Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 15:19, реферат
Из определения «системы» следует, что главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей и взаимодействий элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают. Это свойство эмерджентности (от анг. emerge — возникать, появляться).
Функциональность — это проявление определенных свойств (функций) при взаимодействии с внешней средой. Здесь же определяется цель (назначение системы) как желаемый конечный результат.
- соподчиненности целей,
вытекающей из иерархического
построения производственных
- развертываемости, т.e. разделение каждой цели данного уровня на цели нижележащего уровня;
- соотносительной важности целей, заключающейся в том, что цели одного и того же уровня могут иметь разное значение для достижения цели вышестоящего уровня.
Построение дерева целей можно проводить различными способами. Рассмотрим один из них:
1. Используя производственную
информацию о возникновении
2. Разнести цели по уровням
иерархии и элементам
3. Для каждого уровня
иерархии последовательно
Декомпозиция - это процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели - задачи в соответствии с выбранной моделью. Декомпозиция позволяет расчленить всю работу по реализации модели на пакет детальных работ, что позволяет решать вопросы их рациональной организации, мониторинга, контроля и т.д.
Алгоритмизация декомпозиции подразумевает описание каждого этапа. Так, например, декомпозиция написания программы подразумевает: создание модулей, которые в свою очередь представляют собой небольшие программы, взаимодействующие друг с другом по хорошо определенным и простым правилам.
На этапе декомпозиции задачи на подзадачи следует придерживаться трех правил:
- каждая подзадача должна иметь один и тот же уровень рассмотрения;
- каждая подзадача может быть решена независимо;
- полученные решения могут быть объединены вместе, позволяя решить исходную задачу
Понятия «шкала измерения», «тип шкалы», «допустимые преобразования» играют важную роль в теории измерений.
Существуют следующие измерительные шкалы.
Дихотомическая шкала
Дихотомическая шкала, которая позволяет отметить, относится ли данный объект к интересующей нас группе или нет.
Две сравниваемые переменные X (семейное положение) и Y (отчисление из института) измеряются в дихотомической шкале.
Шкала наименований
Шкала наименований (номинальная), в которой числа используются исключительно с целью обозначения объектов. Кроме сравнения на совпадение, любые арифметические действия над числами, обозначающими имена объектов, бессмысленны. С помощью шкалы наименований часто отмечают, присутствует или отсутствует какой-то признак в объекте.
Шкала порядков (ранговые шкалы)
Шкала порядков (ранговые шкалы), при измерении в которой мы получаем информацию лишь о том, в каком порядке объекты следуют друг за другом по какому-то свойству. Примером могут служить шкалы, по которым измеряются твёрдость материалов, «похожесть» объектов. К этой группе шкал относится большинство шкал, используемых в социологических и психологических исследованиях. Частным случаем шкал порядка являются балльные шкалы, используемые в практике спортивного судейства или оценок знаний в школе.
Шкала интервалов
Шкала интервалов, в которой можно менять как начало отсчёта, так и единицы измерения.
Если упорядочивание объектов можно выполнить настолько точно, что известны расстояния между любыми двумя из них, то измерение оказывается значительно сильнее, чем в шкале порядка. Естественно выражать все измерения в единицах, хотя и произвольных, но одинаковых по всей длине шкалы. Следствием такой равномерности шкал этого класса является независимость отношения двух интервалов от того, в какой из шкал эти интервалы измерены (т.е. какова единица длины и какое значение принято за начало отсчёта). Если в одной шкале измеренные интервалы равны Д1х и Д2х, а во второй - Д1y и Д2у, то справедливо соотношение: Д1x /Д2х = Д1y / Д2у. В этой шкале только интервалы могут иметь смысл настоящих чисел, допускающих математические действия с ними. Примерами шкал интервалов могут быть шкалы для измерения температуры (Цельсия, Кельвина (К = 273 + С), Фаренгейта (F = 5/9C + 32)), давления, промежутков времени и т.п.
Допустимые операции - определение интервала между двумя измерениями.
Над интервалами - любые арифметические или статистические операции.
Шкала отношений
Шкала отношений, в которой начало отсчёта неизменно, а единицы измерения можно изменять (масштабировать). Аксиомы аддитивности:
1°. Если А = Р и В > 0,то А + В > Р;
2°. А + В = В + А;
3°. Если A = P и B = Q, тo A + B = P + Q;
4°. (А + В) + С = А + (В + С).
Измерения в этой шкале являются полноправными числами, с ними можно выполнять любые арифметические действия. Этот класс шкал обладает следующей особенностью: отношение двух наблюдаемых значений измеряемой величины не зависит от того, в какой из шкал произведены измерения, т.е. x1 /x2 = y1 /y2.
Примерами шкал отношений являются шкалы для измерения веса, длины и т.п.
Абсолютная шкала
Абсолютная шкала, результатом измерения в которой является число, выражающее количество элементов в множестве. В данной шкале начало отсчёта и единицы измерения неизменны. Числа, полученные по такой шкале, можно складывать, вычитать, делить, умножать - все эти действия будут осмысленными. Из перечисленных шкал абсолютная шкала является самой «сильной», а номинальная - самой «слабой». Действительно, из абсолютных данных можно узнать всё то, что могут дать любые другие шкалы, но не наоборот. Из того, что в группе А - 15 студентов, в группе В - 20, а в группе С - 30, можно узнать:
в А студентов в 2 раза меньше, чем в С (шкала отношений);
в В студентов на 10 человек меньше, чем в С (шкала интервалов);
в А студентов просто меньше, чем в В и С (шкала порядка);
в А, В, С студентов не одно и то же количество (шкала наименований).
Использовать только абсолютные шкалы не всегда целесообразно. Для получения информации о свойствах, измеряемых в сильных шкалах, требуются более совершенные (сложные, дорогие) измерительные приборы и процедуры. К тому же, таких приборов и процедур для измерения многих характеристик просто нет. Например, можно выяснить, чего данному человеку хочется больше - чая или кофе, но определить, насколько больше или во сколько раз, затруднительно.
П.3.1. Проанализируйте, имеет ли место феномен смещения целей? Обоснуйте суть и факторы такого смещения.
Феномен смещения целей имеет место, когда исходная цель, присущая созданию системы, в процессе реализации изменяется, корректируется, дополняется или полностью заменяется другой. Системы могут быть динамичны по своей сути, могут развиваться с такой скоростью, что прогнозировать статичность цели проблематично. Большое значение в этом случае имеет мотивировка одушевленных компонентов системы. Человек, являясь частью системы, действует для достижения цели системы, но помимо этого, он имеет и другую, личную, индивидуальную цель - заработать деньги, подняться по карьерной лестнице.
Феномен смещения целей характерен больше для тех элементов, которые обладают определенной властью. Человек, как элемент системы, находясь во главе управления одной из подсистем исходной системы может пользоваться возможностями этой системы и своей властью для достижения своих личных целей. Например, цель государства получения налоговых поступлений в бюджет, а личная цель компании – получить прибыль, перевешивает системную цель, и тогда начинается использование оффшорных схем для защиты активов бизнеса и минимизации риска их экспроприации при осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, цели могут накладываться друг на друга, поляризоваться, образуя дилемму, и тогда, выбор направления развития системы зависит от человеческого фактора.
Декомпозиция – это процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели – задачи в соответствии с выбранной моделью. Декомпозиция позволяет расчленить всю работу по реализации модели на пакет детальных работ, что позволяет решать вопросы их рациональной организации, мониторинга, контроля и т.д.
Алгоритмизация декомпозиции подразумевает описание каждого этапа. Так, например, декомпозиция написания программы подразумевает: создание модулей, которые в свою очередь представляют собой небольшие программы, взаимодействующие друг с другом по хорошо определенным и простым правилам.
На этапе декомпозиции задачи на подзадачи следует придерживаться трех правил:
- каждая подзадача должна иметь один и тот же уровень рассмотрения;
- каждая подзадача может быть решена независимо;
- полученные решения могут быть объединены вместе, позволяя решить исходную задачу.
Среди различных видов предприятий, которые выделяют по количественным показателям (малые, средние и большие), наибольшую роль в развитии предпринимательства, его основных функций, прежде всего личностной, играют малые предприятия Они способствуют созданию значительной доли рабочих мест, внедрению определенного количества достижений научно-технического прогресса в производство и т.п. Вместе малые предприятия имеют и ряд существенных недостатков. Учитывая положительные черты малого предпринимательства государство должно оказывать ему всестороннюю поддержку.
Развитие малого предпринимательства не рассматривается как самоцель, но как инструментарий, при умелом применении которого в трансформацию экономической системы привлекается населения, и этот процесс протекает без лишних социальных бременем для населения.
Кроме того, малое предпринимательство является базовым звеном рыночной экономики Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется туда, где возникает неудовлетворенный спрос, и оставляет те сферы которые перестают отвечать запросам рынка Таким образом, формируется и поддерживаются оптимальные хозяйственных пропорций.
Основными количественными критериями зачисления предприятий к категории малых является численность занятых на них работников, объем валовой выручки, объем налога, балансовая стоимость активов и т.д.
Как самостоятельный и незаменимый элемент рыночной экономики малое предпринимательство способствует структурной перестройке экономики, укреплению экономической базы регионов, увеличивает общие объемы производства и товарооборота, создает благоприятную среду для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения, стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресс.
За счет мобильности, гибкости, инновационного подхода малые предприятия способны быстро приспособиться к изменениям потребительского спроса, найти свою рыночную нишу, оперативно осуществлять производство новой й продукции малыми партиями Они имеют невысокие эксплуатационные расходы, создают рациональную структуру организации и управления, проводят постоянный поиск нетрадиционных решений и новых способов действий, характеризуются инициативностью и предприимчивостью.
Роль и место малых предприятий
определяется следующими образом: это
особый тип предпринимательской деятельности,
который формируется на базе мелкотоварного
производства, характеризуется высокой
мобильностью, динамичностью и гибкостью
и стимулирует структурную перестройку
экономики, создает дополнительные рабочие
места, формирует новую социальную прослойку
предпринимателей-
Малое предпринимательство является одним из ведущих секторов рыночной экономики. Однако общая экономическая и социальная роль малого предпринимательства возможно лишь при условии всесторонней поддержки этого сектора экономики государства.
Модель «черного ящика» - модель системы, представляющая собой структуру, с известными входными и выходными данными, и неизвестным внутренним устройством. Исследуя известные параметры, с помощью такой модели можно получить представление о внутреннем устройстве. Например, при исследовании психики человека или изучении влияния лекарства на живой организм мы лишены возможности вмешательства в систему, кроме воздействия на входы. Выходы нам позволяют наблюдать за поведением системы в ее обычной обстановке.
Синтаксис модели «черный ящик» состоит в совокупности связей, посредством которых осуществляется взаимодействие исходной системы с внешней средой. Каждая связь характеризует определенным образом нашу модель, и главная задача специалиста состоит в том, чтобы выявить принципиально важные для исследования характеристики, изучить из связи и соотнести к «входам» или «выходам» этой модели.