Основные характеристики инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природы инфляции и антиинфляционной политики РК.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику природы инфляции в РК;
2. Изучить особенности антиинфляционных процессов в РК;
3. Дать анализ состояния инфляции

Оглавление

Введение
Глава 1.
Основные характеристики инфляции

1.1
Сущность, показатели и причины инфляции
5
1.2
Формы и виды инфляции
8
1.3
Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
Механизм адаптационных ожиданий

13
Глава 2.
Анализ инфляционных процессов в РК за 2010-2012гг.


2.1
Сравнительный анализ уровня инфляции в РК за 2010-2012гг.
17
2.2
Основные меры и направления по сдерживанию
уровня инфляции на 2013-2017 годы
25
Глава 3.
Меры антиинфляционной политики РК


3.1
Налогово-бюджетная политика и инфляция
34
3.2
Кредитно-денежная политика как разновидность антиинфляционной политики
36

Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

ДКБ курсовая.docx

— 232.42 Кб (Скачать)

          Чехия, Польша, Бразилия и Венгрия в конце 1990-х – начале 2000-х гг. перешли от режима таргетирования денежной массы и валютного курса к режиму таргетирования инфляции.

          Переходу Национального банка Чехии к режиму инфляционного таргетирования способствовало увеличение открытости чешской экономики и усиление влияния потоков капитала на динамику обменного курса, что обусловило нестабильность зависимости между регулируемыми ставками по РЕПО и денежным предложением, а также проявившаяся тенденция к увеличению роли регулируемых цен в динамике потребительских цен, осложнившая взаимосвязь между денежным предложением и инфляцией.

           Как и в Чехии, реализуемый в Польше с 1991 по 1998 гг. режим привязки обменного курса национальной валюты (злотого) к корзине из 5 валют с одновременным установлением ориентиров по динамике денежного предложения постепенно терял свою эффективность, поскольку интеграция польских финансовых рынков в глобальный рынок ограничивала полноценный контроль над объемом денежного предложения. В результате, монетарные власти страны объявили о переходе с сентября 1998 г. к режиму таргетирования инфляции, обозначив в качестве предмета регулирования денежного предложения не денежную базу, а процентные ставки, и внедрили соответствующие инструменты ее реализации.

          Национальный Банк Венгрии, прошедший путь от использования кредитных квот и прямого контроля над процентными ставками, использования норм обязательных резервных отчислений и операций с правительственными ценными бумагами к депозитным операциям и операциям с собственными векселями, в июне 2001 г. принял решение о переходе к режиму таргетирования инфляции. Как и в случае Польши, в условиях постепенного отказа от режима фиксированного валютного курса и снятия всех ограничений на операции с иностранной валютой на межбанковском рынке краткосрочных ресурсов был установлен коридор процентных ставок с верхней и нижней границами в виде ставок по однодневным кредитам и депозитам Национального банка. [14]

         Факторами успешного перехода Бразилии, Чехии, Польши и Венгрии к таргетированию инфляции являются:

- поддержка органами власти и обществом идеи внутренней ценовой стабильности, реализуемой в кратко- и среднесрочном периодах;

- законодательно закрепленная независимость Национальных банков в проведении монетарной политики и организация их взаимодействия с Правительствами по вопросам антиинфляционной и курсовой политики;

- развитие финансового рынка, способного справиться с волатильностью потоков капитала при плавающем курсе валюты, что обеспечивало стабилизацию денежного предложения;

- преимущественно монетарный характер инфляции на этапе внедрения режима инфляционного таргетирования, что подтверждается корреляцией между темпами прироста денежного предложения и изменением уровня цен в рассмотренных странах;

- сложившийся к моменту перехода низкий уровень инфляции и наличие умеренных инфляционных ожиданий.

         Направления совершенствования мер стабилизации цен и сдерживания инфляции. В 2011 году основной целью Национального Банка Республики Казахстан было обеспечение стабильности цен в стране и удержание годовой инфляции в пределах 6-8%.

         Меры денежно-кредитной политики Республики Казахстан позволили сохранить стабильность на потребительском рынке страны. По итогам 2011 года годовая инфляция сложилась в пределах целевого коридора на уровне 7,4%.

         Тенденция укрепления национальной валюты, начавшаяся с конца 2009 года, продолжилась и в начале 2011 года. При этом диапазон колебаний курса тенге на рынке был значительно уже и его значения не приближались к пороговым значениям расширенного в феврале 2010 года валютного коридора. Соответственно, наличие валютного коридора в 2010 году не играло существенной роли. В этой связи, в конце февраля 2011 года Национальный Банк Республики Казахстан осуществил переход к режиму управляемого плавающего обменного курса тенге с отменой валютного коридора.

         В середине 2011 года имело место увеличение волатильности курса, обусловленное некоторой дестабилизацией ситуации на мировых рынках и снижением цен на нефть. Начиная с мая 2011 года, наметилась тенденция к ослаблению курса тенге, которая усилилась в августе и сентябре 2011 года.

         В целях недопущения значительных скачков курса и поддержания стабильности на валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан участвовал на рынке в качестве как покупателя, так и продавца иностранной валюты в зависимости от ситуации.

         В 2011 году коридор процентных ставок Национального Банка Республики Казахстан был изменен. Изменения коснулись верхней границы коридора – официальной ставки рефинансирования. Ввиду усиления в начале года инфляционного давления Национальный Банк Республики Казахстан принял решение о повышении с 9 марта 2011 года официальной ставки рефинансирования с 7,0% до 7,5%.

         Ставка по привлекаемым от банков депозитам, выступающая в качестве нижней границы коридора краткосрочных ставок на денежном рынке, оставалась неизменной на протяжении всего 2011 года и составляла 0,5% по 7-дневным депозитам и 1,0% – по 1-месячным депозитам. Рыночные ставки на межбанковском рынке оставались в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан ближе к его нижней границе, что, в большей степени, связано с низкой активностью и избыточной ликвидностью у участников рынка.

         Регулирование краткосрочной ликвидности на денежном рынке производилось Национальным Банком Республики Казахстан путем эмиссии краткосрочных нот и привлечения от банков депозитов. Несмотря на сохранение процентных ставок на минимальном уровне, спрос на данные инструменты со стороны банков оставался высоким в течение всего года.

         По запросу отдельных банков Национальный Банк Республики Казахстан предоставлял займы рефинансирования для поддержания их текущей ликвидности. Сроки данных операций не превышали 1 месяц.

         Механизм минимальных резервных требований в 2011 году не изменился. Между тем, нормативы минимальных резервных требований к банкам с 31 мая 2011 года были повышены с 1,5% до 2,5% по внутренним обязательствам и с 2,5% до 4,5% по иным обязательствам.

        Благодаря антикризисным мерам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан, а также благоприятной ситуации на мировых сырьевых рынках в 2011 году продолжилось восстановление экономического роста в стране. При этом в среднесрочной перспективе экономическая политика государства будет направлена на диверсификацию экономики и обеспечению ее роста в пределах 7%.

         При реализации всех сценариев развития экономики Республики Казахстан в 2012-2014 годах основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен, что предполагает удержание инфляции в коридоре 6,0-8,0%.

         Первый сценарий – предполагает пессимистические прогнозы в случае ухудшения ситуации на мировых товарных и финансовых рынках в среднесрочной перспективе. При реализации данного сценария ожидается незначительное сокращение экономики Казахстана в 2012 году с последующим восстановлением реального роста экономики до 2% в 2014 году.

         В рамках данного сценария ожидается снижение деловой активности, сокращение совокупного спроса, ухудшение показателей платежного баланса и снижение денежного предложения.

         Пессимистический сценарий прогноза платежного баланса учитывает значительное сокращение экспорта товаров на 45,1% до 43,1 млрд. долл. США в 2012 году и последующий рост на 2,2% до 44,1 млрд. долл. США в 2014 году по сравнению с 2012 годом. При этом ожидается, что вследствие замедления темпов роста и сокращения доходов экономики импорт товаров в прогнозные годы также снизится на 23,4% до 30,4 млрд. долл. США в 2012 году, с последующим незначительным ростом до 31,3 млрд. долл. США в 2014 году. Одновременно сокращение экспорта товаров будет также нивелировано снижением выплачиваемых доходов нерезидентам. В связи с чем, ожидается, что в течение всего прогнозного периода дефицит счета текущих операций не превысит 5% ВВП.

         Мировые финансовые рынки будут в основном закрыты для внешнего заимствования. Тем не менее, в начальные годы прогнозного периода будут наблюдаться существенные объемы иностранного инвестирования в экономику Казахстана, главным образом, обеспечиваемые за счет ранее заключенных договоров, в т.ч. в целях финансирования проектов Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию. В условиях снижения чистых поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан и сохранения уровня гарантированного трансферта в республиканский бюджет, в рассматриваемом периоде будет наблюдаться приток средств из внешних активов Национального фонда Республики Казахстан. Сочетание вышеуказанных факторов позволит сократить отток по счету операций с капиталом и финансами.

         В 2012-2014 годах дефицит общего платежного баланса будет на уровне 2,5% ВВП, что позволит сохранить международные резервы на достаточном уровне финансирования импорта товаров и услуг.

         Снижение спроса экономики на деньги будет сопровождаться сокращением денежного предложения в 2012 году. В 2013-2014 годах денежное предложение несколько увеличится, однако темпы его роста будут ограниченными. Разнонаправленная динамика денежного предложения будет способствовать незначительному снижению уровня монетизации. По оценке Национального Банка Республики Казахстан, вероятность реализации данного сценария достаточно низкая.

          Второй сценарий предполагает некоторую стабилизацию ситуации на мировых товарных и финансовых рынках. В случае реализации второго сценария цены на нефть будут выше по сравнению с первым сценарием, но ниже фактического уровня, сложившегося в 2011 году. В результате, темпы роста экономики Казахстана в 2012-2014 годах замедлятся по сравнению с 2011 годом.

         При мировой цене за баррель нефти в 90 долл. США в 2012 году и 70 долл. США в 2013-2014 годах, ожидается, что положительное сальдо торгового баланса будет находиться в пределах 20-26 млрд. долл. США, которое отчасти будет нивелировано выплатами доходов иностранным инвесторам. В целом, предполагается, что текущий счет в прогнозном периоде будет в пределах от (-)1,5% до (+)0,5% к ВВП.

           В 2012-2014 годах при ежегодном снижении притока прямых инвестиций в Казахстан, главным образом за счет сокращения инвестиций в Северо-Каспийский проект, и снижении темпов наращивания внешних активов Национального фонда Республики Казахстан, ожидается, что дефицит счета операций с капиталом и финансами (включая «Ошибки и пропуски») будет сокращаться.

         В итоге в ходе данного сценария платежного баланса общий баланс ожидается с отрицательным сальдо в пределах от (-)2% до (-)0,5% к ВВП и соответственно сократятся международные резервы Национального Банка Республики Казахстан. Однако их уровень останется выше минимально необходимого объема, покрывающего не менее 3 месяцев импорта товаров и услуг. Темпы расширения денежного предложения будут соответствовать темпам роста номинального ВВП в 2012-2014 годах. При этом более благоприятная макроэкономическая ситуация, сопровождающаяся положительной динамикой экономического роста, будет способствовать росту уровня монетизации.

         В соответствии с третьим сценарием темпы экономического роста в Казахстане в 2012-2014 годах ожидаются на более высоком уровне по сравнению с предыдущими сценариями. При данном сценарии прогноза платежного баланса с учетом цены за баррель нефти в 100 долл. США предполагается положительный эффект от корректирующих мер в мировой экономике и продолжение начатых в 2011 году тенденций. При этом значительные экспортные поступления будут нивелированы увеличением спроса на импорт и доходов, выплачиваемых нерезидентам. В связи с чем, профицит текущего счета в 2012-2014 годах будет в пределах 2,0-4,0% к ВВП.

По счету операций с  капиталом и финансами (включая  «Ошибки и пропуски») ожидается  рост дефицита, главным образом, за счет увеличения темпов наращивания  внешних активов Национального  фонда Республики Казахстан.

В итоге ожидается, что  во всем прогнозном периоде общий  платежный баланс будет в пределах от (-)0,5% до (+)1,0% к ВВП, что позволит сохранить международные резервы  Национального Банка Республики Казахстан на уровне конца 2011 года.

Спрос на деньги также окажется более высоким по сравнению с  предыдущими сценариями. При этом, поскольку в 2012 году ожидается значительный рост как реального, так и номинального ВВП, темпы которого в 2013-2014 годах стабилизируются, динамика денежного предложения будет несколько опережать динамику номинального ВВП, что обеспечит рост монетизации в прогнозируемом периоде. [15]

Национальный Банк Республики Казахстан считает наиболее вероятным  реализацию третьего сценария развития экономики Республики Казахстан. Исходя из этих предположений, были разработаны  меры денежно-кредитной политики на 2012 год.

Ввиду нестабильности развития ситуации на внешних рынках, а также  принимая во внимание краткосрочный  характер проводимой Национальным Банком Республики Казахстан денежно-кредитной  политики, было принято решение разработать  денежно-кредитную политику Республики Казахстан только в рамках 2012 года. Основные параметры денежно-кредитной  политики и платежного баланса, в  том числе меры денежно-кредитной  политики, на последующие годы будут  уточнены по результатам 2012 года.

Для недопущения роста  инфляции и удержания ее в запланированном коридоре 6,0-8,0% будет продолжена реализация комплекса мер по обеспечению стабильности цен на внутреннем рынке.

Рост тарифов субъектов  естественных монополий также будет  ограничен предельным вкладом в  инфляцию тарифов на регулируемые услуги. Продолжится применение механизмов таможенно-тарифного регулирования.

Информация о работе Основные характеристики инфляции