Основные этапы разработки управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путём использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Понятие управленческого решения………………………………………...5
1.1 Сущность, понятие и типология управленческих решений……....5
1.2 Качество и варианты управленческих решений…………………...9
1.3 Основные этапы разработки управленческих решений………....16
2. Принятие управленческого решения в реальной жизни……………24
2.1Понятие о схеме принятия решений и ее значение для эффективного функционирования подразделений………………………………………..25
2.2 Практическое использование технологии разработки управленческого решения…………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 46.13 Кб (Скачать)

- изучение влияния экономических  законов на эффективность управленческого решения;

- обеспечение лица, принимающего  решение, качественной информацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внешней среды" и "процесса" системы разработки решения;

- применение методов функционально-стоимостного  анализа, прогнозирования, моделирования  и экономического обоснования каждого решения;

- структуризация проблемы  и построение дерева целей;

- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений ;

- обеспечение много вариантности решений;

- правовая обоснованность принимаемого решения;

- автоматизация процесса  сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

- разработка и функционирование  системы ответственности и мотивации  качественного и эффективного решения;

- наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решении по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решении на основе автоматизации системы менеджмента.

Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью управленческих решений, является также проблема выполнения этих решений. До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.

В отечественной и зарубежной научной литературе по менеджменту предпринимается попытка разделения, различия понятий "результативность управления" и "эффективность управления". Результативность управления понимается при этом как его целевая направленность на создание нужных, полезных вещей, способных удовлетворять определенные потребности, обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленным целям. В подобной трактовке понятие "результативность управления" ничем не отличается, практически совпадает со сформулированным в предыдущих разделах книги понятием "качество управления". Качество управления, понимаемое как его результативность, характеризуется результатом, эффектом, достигаемым субъектом управления благодаря его воздействию на объект управления.

Проблема определения, количественного измерения эффективности управления остается предметом исследования науки управления.

Принять решение - значит сформулировать цель, если под целью понимать качественное и количественное описание результата, которого еще нет в реальной действительности, но который уже существует на уровне сознания (воображения) самого менеджера.

В управлении не могут приниматься абстрактные решения, т.е. они, конечно, могут приниматься, но с управленческой точки зрения они бессмысленны. Какой смысл, скажем, в решении, которое гласит: "Будем работать хорошо". Управленческое решение, таким образом, есть конкретное качественное и количественное описание результата, сформулированное в виде цели организации.

Если действительно освободиться от всех деталей, которые обязательно сопровождают управленческий процесс (а на уровне абстракции мы это можем себе позволить), то в целостном виде этот процесс может выглядеть достаточно просто -- простота, представляемая нами, преследует цель: получить представление только о самом смысловом значении управленческой деятельности.

Управленческое решение лишь тогда будет иметь успех, когда станет отвечать определённым требованиям:

Соответствие действующему законодательству и уставу;

Обеспечение своевременности;

Наличие чёткой целевой направленности и адресности;

Отсутствие в тексте противоречий, как между отдельными пунктами, так и противоречий по отношению к предыдущим решениям;

Возможность организационной выполнимости;

Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения решения;

Учёт возможных отрицательных последствий при реализации пунктов решения;

Наличие у руководителей соответствующих полномочий для реализации решения;

Наличие возможности обоснованного положительного результата.

Важнейшей проблемой в подготовке и принятии решений является обеспечение его высокого качества. К основным условиям обеспечения качества управленческого решения следует отнести:

Применение научных подходов;

Изучение влияния экономических законов на эффективность решения;

Обеспечение лица, принимающего решения, достоверной информацией;

Применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

Структуризация проблемы и построение дерева целей;

Правовая обоснованность;

Автоматизация процесса сбора и обработки информации, а также процесса разработки и реализации решений;

Разработка системы ответственности и мотивации;

Наличие механизма реализации решения;

Обеспечение многовариантности решений и их сравнимости;

Для обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения, надо соблюдать следующие правила:

количества вариантов должно быть не менее трёх;

в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант, а остальные варианты приводятся к базовому с помощью корректирующих коэффициентов;

формирование альтернативных вариантов следует осуществлять на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения;

для сокращения времени и снижения затрат, надо шире применять методы и средства информационного обеспечения процесса принятия решения.

Альтернативные варианты управленческих решений приводятся в сопоставимый вид по следующим факторам (за каждым пунктом кроются определённые расчёты):

Фактор времени;

Фактор качества объекта;

Фактор масштаба или объема производства товара или услуги;

Уровень освоенности товара в производстве;

Метод получения информации;

Условия эксплуатации товара или предоставления какой-то услуги;

Фактор инфляции;

Фактор риска и неопределённости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Основные этапы разработки управленческих решений.

 

Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Тем не менее, имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации. Как мы уже говорилось выше, одной из отличительных черт теории принятия решений является наличие в ней методов, позволяющих обрабатывать как количественную, так и качественную (неколичсственную) информацию.

При этом в процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных для работы как с количественной, так и с качественной информацией. Основное назначение экспертных технологий - повышение профессионализма, а следовательно, и эффективности принимаемых управленческих решений.

Проблемам, связанным с принятием управленческих решений, сегодня посвящена обширная литература. Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т.д. Основное внимание уделим ситуационному подходу, поскольку он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах. Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений. Блок-схема процесса управления представлена на рис. 2.

1. Получение информации  о ситуации 

2. Определение целей 

3. Разработка оценочной  системы 

4. Анализ ситуации

5. Диагностика ситуаций 

6. Разработка прогноза  развития ситуации 

7. Генерирование альтернативных  вариантов решений 

8. Отбор основных вариантов управляющих воздействий

 9. Разработка сценариев развития ситуации

10. Экспертная оценка  основных вариантов управляющих  воздействий 

11. Коллективная экспертная  оценка 

12. Принятие решений

13. Разработка плана действий 

14. Контроль реализации  плана 

15. Анализ результатов  развития ситуации после управленческих воздействий

Подготовка решений осуществляется на основании всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок. В приведенной выше укрупненной блок-схеме представлены основные этапы принятия решения и их технологическая последовательность. Рассмотрим их.

Подготовка к разработке управленческого решения.

1. Получение информации  о ситуации. Получаемая информация  о ситуации принятия решения  должна быть достоверной и  достаточно полной. Недостоверная  либо недостаточно полная информация  может приводить к принятию  ошибочных и неэффективных решений. Однако не меньшие трудности  возникают и при наличии избыточной  информации, поскольку возникает  проблема отбора информации, действительно  представляющей интерес и важной для своевременного принятия эффективного управленческого решения. Целесообразной при получении и обработке информации о ситуации принятия решения является подготовка аналитического материала, отражающего основные особенности и тенденции развития ситуации. Естественно, что такой аналитический материал должен готовиться специалистами, обладающими достаточными знаниями и опытом в области, к которой принадлежит ситуация принятия решения.

2. Определение целей. Только  после их определения можно  осуществлять определение факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих на развитие ситуации. Разработаны и используются методы  формирования деревьев цели, позволяющих  определить иерархическую структуру  системы целей, и деревьев критериев, позволяющих оценить степень  достижения целей.ь Деревья целей широко используются при программно-целевом планировании структурами федерального уровня, концернами, промышленно-финансовыми группами, фирмами при разработке крупномасштабных проектов и программ. Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления. Большое значение имеет определение приоритетности целей, поскольку опыт показывает, что при реальном управлении приходится осуществлять выбор.

3. Разработка оценочной  системы. В процессе выработки  управленческого решения большое  значение имеет адекватная оценка  ситуации, различных ее 

аспектов, учитывать которые необходимо при принятии решений, приводящих к успеху. Для адекватной оценки того или иного аспекта ситуации нередко оказывается целесообразным формирование индексов, или индикаторов, характеризующих состояние ситуации в зависимости от изменения значений факторов, определяющих ее развитие (индекс Доу-Джонса — индекс акций, позволяющий оценить движение биржевых ресурсов, характеризует состояние активности на бирже).

Другим видом оценки является расчет рейтингов. Так, например, надежность и устойчивость банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т.д. определяется с помощью регулярно рассчитываемых и нередко публикуемых в открытой печати рейтингов. Но, пожалуй, одним из наиболее важных применений методов оценки является сравнительная оценка объектов, представленных на конкурс или тендер; сравнительная оценка при решении вопроса о финансировании проектов, программ» работ; сравнительная оценка альтернативных вариантов решений.

Определение приоритетов играет основополагающую роль при стратегическом планировании, при разработке стратегии и тактики развития предприятия и т.д. В состав оценочной системы входят: критерии, характеризующие объект оценки; шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев; принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка либо производится сравнительная оценка.

4. Анализ ситуации. Имея  необходимую информацию о ситуации  и зная цели, к достижению которых  стремится организация, можно приступать  к анализу ситуации. Основной  задачей анализа ситуации является  выявление факторов, определяющих  динамику ее развития. Сначала  проводится содержательный анализ  и на качественном уровне устанавливаются  основные моменты, позволяющие выявить  факторы, к изменению степени  и характера воздействия которых ситуация чувствительна.

Для выявления факторов, определяющих развитие ситуации, могут быть использованы специально разработанные методы, такие, как факторный и корреляционный анализ, многомерное шкалирование и др.

5. Диагностика ситуации. При анализе ситуации важно  выделить ключевые проблемы, на  которые необходимо в первую  очередь обратить внимание при  целенаправленном управлении процессом, а также характер их влияния. В этом и состоит задача  диагностики ситуации. На основании  проведенного анализа ситуации определяются наиболее чувствительные моменты, которые могут привести к нежелательному развитию событий, и возникающие в связи с этим проблемы. Решение этих проблем необходимо для предотвращения нежелательного развития ситуации. Необходимо правильно оценить состояние ситуации принятия решения, характер ее изменения, с тем чтобы были приняты решения и предприняты действия, обеспечивающие достижение желательного состояния ситуации.

Информация о работе Основные этапы разработки управленческих решений