Основные факторы развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:38, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью производственной и коммерческой деятельности предприятия является максимизация прибыли, повышение эффективности производства. Одним из факторов увеличения прибыли является расширение производства товаров и услуг. Нарастить производство можно двумя путями:
путем увеличения количества привлекаемых в производство факторов (экстенсивный путь);
за счет улучшения технологий (интенсивный путь).

Файлы: 1 файл

антикризисное управление контрольная.docx

— 55.52 Кб (Скачать)

      Наметившееся  оживление охватывает все большее  количество отраслей, втягивая в новый  виток спирали новые капиталы.

        Подъем (Бум).

      Подъем (бум) - фаза, при которой «рысь  переходит в галоп»,  ускорение  экономического развития обнаруживается в волнах нововведений, возникновении  массы новых товаров и новых  предприятий, в стремительном росте  капиталовложений, курсов акций и  других ценных бумаг, процентных ставок, цен и зарплаты. Все производят и торгуют с прибылью.

      Процветание может характеризоваться устойчиво  высоким спросом, большим количеством  рабочих мест и повышением уровня жизни. Или оно может быть отмечено быстрым инфляционным скачком цен  и спекуляции, на смену которым  приходит очередной спад. 

      Подъем  зачастую приобретает ажиотажный характер. Уровень производства превосходит  достигнутый в предыдущем цикле. Лихорадочно растут цены. Безработица  сокращается до минимальных размеров при одновременном существенном росте заработной платы.

      Резко возрастает спрос на продукцию отраслей, определяющих тенденции в движении научно-технического прогресса. В связи  с расширением масштабов производства инвестиционных товаров значительно  возрастает спрос на сырьевые ресурсы, и цены на них тоже растут. На фазе подъема усиливаются диспропорции, заложенные на фазе оживления.

      Вместе  с тем, нарастает напряженность  банковских балансов, увеличиваются  товарные запасы. Экономика подходит к следующему витку. Подъем, выводящий  экономику на новый уровень в  ее поступательном развитии, заканчивается  «новой бездной краха».

      Неправильным  было бы также полагать, что между  потрясениями, то есть фазах оживления и подъема, деловой мир напоминает море в ясную погоду. Нет, на нем довольно часты волнения, «барашки» в виде частичных,  малых, промежуточных спадов.

      Современные экономические циклы существенно  отличаются от циклов  XIX  и первой половины  XX века. Общие закономерности находят все менее видимое проявление. Некоторые фазы экономического цикла претерпевают значительные метаморфозы, а то и исчезают вовсе.

      Во  второй половине  XX века обнаруживается тенденция к относительному ослаблению циклических колебаний. Вместе с ослаблением кризисов наблюдается их учащение и явное нарушение классического цикла, выпадение некоторых фаз. Современные кризисы, происходящие на фоне инфляции, не сопровождаются, как это было раньше, падением цен. 

     3. Назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении

Переход к экономическим методам управления в России обострил возникшие в условиях социалистической системы хозяйствования противоречия в различных сферах, особенно — в экономике. Именно здесь в процессе перехода к рынку разразились первые кризисы: инфляция, затоваривание — невозможность реализовать свою продукцию, безработица, ведущие к росту задолженности, несостоятельности и во многих случаях заканчивающиеся остановкой производства. Экономика России не сразу сумела адаптироваться к фактам неплатежеспособности и необходимости ликвидации предприятий: административно-командная система не имела соответствующего законодательства и опыта осуществления таких процедур, так как подобные кризисы противоречили самой ее сути. Тем не менее в ходе развития рыночных отношений отчетливо проявилась потребность в узаконенной системе мер, санкций, применяемых к предприятию-должнику, которая и была реализована в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», который был принят Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 г. и введен в действие 1 марта 1993 г.

 Убыточность  предприятий снижала эффективность  мер .по финансовому оздоровлению экономики. С целью отслеживания неплатежеспособности предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса, постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926 было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом. В его функции входит принятие решений по вопросам:

* проведения  обязательной приватизации федеральных  государственных предприятий;

 •  внесения предприятием-должником  в арбитражный суд заявления  о возбуждении производства по  делу о несостоятельности (банкротстве);

 •  внесения в арбитражный суд  ходатайства о проведении внешнего  управления имуществом предприятия-должника  или его санации;

 определения  необходимых признаков наличия реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия-должника;

 подготовки  процедуры добровольной ликвидации  предприятия-должника (в случае отсутствия  претензий и с согласия кредиторов).

 Федеральное  управление (после переименования  —Федеральная служба по делам о несостоятельности (банкротстве) — далее ФСДН) имеет в субъектах РФ свои территориальные агентства, которым делегирует часть своих полномочий на местах. Помимо территориальных агентств ФСДН осуществляет тесное взаимодействие с арбитражными судами, а также с органами управления субъектами РФ и отраслевыми органами управления.

 Проектируя  систему профессиональных знаний, умений, характеристик специалиста  по антикризисному управлению, следует  обозначить два основных направления,  в которых будет осуществляться  его деятельность.

1. Арбитражный  управляющий

 Первое  и основное направление его  деятельности — это арбитражный  (временный, внешний, конкурсный) управляющий, определяемый законом  как физическое лицо, зарегистрированное  в качестве индивидуального предпринимателя,  обладающее специальными знаниями  и не являющееся заинтересованным  лицом в отно-шении должника и кредиторов, назначаемое арбитражным судом. Закон о банкротстве предусматривает, что его деятельность возможна лишь на основании лицензии — специального разрешения государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (ФСДН). Положения о лицензировании деятельности арбитражных управляющих введены с 1 марта 1999 г. До этого момента к лицензии приравнивался аттестат специалиста по антикризисному управлению (далее — АКУ).

 Арбитражный  управляющий назначается арбитражным  судом для осуществления процедур  наблюдения, внешнего управления, конкурсного  производства.

 Процедура  наблюдения является новой для  российского законодательства. Она  вводится непосредственно с момента  принятия арбитражным судом заявления  о банкротстве должника. Главная  цель наблюдения — принять  эффективные меры по сохранению  иму-

 щества должника. Реализация этой задачи возлагается на временного управляющего, который должен помочь кредиторам и арбитражному суду проанализировать финансовое состояние должника и определить потенциал восстановления его платежеспособности — ведь ликвидация не всегда выгодна. Во время наблюдения должник еще не признан банкротом, руководитель не отстранен от должности, деятельность организации продолжается в полном объеме. Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего решения арбитражного суда по существу рассматриваемого дела.

 Осуществление  процедуры внешнего управления  возлагается на внешнего управляющего. Его кандидатуру арбитражному  суду могут предложить должник,  собрание кредиторов, налоговые  органы, государственный орган по  делам о банкротстве и финансовому  оздоровлению, органы местного самоуправления. Им может стать и временный  управляющий, который ранее осуществлял  процедуру наблюдения. Полномочия  всех органов юридического лица  переходят к внешнему управляющему. При этом руководитель организации-должника  отстраняется от выполнения своих  обязанностей.

 Основой  проведения процедуры внешнего  управления является план внешнего  управления, который предусматривает  проведение инвентаризации имущества  должника, анализа его финансовой, хозяйственной и инвестиционной  деятельности, положения на товарных  рынках, ликвидацию дебиторской  задолженности, составление реестра  требований кредиторов. По итогам  деятельности внешний управляющий  обязан представить собранию  кредиторов отчет по итогам  реализации плана внешнего управления.

 Решение  арбитражного суда о признании  должника банкротом влечет открытие  конкурсного производства, которое  определяется как процедура, применяемая  в целях соразмерного удовлетворения  требований кредиторов. Она означает, что срок исполнения всех денежных  обязательств должника наступил (прекращается начисление неустоек  и процентов по всем видам  задолженности ) и все требования к нему могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Для осуществления процедуры конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Им может быть лицо, которое осуществляло внешнее управление. Арбитражный суд может назначить несколько конкурсных управляющих, распределив их обязанности в зависимости от сложности выполняемых задач и установив пределы ответственности для каждого из них. Цель конкурсного управления — аккумулирование имущества должника и формирование конкурсной массы для продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной законом.

 Существует  еще одна процедура, которая  может быть реализована на  любой стадии дела о банкротстве  — мировое соглашение. Единственным  условием утверждения арбитражным  судом мирового соглашения является  погашение должником задолженности  перед кредиторами первой и  второй очереди. Заключение мирового  соглашения является нормальным  способом окончания дела о  банкротстве.

 Итак, центральной фигурой официальных  процедур по антикризисному управлению  выступает арбитражный управляющий,  иначе говоря специалист, получивший:

 диплом  менеджера по антикризисному  управлению;

 лицензию  арбитражного управляющего, которая  является основанием для рассмотрения  вопроса о назначении его владельца  в качестве временного, внешнего  или конкурсного управляющего;

 соответствующие  полномочия по решению арбитражного  суда.

 «Арбитражный  управляющий действует на основе  заключаемого с ним договора, определяющего формы и пределы  его ответственности перед собственником  и кредиторами предприятия-должника»  [5]. ФСДН заключает такой договор  с менеджером по АКУ после  назначения его арбитражным судом  и с согласия кредиторов, зафиксированного  в решении их общего собрания.

 Указанный  договор подряда должен предусматривать:

 •  обязательное согласование с  ФСДН сделок, заключаемых от имени  предприятия-должника;

 •  запрет на внесение активов  предприятия-должника в качестве  оплаты уставного капитала создаваемых  предприятий и организаций;

 •  материальную ответственность управляющего  за долги предприятия, возникшие  после заключения договора подряда;

 •  вознаграждение управляющего в  том же размере, что и у  бывшего руководителя предприятия-должника, а также долю прибыли, полученной  предприятием-должником в период  управления.

2. Специалист  по антикризисному управлению

 Второе, не менее важное направление  — консультант различного уровня («играющий тренер»). Он может  выступать в качестве независимого  эксперта, осуществляющего свою  деятельность на коммерческой  основе, или являться штатным  сотрудником организации (целесообразно  для крупных фирм, корпораций), принимать  участие в аттестационных комиссиях  территориальных агентств, привлекаться  к оценке возможности восстановления  платежеспособности пред- 

приятия. В ходе рассмотрения дел о банкротстве  нередко возникает потребность  в проведении финансовых экспертиз. Поэтому арбитражные суды должны располагать информацией о квалифицированных  специалистах-экспертах.

 Антикризисное  управление на крупных предприятиях  подразумевает наличие команды  антикризисных управляющих. При  этом не обязательно, чтобы  все они были арбитражными.

 Такое  деление определяется, с одной  стороны, статусом — арбитражный  управляющий должен иметь лицензию, консультанту по АКУ достаточно  диплома. С другой стороны,  первый наделен полномочиями, определяемыми  органами государственной власти, в то время как результаты  деятельности “и советы второго носят рекомендательный характер — решение об их реализации принимает руководитель организации. Специалист по АКУ может также успешно работать менеджером в различных подразделениях системы управления.

Информация о работе Основные факторы развития предприятия