Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:17, курсовая работа
тоимость товара измеряется общественно необходимым рабочим временем, расходуемым на его изготовление, на предприятиях при таких условиях производства, при которых выпускается основная (максимальная) масса данного товара для удовлетворения в нем общественной потребности. При этом решающее значение для определения стоимости товара имеет рынок, с помощью которого выявляется действительная общественная рыночная стоимость товара. Именно на рынке происходит как бы преобразование затрат на производство отдельных товаров в общественную рыночную стоимость».
Введение……………………………………………………………..…3
Глава I. Основные функции цены в рыночной экономике……..……...……...5
Теоретическое основание цены…………………………………………5
Функции цены …….…………………………………….…...…………12
Классификация издержек……………………………………...……….15
Принципы ценообразования……………………………………….….17
Глава II. Государственное регулирование цен…………………...……...……19
2.1 Регулирование цен……………………………………………….……..19
2.2 Цели и средства государственного регулирования цен……………...20
2.3 Методы государственного регулирования цен: прямое и косвенное регулирование…………………………………………………………..…..25
2.4 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен…………………………………………………………..29
2.5 Функции и задачи государственного регулирования цен………...….31
Заключение……………………………………………………………..…….…34
Список литературы……………………………………………….……………36
В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за последние годы существенно сокращен. Доля продукции и услуг, на которые ранее цены регулировались на федеральном и региональном уровнях, по данным департамента цен Минэкономики РФ, уже к 1996 г. составила 15-16% в стоимости совокупного общественного продукта.
Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.
Расширение
прав предприятий по самостоятельному
установлению цен и тарифов происходит
с одновременным использованием
экономических рычагов
(налоги, льготные кредиты, арендная плата
и т. д.), с тем чтобы не допускать их необоснованного
завышения, полнее учесть платежеспособный
спрос населения и возможности бюджета.
2.3
Методы государственного
регулирования цен:
прямое и косвенное
регулирование
Важнейшим
инструментом государственного регулирования
является финансовая денежно-кредитная
политика. Составной частью этой политики
следует считать попытки
«Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости».
При
прямых методах регулирования цен
государство непосредственно
К
косвенным методам
Оптимальным
является гибкое сочетание прямых и
косвенных методов
Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
«Прямое государственное регулирование предполагает необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства, которое имеет место в России, возникающая равновесная цена не способствует достижению стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.
Проводя активную ценовую политику, государство может обеспечить прибыльность бизнеса, который невыгоден для чисто рыночного хозяйствования (долговременные научно-технические программы, ВПК, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.). Подобный результат может быть достигнут как путем использования договорных цен, так и через размещение государственных заказов и закупок.
Нaряду с методами прямого регулирования цен государство осуществляет косвенное регулирование, т.е. воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Такие меры стали применяться в западноевропейских странах с начала XX в., когда инфляционный рост цен стал устойчивой тенденцией. Меры косвенного регулирования цен, как правило, направлены на изменение конъюнктуры рынка, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом — на установление оптимального соотношения между спросом и предложением».
К методам косвенного регулирования цен относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращении и кредита, политика государственных инвестиций и регулирование государственных расходов, установление норм амортизации и т.д. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования цен проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, факторы, которые носят макроэкономический характер.
«В последние годы государственное регулирование цен в России осуществлялось в следующих формах:
2.4 Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен
Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.
К
органам контроля цен относятся:
на федеральном уровне — Министерство
экономики РФ, на уровне субъектов
РФ — орган исполнительной власти
субъекта
РФ, осуществляющий контроль за ценами
в пределах своей компетенции, на местном
уровне — орган местного самоуправления.
Кроме того, финансовые и антимонопольные
органы, органы регулирования естественных
монополий и государственной налоговой
службы, государственные торговые инспекции
и другие имеют право осуществлять контроль
за соблюдением порядка применения цен
и тарифов.
Нарушение
порядка применения цен и тарифов
— это несоблюдение субъектом
предпринимательской
Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций. Они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящейся в их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов; принимают решения о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере; в ходе проверки или после нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов; привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов. В течение 1997 г. органами ценообразования и контроля цен было проведено 109 553 проверки правильности формирования и применения цен и тарифов на товары и услуги, в том числе 2972 — на предприятиях промышленности, 5374 — топливно- энергетического комплекса, 981 — связи, 1081 — транспорта, 2107 — в агропромышленном комплексе, 6403 — коммунального хозяйства, 78 513 — на предприятиях и в организациях торговли, 12 123 — в других отраслях народного хозяйства.
На
18 554 предприятиях, или 17% от числа проверенных,
выявлены нарушения порядка применения
цен и тарифов, в результате чего органами
ценообразования и контроля цен было изъято
в доход бюджета 307 млрд руб.
Кроме того, согласно статье 147 Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях,
было рассмотрено свыше 5400 дел и на 4643
должностных лица наложены штрафы на общую
сумму более 6,3 млрд руб.
Полномочия
органов контроля цен местного самоуправления
распространяются только на субъекты
предпринимательской
Проверяемые предприятия обязаны представить всю необходимую информацию органам контроля. Сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные органами, осуществляющими контроль за соблюдением порядка применения цен, не подлежат разглашению.
При выявлении нарушений порядка применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализованной продукции.
Если предприятие само выявило несоблюдение установленных цен или условий, их ограничивающих, оно самостоятельно осуществляет перерасчет с потребителями или в случае невозможности такого перерасчета вносит в бюджет сумму разницы между фактически примененными ими ценами и ценами, сформированными в соответствии с действующим законодательством, в перерасчете на объем реализованной продукции.
По
итогам проверки составляются акты проверки,
которые, в свою очередь, являются основанием
для принятия органами контроля решений
о применении финансовых санкций и взыскании
сумм штрафа. Взыскание названных санкций
и штрафа по решению органов контроля
цен осуществляют налоговые органы. Решения
органов контроля цен могут быть обжалованы
предприятиями в суде или арбитражном
суде.
2.5 Функции и задачи государственного регулирования цен
Многообразие
задач, которые стоят перед
К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.
Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.
Государственное
регулирование
Государство осуществляет торговое и
валютное регулирование, использует квотирование,
таможенные пошлины, субсидии, налоги
и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами,
государство может оказывать косвенную
поддержку национальному производству,
регулируя валютные курсы - оказывать
влияние на экспорт и импорт и т.д.
Информация о работе Основные функции цены в рыночной экономике. Государственное регулирование цен