного регулирования, основанная на перераспределении финансовых ресурсов между землями по принципу подушевого выравнивания бюджетных доходов. Одновременно с этим в стране функционирует развитая система первичного и последующего образования и переквалификации, охватывающая все слои населения, совместно финансируемая из федерального бюджета и из бюджета земель.

В абсолютном большинстве  стран доминирует правовое, а не административное регулирование отношений между различными уровнями публичной власти, четко определена компетенция каждого из них, имеются муниципальные органы власти, выбираемые непосредственно населением, за муниципалитетами на постоянной основе закреплены необходимые доходные источники. Но ни в одной развитой демократической стране мира нет такого количества льгот и федеральных мандатов, переданных на муниципальный уровень для их реализации и не обеспеченных финансированием, как в Российской Федерации.

2.4. Возможные пути решения проблем в России

 Основная цель - экономический  подъем России через экономическое  развитие муниципалитетов и регионов, укрепление всех институтов публичной власти в государстве с постепенным формированием гражданского общества - залога территориальной целостности государства.

Экономическое возрождение  России невозможно без выработки  долгосрочной общенациональной стратегии развития. В процессе реализации государственной политики развития местного самоуправления предстоит:

•разграничить полномочия и соответствующие материальные и финансовые ресурсы между органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами местного самоуправления и обеспечить перераспределение средств федерального бюджета, направляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, для обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных образований и решения вопросов, отнесенных к их компетенции;

•обеспечить минимальные  местные бюджеты путем закрепления  доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, устанавливаемых на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, с учетом специфики муниципальных образований;

•выработать единые принципы взаимодействия государства и муниципальных образований, в том числе обеспечить реализацию отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень, и установление минимальных государственных социальных стандартов;

•обеспечить в рамках налоговой  и бюджетной реформ формирование финансовой и экономической базы муниципальных образований, совершенствование системы бюджетного и налогового регулирования, рост доходов населения и создать условия для формирования среднего класса;

•создать условия для  реализации органами местного самоуправления права на владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью, включая землю, а также на формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов;

•разработать концепцию  развития рынка недвижимости и инвестиционной политики, обеспечивающей привлечение доходов населения и ориентированной на участие в рынке представителей малого и среднего бизнеса;

•создать благоприятные  условия для предпринимательства, эффективного использования местных природных ресурсов и координации деятельности всех предприятий малого и среднего бизнеса по оказанию услуг населению, обеспечению его продуктами питания и товарами народного потребления;

•сформировать систему эффективного государственного контроля за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении и нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

•создать эффективную  государственную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы в органах местного самоуправления; обеспечить научно-методическую, организационно-методическую и информационную поддержку местного самоуправления, а также разработку современных муниципальных управленческих технологий;

•создать благоприятные  условия для обеспечения реальной подконтрольности органов публичной власти населению и одновременно использования в государственных целях созидательного потенциала самоорганизации граждан.

Успешная реализация государственной  политики, направленной на обеспечение  конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления, создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления и обеспечение государственных гарантий местного самоуправления должна привести к созданию системы эффективного взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти, функционирование которой позволит обеспечить:

•улучшение условий жизни  населения в каждом муниципальном  образовании;

•обретение гражданами навыков  демократического взаимодействия с  формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навыков  общественного контроля за эффективностью их деятельности;

•устойчивое самостоятельное  развитие муниципальных образований.

С учетом вышеизложенного, а  также опыта решения в ведущих  странах мира проблем, связанных  с реформой муниципального управления, представляется целесообразным:

•Законодательно разграничить полномочия всех уровней власти и  определить необходимый объем финансирования данных полномочий.

•Закрепить необходимые  доходные источники за органами местного самоуправления на постоянной основе.

•Законодательно определить полномочия и подотчетность муниципальных налоговых органов как составной части единой (с правовой точки зрения) налоговой системы.

•Законодательно установить компетенцию и ответственность  муниципальных казначейств, а также выработать единые требования по их отчетности.

•Наделить Контрольно-ревизионное  управление Минфина России полномочиями по контролю за расходованием бюджетных средств вне зависимости от уровня бюджетной системы.

• В связи с тем, что без поддержки со стороны государства муниципальные образования не могут эффективно решать вопросы, связанные с удовлетворением основных жизненных потребностей населения, и активно участвовать в проведении социально-экономических реформ, необходимо решить ряд задач.

Государство в лице федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации должно решать следующие задачи.

В области создания правовой базы местного самоуправления необходимо обеспечить:

•- правовое регулирование  самостоятельной организационной, финансовой и хозяйственной деятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения;

•устранение внутренних противоречий и неполноты федерального законодательства по вопросам местного самоуправления;

•кодификацию федеральных  нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления;

•приведение законодательства субъектов Российской Федерации  по вопросам местного самоуправления в соответствие с федеральным законодательством;

•создание условий для  формирования в муниципальных образованиях собственной системы нормативных  правовых актов;

•выработку механизмов ответственности  за неисполнение федерального и регионального  законодательства по вопросам местного самоуправления, актов органов местного самоуправления.

•правовое установление порядка  определения границ и территорий муниципальных образований.

В области формирования компетенции местного самоуправления:

•уточнить предметы ведения  органов местного самоуправления, четко  разграничить полномочия и ответственность  между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сферах, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, включая вопросы здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки населения, охраны общественного порядка, экологической безопасности;

•установить порядок наделения  органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и порядок контроля за их осуществлением;

•обеспечить формирование универсальной компетенции местного самоуправления, связанной с осуществлением отдельных государственных полномочий.

В области создания финансово-экономической базы развития муниципальных образований обеспечить:

•бюджетное и налоговое  регулирование, позволяющее формировать  сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия для оптимизации налоговой базы муниципальных образований;

•передачу в муниципальную  собственность находящихся в  государственной собственности объектов, необходимых для реализации полномочий местного самоуправления;

•передачу земель, находящихся  в границах муниципальных образований, в муниципальную собственность, за исключением земельных участков, находящихся в частной собственности или на которых расположены объекты, находящиеся в государственной собственности;

•доведение закрепленных на постоянной и долговременной основе доходов местных бюджетов до уровня, гарантирующего финансовую самостоятельность местного самоуправления и возможность средне- и долгосрочного прогнозирования и планирования социально-экономического развития муниципальных образований;

•разработку, законодательное  закрепление и внедрение минимальных  государственных социальных стандартов, а также нормативов минимальной  бюджетной обеспеченности;

•разработку и внедрение  в практику межбюджетных отношений  методик, ориентированных на стимулирование социально-экономического развития муниципальных образований;

•минимальные местные  бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, в том числе исполнения собственных полномочий и реализации минимальных государственных социальных стандартов, осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и решений органов государственной власти, влекущих дополнительные расходы местных бюджетов;

Информация о работе Основные проблемы муниципального управления в современной России