Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природы инфляции и антиинфляционной политики РК.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику природы инфляции в РК;
2. Изучить особенности антиинфляционных процессов в РК;
3. Дать анализ состояния инфляции
Введение
Глава 1.
Основные характеристики инфляции
1.1
Сущность, показатели и причины инфляции
5
1.2
Формы и виды инфляции
8
1.3
Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
Механизм адаптационных ожиданий
13
Глава 2.
Анализ инфляционных процессов в РК за 2010-2012гг.
2.1
Сравнительный анализ уровня инфляции в РК за 2010-2012гг.
17
2.2
Основные меры и направления по сдерживанию
уровня инфляции на 2013-2017 годы
25
Глава 3.
Меры антиинфляционной политики РК
3.1
Налогово-бюджетная политика и инфляция
34
3.2
Кредитно-денежная политика как разновидность антиинфляционной политики
36
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Инфляция в РК в июле 2012 года составила 0,3%. Цены на продовольственные товары за прошедший месяц увеличились на 0,1%, платные услуги - на 0,9%, а непродовольственные товары - снизились на 0,1%.
В прошедшем месяце снижение цен зафиксировано на яйца на 3,9%, крупы - на 3%, сахар - на 1,1%, овощи свежие - на 0,8%, масло подсолнечное - на 0,5%, рис - на 0,4%. Повышение цен отмечено на картофель на 2,6%, фрукты свежие - на 0,6%, булочные и мучные кондитерские изделия - на 0,4%, мясо, рыбу и морепродукты, безалкогольные и алкогольные напитки - по 0,3%, макаронные изделия - на 0,2%.
Цены на материалы для текущего содержания и ремонта жилых помещений увеличились на 1%, товары для личного ухода - на 0,4%, предметы домашнего обихода - на 0,3%, одежду и обувь, книги, газеты и журналы - по 0,2%. Дизельное топливо подешевело на 4,7%, бензин - на 3,1%.
Уровень цен на услуги транспорта
вырос на 4,8%, здравоохранения, парикмахерских
и заведений личного
Инфляция в Казахстане в сентябре 2012г. составила 0,6%. Цены на продовольственные товары повысились на 0,4%, непродовольственные товары подорожали на 0,2%, прирост цен и тарифов на платные услуги составил 1,3% (см. приложение 1).
В прошедшем месяце пповышение цен отмечено на муку на 3,5%, овощи свежие – на 1,1%, масло подсолнечное – на 1%, хлеб – на 0,7%, рыбу и морепродукты – на 0,6%, булочные и мучные кондитерские изделия – на 0,5%, рис, макаронные изделия, яйца – по 0,4%, кондитерские изделия – на 0,3%, мясо и птицу, молочные продукты – по 0,2%. Снижение цен зафиксировано на фрукты свежие на 0,4%, крупы – на 0,7%, сахар – на 1,3% (см. приложение 2).
Цены на твердое топливо увеличились на 2%, канцелярские товары и чертежные принадлежности – на 0,9%, бытовые текстильные изделия – на 0,5%, одежду и обувь – на 0,4%, фармацевтическую продукцию – на 0,2% (см.приложение 3). Уровень цен на услуги образования вырос на 7,8%, в области отдыха, развлечений и культуры, ресторанов и гостиниц – по 0,6%, здравоохранения – на 0,5%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 0,4%, транспорта – на 0,2%. В сфере жилищно-коммунальных услуг тарифы на горячую воду повысились на 3,5%, канализацию – на 1,5%, холодную воду – на 1,4%, электроэнергию – на 1,1%, сбор мусора – на 0,7% (см. приложение 4). [12]
По информации МЭРТ, основным фактором инфляции стал рост цен на мировых товарных рынках. Так, по данным Всемирного банка, с марта прошлого года постоянно повышаются мировые цены на энергоресурсы и продукцию сельского хозяйства.
Инфляция по итогам 2012 года может сложиться на уровне нижней границы среднесрочного прогнозного диапазона в 6-8%, если не случится резкого роста мировых цен на энергоносители и продовольствие, прогнозирует глава Национального банка республики Григорий Марченко. По словам Марченко, низкий уровень инфляции в текущем году во многом обусловлен тем, что правительство сдерживало рост цен на ГСМ и не повышало коммунальные тарифы.
Уровень инфляции в апреле 2011г. уменьшился (0,5%) по сравнению с 2010г. того же месяца (0,7%).(Таблица 1). Отмечено снижение цен на непродовольственные товары и платные услуги – на 0,2%, однако цены на продовольственные товары остались прежними. Цены на яйца увеличились на 0,7%. Уровень цен на образования увеличился на 2%, здравоохранения – на 0,2%. Инфляция в июле 2011г. увеличилась (0,5%) по сравнению с инфляцией в июле 2010г. (0,2%). Также увеличились цены на непродовольственные товары – на 0,3%, на платные услуги – 0,5%. В 2010г. и в 2011г. отмечено снижение цен на молоко – на 2%, на яйца – на 5%. Цены на бензин выросли на 2,6% в июле 2011г., а в июле 2010г. – всего на 0,5%. В 2011г. услуги пассажирского транспорта увеличились на 3,2%, а в 2010г. – на 4,7%. Если в 2010г. тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличились на 0,5%, то в 2011г. – на 0,6%.
Инфляция в сентябре 2011г. уменьшилась (0,3%) по сравнению с инфляцией в сентябре 2010г. (0,6%). Если в 2010г. цены на продовольственные товары увеличились на 0,4%, то в 2011г. наоборот уменьшилась на 0,2%. Цены на непродовольственные товары и платные услуги увеличились в этот период в 2010г. – на 0,5%; 0,8%, в 2011г. – на 0,4%; 1% соответственно. В обоих периодах произошло снижение цен на картофель, фрукты и овощи (2010г. – на 4,4%;3,6;2011г.- на 11,6%;2,2%). В сентябре 2011г. цены на яйца повысились на 3,3% больше, чем в том же периоде прошлого года. Также произошло повышение цен на хлеб на 0,2% в двух периодах. Уровень цен на образование повысился на 2%. В сфере жилищно-коммунальных услуг оплата за горячую воду и центральное отопление уменьшилось на 0,7%, за газ, транспортируемый по распределительным сетям увеличилось на 1%.
Месяц/год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Апрель |
0,7 |
0,5 |
0,7 |
Июль |
0,2 |
0,5 |
0,3 |
Сентябрь |
0,6 |
0,3 |
0,6 |
Таблица 1. Изменение уровня инфляции за 2010-2012 гг. (в процентах)
В апреле 2012 года инфляция сложилась на уровне 0,7% (в апреле 2011 года – 0,5%), по итогам марта 2012 года годовая инфляция составила 4,6% (в декабре 2011 года - 7,4%). Так, в апреле 2012 года цены на продовольственные товары выросли на 0,3% (за апрель 2011 года - на 1%), непродовольственные товары - на 0,5% (на 0,2%). Платные услуги за данный период стали дороже на 1,2%. В апреле 2012 года по сравнению с апрелем 2011 года среди продовольственных товаров уменьшились цены на яйца – 1,4%, мясо и птицу – на 0,4%, сахар – 1,1%, сыр и творог – на 0,4%. Выросли цены на бензин – на 3,7% (на 0,4%), здравоохранение – на 0,9% (на 0,3%), железнодорожного пассажирского транспорта – на 6,2% (на 0,4%). Инфляция в июле 2012г. увеличилась (0,3%) по сравнению с инфляцией в июле 2011г. (0,5%). Также уменьшились цены на продовольственные товары – на 0,1%, на непродовольственные товары на 0,1%, на платные услуги увеличились – на 0,2%. Отмечено снижение цен на яйца – на 3,9% (на 5%). Цены на бензин выросли на 3,1% (на 2,6%). В 2012г. услуги пассажирского транспорта увеличились на 4,8%, а в 2011г. – на 3,2%. В сфере жилищно-коммунальных услуг за газ, транспортируемый по распределительным сетям увеличились на 0,6% (на 1,6%), центральное отопление – на 0,6% (0,4%).
Инфляция в сентябре 2012г. и в сентябре 2011г. уровень инфляции составил 0,3%. Цены на продовольственные товары увеличились на 0,4% (уменьшились на 0,2%), непродовольственные товары увеличились на 0,2% (на 0,4%), платные услуги увеличились на 1,3% (на 1%). В обоих периодах произошло снижение цен на фрукты и сахар (2012г. – на 0,4%;1,3%;2011г.- на 2,2%;5,8%). Повысились цены на муку на 3,5% (на 0,4%), хлеб – на 0,7% (на 0,2%), яйца- на 0,4% (на 5,4%). Увеличились цены на образование на 7,8% (на 7,9%), здравоохранения – на 0,5%. В сфере жилищно-коммунальных услуг оплата за горячую воду увеличилось на 3,5% (на 0,3%),холодную воду на 1,4% (на 2,3%).
Уровень инфляции в апреле 2012г. и в 2010г. того же месяца составил 0,7% (Таблица 1). Отмечено снижение цен на продовольственные товары на 0,7%, повышение на платные услуги – на 0,8%, непродовольственные товары – на 0,1%. Цены на яйца увеличились на 0,7%, сахар – на 0,2%. Снизились цены на крупы на 4,3% (на 0,4%). Уменьшились цены на здравоохранение на 0,6%. Повысились цены на электроэнергию на 6,3%. Инфляция в июле 2012г. увеличилась (0,3%) по сравнению с инфляцией в июле 2010г. (0,2%). Также увеличились цены на платные услуги – 0,7%, непродовольственные товары снизились на 0,1% (подорожали на 0,3%). Отмечено снижение цен на яйца на 3,9% (на 5%), рис – на 0,4%. Цены на бензин выросли на 2,6%. Повысились услуги пассажирского транспорта на 0,1%. В сфере жилищно-коммунальных услуг тарифы на горячую воду остались прежними, снизились цены на газ, транспортируемый по распределительным сетям на 0,7%.
В сентябре 2012г. и в сентябре 2010г. уровень инфляции составил 0,6%. Цены на продовольственные товары увеличились на 0,4% в обоих периодах. Цены на непродовольственные товары увеличились на 0,3%, платные услуги – на 0,5%. Цены повысились на хлеб – на 0,5%, рыбу и мясопродукты – на 0,2%. Понизились цены на яйца на 0,7%, муку – на 0,1%, молочные продукты – на 0,7%. Уровень цен на транспорт повысился на 1,1%, здравоохранения – на 0,2%. В сфере жилищно-коммунальных услуг оплата за горячую воду и центральное отопление уменьшилось на 0,4%, за газ, транспортируемый по распределительным сетям увеличилось на 0,2%.
В 2009г. самый высокий уровень инфляции наблюдается в Акмолинской области (7,9%), самый низкий – в Мангистауской области (4,5%). (Приложение 5). В 2010г. самый высокий уровень инфляции наблюдается в г.Астана (7,3%), самый низкий – в Мангистауской области (6,8%). В 2011г. самый высокий уровень инфляции наблюдается в Жамбылской области (8%), в г.Астана (8,1%); самый низкий – в Костанайской, Мангистауской, Южно-Казахстанской областях и г.Алматы (6,5%).
Таким образом, в 2012 году ситуация
на потребительском рынке в целом
остается стабильной. При этом формирование
инфляционных процессов будет происходить
на фоне растущего совокупного спроса
в экономике. Данному факту будут
способствовать рост производства в
реальной экономике, стабильный рост денежных
доходов населения, снижение безработицы,
постепенное восстановление кредитной
активности банковского сектора. Кроме
того, низкий уровень конкуренции
на отдельных рынках товарах и
услуг будет оказывать
Для обеспечения стабильной
ситуации на потребительском рынке
республики Национальный Банк совместно
с Правительством и местными исполнительными
органами продолжит проведение антиинфляционной
политики. Основные усилия будут направлены
на развитие добросовестной конкуренции
на рынке, пресечение ценового сговора,
развитие малого и среднего бизнеса,
предприятий агропромышленного
комплекса. Национальный Банк, со своей
стороны, будет предпринимать
2.2 Основные меры и направления по сдерживанию уровня инфляции на 2013-2017 годы
Зарубежный опыт эффективного применения антиинфляционных мер. В 1990-е годы в экономиках как развитых, так и развивающихся стран наблюдалось два значимых тренда. Первый заключался в стремлении центральных банков к четкому определению промежуточных целей денежно-кредитной политики, будь то таргетирование инфляции, денежной массы или обменного курса. Второй тренд состоял в резком увеличении числа стран, преследующих цель именно таргетирования инфляции, или в которых данная цель, по крайней мере, провозглашалась наряду с другими, причем ни одна из этих стран впоследствии не отказалась от реализации заявленного режима, сделав его передовым с точки зрения мирового опыта.
Необходимыми предпосылками и условиями успешной реализации режима инфляционного таргетирования, по мнению ряда зарубежных авторов, являются:
- сохраняющаяся динамика показателя инфляции на относительно низком уровне;
- устойчивость бюджетно-налоговой системы, нивелирующая риск ее изменения и соответствующего воздействия на состояние денежно-кредитной сферы;
- способность центрального банка достоверно моделировать и прогнозировать динамику инфляции на основе разработанных моделей трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики;
- развитые финансовые рынки, способные обеспечить финансирование правительственных займов неэмиссионным способом и создающие условия для эффективного использования монетарных инструментов.
Подведение теоретической и практической базы под режим таргетирования инфляции наделяет его несколькими обязательными элементами:
- институциональное соглашение между центральным банком и правительством относительно достижения и/или сохранения ценовой стабильности как основной конечной цели денежно-кредитной политики;
- выбор таргетируемого показателя, значение которого, определенное жестко или в виде коридора, представляет собой предел инфляции;
- публичное определение в количественном и временном аспектах обязательств монетарных властей по достижению ценовой стабильности;
- высокая степень независимости центрального банка в выборе операционных целей и инструментов денежно-кредитной политики;
- информационная прозрачность (транспарентность) денежно-кредитной политики и повышение ответственности регулирующих органов за достижение целевых значений инфляции.
С одной стороны, выбор режима таргетирования инфляции априори означает отказ от использования валютного курса и денежных агрегатов в качестве промежуточных целей: в условиях глобализации выбор в пользу независимой монетарной политики (в форме данного режима) сопряжен с отказом от жесткой фиксации обменного курса. С другой стороны, динамика обменного курса может оказывать существенное влияние на состояние экономики в целом, определяемое степенью ее открытости, импортозамещаемостью некоторых отраслей и др., и, следовательно, на темпы роста цен. В этой связи вопрос о сочетаемости монетарных целей и независимости центрального банка в их определении требует практического рассмотрения. При этом необходимо понимать, что имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты позволяют оказывать воздействие только на монетарные факторы инфляции (изменение объема денежной массы), тогда как изменение уровня цен обуславливается и неденежными факторами (стоимость факторов производства, соотношение спроса и предложения, изменение качественных характеристик товаров и т.д.). Этот вопрос особенно важен для развивающихся стран и переходных экономик, где после достижения средних и низких темпов инфляции резко возрастает влияние на цены обменного курса, структурных изменений в экономике, внешних шоков и т.д.