Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:12, реферат
Актуальность исследования обусловлена изменившимися социальными условиями, в которых протекает сегодня жизнь россиян, а также недостаточностью разработанности данной проблемы, что и послужило выбору темы.
Цель исследования: теоретическое описание и эмпирический анализ ценностных ориентаций безработных.
Так, для 19,7% московских безработных не важна какая-либо одна из ценностей, для 5,8% — какие-либо две из них, для 3,5% — ни одна.
Существенное отличие имеют ценности и нормы безработных в городах смешанных типов — столицах республик в составе Российской Федерации, Городов-спутников, «наукоградов», «закрытых» и других со специфичным социальным, образовательным, географическим и экономическим положением. Тем не менее фрагменты «столичного» и «провинциального» ценностно-нормативных комплексов в той или иной степени имеют место в любом из них. «Столичный» комплекс характеризуется сформировавшейся ориентацией на ценности материального благосостояния и делового успеха и идеологией индивидуализма как особым образом организованным ценностно-нормативным конгломератом либо работающим механизмом «оценки ценностей» (Луман). В рамках такой ориентации безработица предстает неизбежным и закономерным социальным явлением с позитивной ролью в формировании рынка труда и неизбежностью негативных социальных последствий.
Проблема безработицы
перенесена на индивидуальный уровень
при наличии определенных, различно
оцениваемых представителями
В «провинции» восприятие
безработицы принципиально
безработица воспринимается как «безобразие» и «крупный недосмотр» центральных и местных политиков, которые «наконец-то должны решить» эту «проблему». Меры поддержки предстают как форма избирательной социальной благотворительности.
Это свидетельствует об унаследованных «провинциальными» безработными старосоветских идеалах социальной ориентированности и всеобщей занятости, объясняющих двенадцатикратное превышение предложенных тамбовскими безработными абстрактно-утопических мер: «уволить начальство», «поменять руководство», «разогнать спекулянтов», «работать на совесть».
По мере развития рынка
труда и изменений, под влиянием
средств массовой информации и объективных
перемен в образе жизни, общественного
сознания, проблема безработицы в
«провинции» будет также
Заключение
Проблема ценностей, ценностных ориентаций является предметом изучения многих социальных наук. Различают философский, социологический, социально-психологический подходы к анализу понятия «ценностная ориентация». Философия рассматривает ценностные ориентации как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в виде общественного идеала, преломляются сквозь призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в структуру личности, являясь одним из источников мотивации ее поведения.
Социологический подход трактует понятие «ценность» как компонент социальной системы (культуры). Сущность социально-психологического подхода состоит в том, что ценностные представления определяются как категории, «при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира. Ценностная ориентация - важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (определяющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей».
В психологических исследованиях
используется как понятие «ценности»,
так и понятие «ценностные
ориентации», но до настоящего времени
не существует единого мнения по поводу
определения понятия «ценности»
и понятия «ценностная
Вероятно, в сознании безработных молодых людей все больше укрепляется мнение о том, что для того, чтобы быть успешным (прежде всего в бизнесе), необходимо ориентироваться на другого -- партнера, клиента. Уважение к другим, вежливость в настоящее время выступают как экономические категории, которые содействуют повышению прибыли, являются неотъемлемым условием эффективного развития современной экономики, ориентированной на сферу услуг и потребления. Кроме того, как показывает практика, умение сотрудничать с другими людьми, объединение совместных усилий являются гораздо более выгодными для человека, нежели эгоистические мотивы поведения. В настоящее время в кросскультурных исследованиях имеются доказательства того, что экономическое развитие страны вполне совместимо с коллективистской психологией, а индивидуализм, напротив, в какой-то степени тормозит развитие экономики.
Специфика поиска работы людей работающих и безработных заключается в постоянном общении с работодателями и представителями кадрового агентства, заинтересованности ищущего работу в ее получении, что накладывает специфический отпечаток на ценностно-мотивационную сферу личности. Поведение людей, ищущих работу, особенно состоящих на учете в кадровом агентстве «Карьера» не более 6 месяцев, характеризуется целеустремленностью, настойчивостью и упорностью в достижении поставленной цели, гибкостью и мобильностью, общительностью, самостоятельностью при принятии решения.
На первом этапе проведенного эмпирического исследования выяснилось, что по профессионально значимым ценностям обе группы испытуемых высоко ценят личностно значимые ценности: хорошее здоровье, безопасность, материально обеспеченная жизнь, интересная работа, наличие хороших и верных друзей. Также обе группы испытуемых из представленных профессионально значимых ценностей менее ценят социальные ценности: они не активны в социальной позиции, социальные неурядицы в стране их мало беспокоят, но они высоко оценивают ценность сохранения мира. Рассматривая выбор жизненных ценностей обе группы испытуемых высоко оценивают такие общечеловеческие, личностно значимые ценности, как счастливая семейная жизнь, любовь и здоровье; и низко оценивают такие ценности как красота природы, искусства, а также ценность активной, деятельной жизни.
На втором этапе в результате проведенного эмпирического исследования выяснились статистически значимые различия между группой 1 и группой 2.
Для испытуемых группы 1 по профессионально
значимым ценностям более субъективно
значимы ценности, относящиеся к
ценностям успешной работы команды,
они более ценят высокий
Для испытуемых группы 2 по профессионально
значимым ценностям менее субъективно
значимы ценности, относящиеся к
ценностям успешной работы команды,
они менее ценят аккуратность,
возможность действовать
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: ?Питер?, 2001.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: ?Аспект Пресс?, 1998.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А.Сластенина. ? М.: Издательский центр ?Академия?, 2000.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: ?Смысл?, ИЦ ?Академия?, 2002. 5. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. СПб.: ?Литера плюс?, 1997.
6. Большой толковый
7. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Аксиологические аспекты научных теорий. Киев: ?Наук.думка?, 1991.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ?Эксмо?, 2004.
9. Гегель Г. Эстетика. Т.2. ? М.: ?Искусство?, 1969.
10. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: ?ПЕР СЭ?, 2000.
11. Дружинин В.Н. Психология. СПб.: ?Питер?, 2003.
12. Залунина Л.М. Подростки. Ответы для родителей и профессионалов. СПб.: ?Питер?, 2006.
13. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. // Социология в СССР. С., Т.2. ? М.: ?Мысль?, 1996.
14. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. М.: ?Аспект Пресс?, 2003.
15. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК ?Петрополис?, 1997.
16. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.
17. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб.: ?Питер?, 2006.
18. Кравченко В.И. Социология. ? СПб.: ГУАП, 2001.
19. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: ?Питер?, 2005.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: ?Академия?, 2005.
21. Леонтьев А.Н. Лекции по психологии. М.: ?Смысл?, 2001.
22. Морозов А.В. Социальная психология. Учебник. ? М.: ?Академический проект?, 2005.
23. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: ?Политиздат?, 1982.
24. Пономарёв Н.Ф. Связи
с общественностью: социально-
25. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. ? М.: ?Академия?, 2001.
26. Розов Н.С. Ценности
в проблемном мире: Философские
основания и социальные
Безменова И. К., Гуревич О. А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением:Реферативный обзор. — М.: РПО, 1999.— 144 с.
2. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В. Г. Щур.— М.: Смысл, 1997. —С.284-314.
3. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2001. – 48 с.
4. Серый А. В. Ценностные
ориентации как фактор
5. Интернет-источник: Теоретический анализ феномена ценностных ориентаций / Ресурсы интернет – http://www.yapedagog.ru//
6. Интернет-источник: Ценностные
ориентации личности как
7. Интернет-источник: Поведение
при поиске работы/ Ресурсы интернет
-http://content.mail.ru/arch/
8. Ковальчук Арина. Постоянство роста //Работа. Рынок труда №147, 2008 г.
Информация о работе Основные ценностные ориентации безработных