Основные ценностные ориентации безработных

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:12, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена изменившимися социальными условиями, в которых протекает сегодня жизнь россиян, а также недостаточностью разработанности данной проблемы, что и послужило выбору темы.
Цель исследования: теоретическое описание и эмпирический анализ ценностных ориентаций безработных.

Файлы: 1 файл

ценности безработных.docx

— 241.78 Кб (Скачать)

Так, для 19,7% московских безработных  не важна какая-либо одна из ценностей, для 5,8% — какие-либо две из них, для 3,5% — ни одна.

Существенное отличие  имеют ценности и нормы безработных в городах смешанных типов — столицах республик в составе Российской Федерации, Городов-спутников, «наукоградов», «закрытых» и других со специфичным социальным, образовательным, географическим и экономическим положением. Тем не менее фрагменты «столичного» и «провинциального» ценностно-нормативных комплексов в той или иной степени имеют место в любом из них. «Столичный» комплекс характеризуется сформировавшейся ориентацией на ценности материального благосостояния и делового успеха и идеологией индивидуализма как особым образом организованным ценностно-нормативным конгломератом либо работающим механизмом «оценки ценностей» (Луман). В рамках такой ориентации безработица предстает неизбежным и закономерным социальным явлением с позитивной ролью в формировании рынка труда и неизбежностью негативных социальных последствий.

Проблема безработицы  перенесена на индивидуальный уровень  при наличии определенных, различно оцениваемых представителями ряда социальных категорий, организационно-управленческих мер социальной поддержки.

В «провинции» восприятие безработицы принципиально иное. О ее социальной неизбежности и экономической необходимости существует смутное представление:

безработица воспринимается как «безобразие» и «крупный недосмотр» центральных и местных политиков, которые «наконец-то должны решить» эту «проблему». Меры поддержки предстают как форма избирательной социальной благотворительности.

Это свидетельствует об унаследованных «провинциальными» безработными старосоветских идеалах социальной ориентированности и всеобщей занятости, объясняющих двенадцатикратное превышение предложенных тамбовскими безработными абстрактно-утопических мер: «уволить начальство», «поменять руководство», «разогнать спекулянтов», «работать на совесть».

По мере развития рынка  труда и изменений, под влиянием средств массовой информации и объективных  перемен в образе жизни, общественного  сознания, проблема безработицы в  «провинции» будет также переводиться на «индивидуальный» уровень с характерными «пунктирными» институционализирующе-сдерживающими рамками.

 

 

Заключение

 

Проблема ценностей, ценностных ориентаций является предметом изучения многих социальных наук. Различают  философский, социологический, социально-психологический  подходы к анализу понятия  «ценностная ориентация». Философия  рассматривает ценностные ориентации как продукт жизнедеятельности  социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в  виде общественного идеала, преломляются сквозь призму индивидуальной жизнедеятельности  и входят в структуру личности, являясь одним из источников мотивации  ее поведения.

Социологический подход трактует понятие «ценность» как компонент  социальной системы (культуры). Сущность социально-психологического подхода  состоит в том, что ценностные представления определяются как  категории, «при помощи которых человек  обозначает те или иные явления мира. Ценностная ориентация - важный компонент  мировоззрения личности или групповой  идеологии, выражающий (определяющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех  или иных обобщенных человеческих ценностей».

В психологических исследованиях  используется как понятие «ценности», так и понятие «ценностные  ориентации», но до настоящего времени  не существует единого мнения по поводу определения понятия «ценности» и понятия «ценностная ориентация», например, авторы краткого психологического словаря пишут, что «понятие «ценностная  ориентация» было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако, четкое концептуальное разграничение между этими понятиями  до сих пор отсутствует». И все же «ценности» и «ценностные ориентации» - различные понятия, «ценность» определяется как любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса), а «ценностные ориентации» - как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Вероятно, в сознании безработных  молодых людей все больше укрепляется  мнение о том, что для того, чтобы  быть успешным (прежде всего в бизнесе), необходимо ориентироваться на другого -- партнера, клиента. Уважение к другим, вежливость в настоящее время выступают как экономические категории, которые содействуют повышению прибыли, являются неотъемлемым условием эффективного развития современной экономики, ориентированной на сферу услуг и потребления. Кроме того, как показывает практика, умение сотрудничать с другими людьми, объединение совместных усилий являются гораздо более выгодными для человека, нежели эгоистические мотивы поведения. В настоящее время в кросскультурных исследованиях имеются доказательства того, что экономическое развитие страны вполне совместимо с коллективистской психологией, а индивидуализм, напротив, в какой-то степени тормозит развитие экономики.

Специфика поиска работы людей  работающих и безработных заключается  в постоянном общении с работодателями и представителями кадрового  агентства, заинтересованности ищущего  работу в ее получении, что накладывает  специфический отпечаток на ценностно-мотивационную  сферу личности. Поведение людей, ищущих работу, особенно состоящих  на учете в кадровом агентстве  «Карьера» не более 6 месяцев, характеризуется  целеустремленностью, настойчивостью и упорностью в достижении поставленной цели, гибкостью и мобильностью, общительностью, самостоятельностью при  принятии решения.

На первом этапе проведенного эмпирического исследования выяснилось, что по профессионально значимым ценностям обе группы испытуемых высоко ценят личностно значимые ценности: хорошее здоровье, безопасность, материально обеспеченная жизнь, интересная работа, наличие хороших и верных друзей. Также обе группы испытуемых из представленных профессионально  значимых ценностей менее ценят  социальные ценности: они не активны в социальной позиции, социальные неурядицы в стране их мало беспокоят, но они высоко оценивают ценность сохранения мира. Рассматривая выбор жизненных ценностей обе группы испытуемых высоко оценивают такие общечеловеческие, личностно значимые ценности, как счастливая семейная жизнь, любовь и здоровье; и низко оценивают такие ценности как красота природы, искусства, а также ценность активной, деятельной жизни.

На втором этапе в результате проведенного эмпирического исследования выяснились статистически значимые различия между группой 1 и группой 2.

Для испытуемых группы 1 по профессионально  значимым ценностям более субъективно  значимы ценности, относящиеся к  ценностям успешной работы команды, они более ценят высокий профессионализм, исполнительность, воспитанность, уверенность  в себе, возможность действовать  самостоятельно, честность. При выборе жизненных ценностей для испытуемых группы 1 более значима ценность «Активная, деятельная жизнь», «Здоровье» и «Материально обеспеченная жизнь».

Для испытуемых группы 2 по профессионально  значимым ценностям менее субъективно  значимы ценности, относящиеся к  ценностям успешной работы команды, они менее ценят аккуратность, возможность действовать самостоятельно, высокий профессионализм. При выборе жизненных ценностей испытуемые группы 2 более направлены на духовные ценности «Творчество» и «Познание (возможность расширения своего образования, кругозора)». При выборе ценностей  имеющих высокую доступность  в будущем у испытуемых на первом месте все также остаются такая  ценность как «Счастливая семейная жизнь», но на первое место выдвигается  ценность «Познание себя («правда  о себе», критический обзор собственной  жизни)». «Уверенность в себе (отсутствие сомнений)», «Интересная работа».

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: ?Питер?, 2001.

2. Андреева Г.М. Социальная  психология. М.: ?Аспект Пресс?, 1998.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А.Сластенина. ? М.: Издательский центр ?Академия?, 2000.

4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: ?Смысл?, ИЦ ?Академия?, 2002. 5. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. СПб.: ?Литера плюс?, 1997.

6. Большой толковый психологический  словарь. Пер. с англ./Ребер  Артур. ? М.: ООО ?Издательство АСТ?; ?Издательство ?Вече?, 2003.

7. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Аксиологические аспекты научных теорий. Киев: ?Наук.думка?, 1991.

8. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ?Эксмо?, 2004.

9. Гегель Г. Эстетика. Т.2. ? М.: ?Искусство?, 1969.

10. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: ?ПЕР СЭ?, 2000.

11. Дружинин В.Н. Психология. СПб.: ?Питер?, 2003.

12. Залунина Л.М. Подростки. Ответы для родителей и профессионалов. СПб.: ?Питер?, 2006.

13. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. // Социология в СССР. С., Т.2. ? М.: ?Мысль?, 1996.

14. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. М.: ?Аспект Пресс?, 2003.

15. Каган М.С. Философская  теория ценностей. СПб.: ТОО ТК  ?Петрополис?, 1997.

16. Казакина М.Г. Ценностные  ориентации школьников и их  формирование в коллективе. Л.: ЛГПИ  им. А.И. Герцена, 1989.

17. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб.: ?Питер?, 2006.

18. Кравченко В.И. Социология. ? СПб.: ГУАП, 2001.

19. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: ?Питер?, 2005.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: ?Академия?, 2005.

21. Леонтьев А.Н. Лекции  по психологии. М.: ?Смысл?, 2001.

22. Морозов А.В. Социальная  психология. Учебник. ? М.: ?Академический проект?, 2005.

23. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: ?Политиздат?, 1982.

24. Пономарёв Н.Ф. Связи  с общественностью: социально-психологические  аспекты. СПб.: ?Питер?, 2008.

25. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. ? М.: ?Академия?, 2001.

26. Розов Н.С. Ценности  в проблемном мире: Философские  основания и социальные приложения  конструктивной аксиологии. Новоси-бирск: НГУ, 1998.

Безменова И. К., Гуревич О. А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением:Реферативный обзор. — М.: РПО, 1999.— 144 с.

2. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В. Г. Щур.— М.: Смысл, 1997. —С.284-314.

3. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2001. – 48 с.

4. Серый А. В. Ценностные  ориентации как фактор формирования  и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии.— Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.— С.354-360.

5. Интернет-источник: Теоретический  анализ феномена ценностных ориентаций / Ресурсы интернет – http://www.yapedagog.ru//

6. Интернет-источник: Ценностные  ориентации личности как динамическая система/ Ресурсы интернет - http://www.HPSY.ru//

7. Интернет-источник: Поведение  при поиске работы/ Ресурсы интернет -http://content.mail.ru/arch/arch_20511.html

8. Ковальчук Арина. Постоянство  роста //Работа. Рынок труда №147, 2008 г.

 


Информация о работе Основные ценностные ориентации безработных