Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природы инфляции и антиинфляционной политики РК.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику природы инфляции в РК;
2. Изучить особенности антиинфляционных процессов в РК;
3. Дать анализ состояния инфляции
Введение
Глава 1.
Основные характеристики инфляции
1.1
Сущность, показатели и причины инфляции
5
1.2
Формы и виды инфляции
8
1.3
Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
Механизм адаптационных ожиданий
13
Глава 2.
Анализ инфляционных процессов в РК за 2010-2012гг.
2.1
Сравнительный анализ уровня инфляции в РК за 2010-2012гг.
17
2.2
Основные меры и направления по сдерживанию
уровня инфляции на 2013-2017 годы
25
Глава 3.
Меры антиинфляционной политики РК
3.1
Налогово-бюджетная политика и инфляция
34
3.2
Кредитно-денежная политика как разновидность антиинфляционной политики
36
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Обеспечение стабильности цен на рынке продовольствия будет осуществляться в рамках Комплекса мер по регулированию продовольственного рынка с применением рыночных механизмов. Он предусматривает формирование на уровне регионов стабилизационных фондов продовольственных товаров, увеличение посевных площадей зерновых и масличных культур, овощей, строительство и модернизацию действующих теплиц и овощехранилищ.
На постоянной основе будет проводиться мониторинг ситуации на рынке розничных цен на нефтепродукты, продовольственные товары. В случае выявления фактов нарушения антимонопольного законодательства будут приниматься меры антимонопольного реагирования.
Будет продолжена работа по стабилизации цен на социально-значимые продовольственные товары и сдерживанию инфляционных процессов, одной из мер которой является определение предсказуемого коридора цен на продовольственные товары и их прогнозирования путем установления пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и размера предельно допустимых розничных цен.
В целях насыщения внутреннего
рынка республики и стабилизации
цен на основные виды нефтепродуктов,
продолжится утверждение
Национальным Банком будут
предприниматься меры по гибкому
регулированию денежного
Вместе с тем, Национальный
Банк будет стремиться к тому, чтобы
монетарная составляющая находилась на
оптимальном уровне и не оказывала
дополнительного инфляционного
давления. Реализация этих мероприятий
обеспечит сохранение уровня инфляции
в запланированном коридоре.[
3. Направления антиинфляционной политики РК
3.1 Налогово-бюджетная политика и инфляция
Фискальная политика –
это манипулированием государственным
бюджетом (правительственными расходами
и налогообложением) для достижения
выдвинутых целей увеличения производства
и занятости или снижения инфляции.
Рассмотрим дискреционную сдерживающую
фискальную политику, под которой
понимается сознательное манипулирование
налогами и правительственными расходами
с целью контроля над инфляцией.
Она включает в себя: (1) уменьшение
правительственных расходов, или (2)
увеличение налогов, или (3) сочетание (1)
и (2). Во всех этих случаях наблюдается
сокращение равновесного чистого национального
продукта. Либеральные экономисты,
которые считают, что государственный
сектор должен быть расширен, для того
чтобы компенсировать разнообразные
погрешности рыночной системы, могут
рекомендовать ограничение
Налогово-бюджетная политика и инфляция. Фискальная политика может сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией. Предотвращение прогнозируемой инфляции. Экономическая система какое-то время находится в состоянии равновесия в точке Е1 (реальный объем производства поддерживается на естественном уровне). Проект государственного бюджета на будущий финансовый год пессимистичен: по мнению экспертов, вероятно усиление инфляционных моментов, которое обусловливается предполагаемым ростом следующих компонентов совокупного спроса: резким повышением спроса на экспортные товары, бума потребительских расходов, повышением уровня планируемых инвестиций и затрат. Без принятия неотложных мер такое положение вещей сдвинет экономическую систему вправо - вверх (т.е. вызовет движение вдоль кривой совокупного предложения АS1 к точке Е2). Результатом явится общее повышение уровня цен с Р1 до Р2, но рост инфляции на этом не закончится. Общий рост цен на товары и услуги заставит фирмы со временем изменить свои ожидания относительно заработной платы и цен на привлекаемые факторы производства и другие ресурсы. Вследствие этого на краткосрочных временных интервалах кривая совокупного предложения сместится вверх в положение АS2. Когда реальный объем производства вновь упадет до своего естественного уровня, уровень цен будет продолжать увеличиваться до тех пор, пока не достигнет состояния нового долгосрочного равновесия Р3. Использование «сдерживающей» налогово-бюджетной политики – один из путей устранения угрозы инфляции. Государственный бюджет на следующий год может быть составлен таким образом, чтобы сокращение объема государственных закупок и заказов сочеталось с увеличением чистых налогов, компенсируя ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики. Правильное сочетание сокращения объема государственных заказов, трансфертных платежей и повышения налогов удержит кривую совокупного спроса в желаемом положении АD1, а экономическую систему – в состоянии стабильности. Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. (Классический пример – федеральный подоходный налог. Однако подоходные налоги в экономической практике США ныне индексируются и не ложатся дополнительным бременем на плечи налогоплательщиков). В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти – так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся. Если все статьи бюджета индексируются, то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов, как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно. Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит. Проблемы фискальной политики: Временной лаг распознавания. Проходит некоторый промежуток времени между началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта. Административная задержка. Колеса правительства часто крутятся довольно медленно.[17]Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен.
Политические проблемы. Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики. Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке. Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом. Эффект чистого экспорта.
Сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике).
3.2 Кредитно-денежная политика как разновидность антиинфляционной политики
В кредитно-денежной политике
для ограничения предложения
денег, для того чтобы понизить расходы
и сдержать инфляционное давление,
используется политика дорогих денег.
Смысл ее заключается в понижении
резервов коммерческих банков. Это
делается следующим образом: Центральные
банки должны продавать государственные
облигации на открытом рынке, для
того чтобы урезать резервы
Итак, в заключение курсовой работы мы приходим к следующим выводам:
1. Инфляция проявляется в первую очередь в форме повышения уровня товарных цен и относительного удорожания золота и иностранной валюты. Но не всякое изменение цен на отдельные товары является инфляцией. Она может быть вызвана улучшением качества товара, условием внешней торговли и т.д. Под инфляцией понимается общее поднятие цен и издержек, что является не редко. Замедление роста цен называется дезинфляцией.
Существуют, в зависимости от роста цен следующие виды инфляции: до 10 % в год – умеренная или ползучая инфляция; рост цен от 20 % до 200 % – галопирующая; свыше 200 % и до нескольких раз – гиперинфляция.
Открытая инфляция, когда действуют свободные цены и при неравномерности повышения цен деформирует, но не уничтожает рыночный механизм (умеренный, галопирующий и гиперинфляционный). Экономика продолжает реагировать на рыночные сигналы и самонастраивается для равновесия различных рынков.
Подавленная инфляция страшна
тем, что она ломает рыночный механизм
саморегулирования. Отсутствие ценовых
сигналов и выгоды от перемещения
капиталов ликвидирует (лишает) экономическое
равновесие между отраслями при
помощи рынка. Государство не в состоянии
выполнить функции
2. Уровень инфляции в Казахстане в сентябре 2012 года составил 0,6%. При этом согласно сообщению статагентства, цены на продовольственные товары повысились на 0,4%, непродовольственные товары подорожали на 0,2%, прирост цен и тарифов на платные услуги составил 1,3%. За период с начала года (сентябрь 2012г. по сравнению с декабрем 2011г.) цены и тарифы на потребительские товары и услуги увеличились на 3,9%, продовольственные товары - на 3,2%, непродовольственные - на 2,2% и платные услуги - на 6,5%. В годовом выражении (сентябрь 2012 года к сентябрю 2011 года) инфляция составила 5%.
3. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями. Прежде всего, она развивается в обстановке резкого спада производства. Другой особенностью инфляции в Казахстане является то, что она возникла из состояния "подавленной инфляции", когда цены на товары и услуги были искусственно низки, но имелся их значительный дефицит. Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень монополизма в экономике, что связано с наличием крупных предприятий, работавших на потребности экономики Советского Союза. Крупные сырье добывающие, металлургические, химические, машиностроительные предприятия не имеют аналогов в республике и не создают конкурентной среды, присущей рынку.
Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства Казахстана, что обусловливает зависимость внутреннего рынка по потребительским товарам от внешних рынков. Естественно, процесс инфляции не мог негативно не отразиться на деформированном состоянии рынка в Казахстане. Так разрешение коммерческой деятельности гражданам, организациям и предприятиям для достижения оперативности движения товаров, улучшения снабжения, удовлетворения спроса рыночными методами вызвало разгул спекуляции, привело к неуправляемым процессам перераспределения. Этот процесс приобрел стихийный, неуправляемый характер, чему способствует ослабление контроля со стороны государственных органов, игнорирование законодательства коммерческими структурами и т.д.
Как видим, процесс инфляции
мешает развитию экономики, поэтому
необходимо проводить меры по преодолению
инфляции. Наиболее целесообразным является
последовательное регулирование цен
и заработной платы. Продукция предприятий-
В целом процесс регулирования
цен и заработной платы должен
осуществляться путем тщательного
обоснования и согласования шагов
по изменениям в уровнях ставок заработной
платы и цен на совместных обсуждениях
профсоюзов, представителей администрации
предприятий и правительства. Компромиссные
соглашения по уровням оплаты труда
и цен должны выдерживаться в
течение определенного
В этих условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов.
Список использованной литературы
1. Андрианов В.Д. «Инфляция и методы ее регулирования».- Экономика-2000г. - с.3