Основные проблемы муниципального управления в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Объектом муниципального управления является муниципальное образование - населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление.
В качестве субъекта выступает население муниципального образования, объединенное общими интересами в решении местных проблем жизнеобеспечения и развития, - местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные жителями и действующие от их имени.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………..5
Понятие и цели муниципального управления……………………...5
Основные принципы муниципального управления………………..7
Правовые основы местного самоуправления………………………14
Структура местного самоуправления………………………………..16
ГЛАВА 2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………………19
2.1. Проблемы муниципального управления………………………………………19
2.2. Характеристика действующего законодательства……………………………..22
2.3. Характеристика мирового опыта решения сходных проблем…………………25
2.4. Возможные пути решения проблем в России…………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

КР Основные проблемы муниципального управления.docx

— 74.01 Кб (Скачать)

3.Собрание (сход) граждан.

4.Народная правотворческая  инициатива - Население в соответствии  с уставом муниципального образования  имеет право на правотворческую  инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

5. Обращения граждан в  органы местного самоуправления.

6. Территориальное общественное  самоуправление и другие формы  участия населения в осуществлении местного самоуправления - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

 

 

ГЛАВА 2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ  В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ

    1. Проблемы  муниципального управления

В настоящее время российские ученые придерживаются точки зрения, согласно которой муниципальное  управление является более широким  понятием по сравнению с местным самоуправлением, включающим:

- государственное управление на местном уровне, т.е. федеральные и региональные органы государственной власти, осуществляющие на местах ряд функций государственной политики в области финансов, налогообложения, землеустройства, занятости населения;

-местное самоуправление  как форму народовластия; 

-муниципальный менеджмент  как систему действий по налаживанию  партнерских отношений между  органами местного самоуправления, населением и частным капиталом в целях обеспечения поступательного социально-экономического развития муниципального образования.

XXI век резко изменил  взгляд на проблемы муниципального  управления и качества его человеческого потенциала. Побудительными силами выступили:

- технологический вызов - отставание от передовых стран, потеря интеллектуального потенциала, ответ на который заключается в повышении качества образования, развитие профессионализма, изменение модели компетенции для высших должностных лиц, разработка новых учебных планов, формирование более инновационной и готовой к риску организационной культуре в муниципальной службе;

- демографический вызов - потеря людских ресурсов, дефицит кадров в социальной сфере и экономике, ответ на который лежит в обеспечении равного доступа на муниципальную службу, разработке в каждом министерстве плана по обеспечению представительства всех социальных групп населения;

- экологический вызов - ухудшение здоровья нации, рост затрат на экологию, ответом на который может быть только экологический императив - экологическое воспитание и образование, изучение и применение новых здоровье сберегающих технологий, достижение баланса между работой и личной жизнью;

- информационный вызов - информационное неравенство, экономическое отставание России в информационной сфере, выдвижение знания информационных технологий в качестве залога успешной карьеры и лучшего качества жизни, ответом на который может быть выдвижение новых приоритетов в информатизации управления, привлечение внимания международных и национальных научных и учебных центров, ведущих университетов к проблемам муниципального управления;

- динамический вызов - отставание от мировой динамики перемен, кризис экономики, науки, образования, культуры, ответом на который является развитие опережающего образования как обучения жить и действовать в изменяющемся мире, облегчение доступа на высшие посты муниципальной службы специалистов со стороны, формирование небюрократического, инновационного климата в муниципальном управлении, улучшение межведомственного сотрудничества, необходимость сохранения единой системы государственной и муниципальной службы для обеспечения тесного сотрудничества между центральным правительством и формирующимися администрациями в регионах;

- мировоззренческий вызов - нарастание кризисных явлений в развитии общества, необходимость нового научного мировоззрения, ответ на который заключается, прежде всего, в фундаментализации знания, вырабатывающего взгляд на человека как часть Природы, открытость и привлечение талантливых людей, созидательное сознание, формирование у руководителей стратегического мышления для определения приоритетов и целей развития территорий с учетом специфических характеристик и природных особенностей;

- нравственный вызов - деморализация общества, утрата духовных ценностей, преступность, коррупция), ответом, на который может быть приоритет воспитания (в том числе, нравственного) перед обучением, концентрация внимания муниципальных служащих на повышение качества их работы, необходимости сделать ее более ответственной для потребителей муниципальных услуг, управление результатами труда, новая система оплаты и оценки работы муниципальных служащих.

    С формально-правовой точки зрения в настоящее время серьезных препятствий для реализации местной властью своих функций нет, уже сформированы все необходимые структуры и институты. Однако на практике местное самоуправление работает малоэффективно и недостаточно востребовано государством. Основными причинами этого являются:

  • отсутствие целостной системы государственного территориального управления;
  • неточность в определении компетенции уровней власти;
  • недостаточное понимание сущности местной власти и ее возможностей;
  • противодействие усилению местной власти со стороны региональных элит в связи с конкуренцией при распределении ресурсов и полномочий;
  • слабость экономической и финансовой базы муниципальных образований;
  • несогласованность и недостаточная проработанность законодательства;
  • недостаточная подготовленность кадров;
  • недостаточный уровень научно-методического и информационного обеспечения;
  • недостаточно рациональная территориальная организация;
  • неоптимальные структуры органов управления;
  • непроработанность и неэффективность механизмов контроля за деятельностью местного самоуправления как со стороны государства, так и со стороны населения.

Объективные проблемы местного самоуправления нередко усугубляются субъективными факторами, в частности, неумением или нежеланием соответствующих должностных лиц вырабатывать согласованные решения, направленные на взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти в интересах населения.

Если некоторые из вышеперечисленных  причин могут быть устранены в  достаточно короткий срок путем принятия и реализации политических решений, облеченных в форму закона, устранение других, в силу объективных обстоятельств, потребует длительного времени. Долгосрочные причины могут быть устранены только в результате целенаправленной просветительской работы среди населения, создания научной школы, подготовки кадров.

 

2.2. Характеристика  действующего законодательства

В процессе становления и  осуществления в Российской Федерации  местного самоуправления выявился ряд  проблем, которые могут быть сгруппированы в несколько блоков.

1. Внутренняя несогласованность  и несистемность законодательства  Российской Федерации о местном  самоуправлении. Ряд действующих  федеральных нормативных правовых актов, в первую очередь, принятых до вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, содержат положения, не соответствующие конституционно закрепленной концепции местного самоуправления. Нормы, регулирующие вопросы осуществления местного самоуправления, наряду с основополагающими федеральными законами, содержатся в значительном количестве отраслевых законов и иных нормативных правовых актов.

2. Неполнота и неоднозначность  законодательного регулирования  вопросов организации и деятельности местного самоуправления. Нормами Конституции Российской Федерации и принятых к настоящему времени законов и иных нормативных правовых актов не исчерпывается необходимое правовое обеспечение организации и деятельности местного самоуправления. Серьезные трудности в практической деятельности муниципалитетов вызывает неоднозначность в понимании отдельных норм российского муниципального права.

3. Несоблюдение законодательства  о местном самоуправлении. К числу  наиболее распространенных форм  нарушения законодательства о  местном самоуправлении относятся: 

• невыполнение норм муниципального права органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами;

• принятие актов регионального  законодательства, противоречащих федеральному законодательству, принятие нормативных актов органов местного самоуправления, противоречащих федеральному законодательству и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации;

• бездействие органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления, отказ от нормативного регулирования на соответствующем уровне вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления.

Несоблюдение норм муниципального права может быть вызвано как  несогласованностью, неполнотой и неоднозначностью действующего законодательства, так и правовым нигилизмом - намеренным нежеланием органов и должностных лиц следовать правовым нормам.

4. Отсутствие четкого  разграничения полномочий между  органами государственной власти (федеральными и региональными) и органами местного самоуправления. Законодательная основа местного самоуправления, созданная к настоящему времени, не позволяет в полной мере решить проблему разграничения полномочий разных уровней власти, что препятствует эффективному решению ряда важнейших вопросов деятельности муниципалитетов, в том числе вопроса реализации конституционной нормы о возможности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

5. Недостаточное законодательное  обеспечение финансово-экономической  самостоятельности муниципальных  образований. 

6. Несовершенство системы  судебной защиты. Конституционное  право местного самоуправления  на судебную защиту в настоящее  время не может быть в полной  мере реализовано в силу ряда  причин, связанных с несовершенством российского законодательства.

Что касается эффективности  бюджетных расходов, сложившаяся структура расходов местных бюджетов не отражает реального состояния социальной сферы и подлинных затрат, которые несут органы местного самоуправления при реализации собственных полномочий, а также норм федерального и регионального законодательства, налагающего дополнительные обязательства на муниципальные власти.

Государственные внебюджетные фонды, деятельность которых регулируется главой 17 Бюджетного кодекса и к которым относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, оказались оторванными от населения и муниципалитетов, где собственно эти услуги и предоставляются.

Действующая модель межбюджетных отношений, сложившаяся во многом стихийно, до сих пор ориентирована преимущественно на выравнивание доходов бюджетов разных уровней в соответствии со сложившимися расходными частями местных бюджетов и не соответствует задачам сегодняшнего дня. Результатом этого стали: резкая дифференциация регионов и муниципалитетов по уровню бюджетной обеспеченности, отсутствие реальных стимулов повышения собираемости налоговых платежей, особенно поступающих в федеральный бюджет, непропорциональное и неэффективное расходование средств региональных бюджетов, в том числе - получаемых в качестве трансфертов из федерального бюджета.

Сегодняшняя модель межбюджетных отношений не может эффективно работать, поскольку в ней не учтен принцип  распределения бюджетных полномочий. Именно поэтому необходимо принять меры по разумному разграничению и законодательному закреплению не только бюджетных доходов, но и бюджетных полномочий в целом между всеми уровнями власти.

2.3. Характеристика мирового опыта решения сходных проблем

Ситуация, сложившаяся в  области формирования российского  института местного самоуправления как базового института государственности, не имеет аналога в мировой  практике. Российский законодатель как  при разработке Конституции, так и при формировании всей системы законодательства, использовал отечественный исторический опыт, а также опыт и практику разных стран, находящихся, как правило, в лучшем социально-экономическом положении. Соответственно, социально-экономические условия деятельности муниципалитетов в таких странах значительно отличаются от российских реалий.

Информация о работе Основные проблемы муниципального управления в современной России