Организация оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Экономически-активное население - та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (иногда используют и такой термин, как «труд», который охватывает только трудоспособных, занятых в производстве). Рынок труда - это комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма и использования рабочей силы. Главным же, наиболее существенным из них выступает отношение по поводу обмена функционирующей рабочей силы на жизненные средства, на реальную заработную плату (т.е. на жизненные средства с учетом цен на них).

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 139.51 Кб (Скачать)

Специалисты по управлению персоналом в ходе проведенных  исследований пришли к выводу, что любые изменения в системе оплаты труда с целью повышения его эффективности, в том числе связанные с повышением уровня зарплаты, могут стать недейственными по причине действия эффекта привыкания к доходу.

Таким образом, экономика нашей страны характеризуется  кризисом труда, которому свойственны его основные признаки: девальвация трудовых ценностей, потеря работниками функции труда, невозможность обеспечить социально нормального уровня жизни работнику, низкая значимость общественных мотивов труда, служебного, профессионального и квалификационного роста, желание иметь стабильную высокооплачиваемую работу. Для нашей страны свойственны свои специфические признаки и факторы кризиса труда, имманентные только для России по причине присутствия особенностей культуры производства и традиций. В условиях трансформации экономических отношений в России упрочивает свои позиции институт частной собственности, выступающий одним из факторов, лежащих на стороне отчуждения труда, а отчуждение труда нельзя преодолеть, пока труд не перестанет быть наемным. В свою очередь, основа имманентных факторов кризиса труда в самой сущности того, что труд является рыночным объектом. Опыт выхода из подобных кризисов, имеющихся в зарубежных экономиках, показал, что инструментами разрешения противоречий труда стали увязка должности и заработной платы со стажем работы в фирме, решение вопроса индивидуализации заработной платы и др.

Таким образом, важнейшим методом экономического стимулирования является материальное стимулирование, непосредственно опирающееся  на экономический закон распределения  материальных благ в соответствии с  количеством и качеством труда. Оно осуществляется в различных формах, и прежде всего в виде оплаты труда каждого работающего, стимулирования коллективных результатов труда. Ведущее место в системе материального стимулирования занимает заработная плата, ставящая размер вознаграждения в зависимость от личного вклада каждого работника. Роль оплаты труда состоит в том, что она обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы (воспроизводительная функция) и мотивирует работников для эффективных действий на своем рабочем месте (стимулирующая функция).

 

 

2. Практика исчисления и выплаты заработной платы на ФГУП «Почта России»

2.1 Краткая характеристика предприятия

Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России» имеет разветвленную  и территориально распределенную филиальную сеть. Сегодня ФГУП «Почта России» - это 84 филиала, более 42 тыс. объектов почтовой связи.

Сразу следует  отметить, что экономические меры ФГУП «Почта России» доказали свою эффективность. Об этом убедительно свидетельствуют качественные изменения в экономических показателях деятельности предприятия в 2011 году. Согласно данным оперативной отчетности по итогам года ФГУП «Почта России» выручка предприятия возросла за год на 22,4% и достигла 86,6 млрд рублей. Стоимость чистых активов, которая в начале 2011 года составляла 3 964 млн рублей, увеличилась до 6 270 млн рублей (в 1,6 раза), при этом на 2,7 млрд рублей снижены обязательства по лизингу. Отношение чистых активов к заемным средствам увеличилось за год с 23,0% до 40,7%. Улучшилась ликвидность, прекращена имевшее место в предыдущие годы практика привлечения краткосрочных кредитов для выплаты заработной платы и поддержания текущей ликвидности.

Основным  фактором экономического роста стал рост производительности труда и эффективности работы. Выработка на одного работника возросла на 24,6%, объем ежемесячных продаж среднестатистического отделения почтовой связи увеличился на 24,8%, сумма предоставленных услуг на одного жителя страны, возросла с 39 до 48 рублей. Без увеличения численности персонала (352 тыс. человек), предприятие обеспечило количественный рост объемов практически по всем видам оказываемых почтовых, финансовых и коммерческих услуг. За 2011 год обработано 1 656 млн почтовых отправлений против 1 523 млн в 2010 году. Объемы письменной корреспонденции возросли за год на 8,8% (на 133 млн ед.); письменной корреспонденции с объявленной ценностью на 2,7% (на 0,9 млн ед.); отправлений 1 класса на 40,8% (на 1,8 млн ед.). Опережающими темпами развивались операции экспресс-почты (ЕМS) - рост за год на 44% (на 700 тыс. ед.) и посылочной почты - рост на 13,1 % (на 6,3 млн посылок);

Рост  доходов Почты России был в  значительной мере обусловлен развитием её финансовых услуг. Доля финансовых услуг в структуре доходов предприятия возросла до 43,1%, на 13,1% выросли доходы от приема коммунальных и муниципальных платежей, на 1 418 млн рублей увеличились доходы от денежных переводов. В IV квартале 2011 года Почта приняла на себя пенсионное обслуживание жителей ряда населенных пунктов, которые ранее обслуживались другими организациями, и на сегодняшний день доставляет пенсию 21,9 млн пенсионеров (56,9%).

Существенным  фактором роста доходов стали  изменения в тарифной политике предприятия. Отмена необоснованных скидок, доведение  тарифов по ряду операций до рыночного  уровня, оптимизация структуры тарифов - всё это позволило обеспечить опережающий рост доходов по нерегулируемым почтовым услугам (38,0% против 21,2% по регулируемым услугам). Доходы от рентабельных операций позволили компенсировать убытки, которые предприятие продолжало нести по регулируемым услугам (5,9 млрд рублей за 2011 год).

К позитивным изменениям прошедшего года также относится  увеличение субсидий на покрытие убытков и компенсацию расходов. В 2011 году объем субсидий, полученных Почтой, вырос до 3 566 млн рублей, что покрывает лишь 52% от фактических убытков. В том числе по универсальной услуге связи получено 1 891 млн рублей или 79,9% от фактического убытка, который оставляют 2 480 млн рублей, по услуге доставки подписных печатных изданий - 1 600 млн рублей (соответственно 67% фактического убытка в размере 2 380 млн рублей). Полученная Почтой России компенсация убытков от оказания общедоступных услуг почтовой связи в районах Крайнего Севера составила 146 млн рублей (7,5% от фактического убытка в размере 1 940 млн рублей).

год для  ФГУП «Почта России» был отмечен  не только напряженной работой по увеличению доходов, но и ужесточением режима экономии затрат, которое было обусловлено нерентабельностью регулируемых услуг и убыточностью большей части отделений почтовой связи в сельской местности, резким ростом тарифов на авиа и железнодорожные перевозки, коммунальные услуги и топливо. В комплексе с мерами по сокращению неэффективных расходов это позволило сократить общеадминистративные расходы к уровню 2010 года на 354 млн рублей (- 10,5%), при этом обеспечено значительное опережение темпа роста операционных доходов (24,6%) над темпами роста расходов на содержание сети (8,2%).

Учитывая  значительное отставание в оплате труда  почтовых работников, основная часть полученных дополнительных доходов была направлена на увеличение заработной платы. Годовой рост расходов на оплату труда составил 11,9 млрд рублей или 27,8% к уровню 2010 года, средняя заработная плата возросла на 2 296 руб. (28,3%) и составила 10 400 рублей. Главным источником роста оплаты труда стал прирост операционных доходов, так как весь объем полученных субсидий на частичное покрытие убытков не превышает 8 п.п. в приросте расходов на оплату труда. Несмотря на существенный рост заработной платы, отношение среднего уровня оплаты труда работников почты к среднему уровню оплаты труда в народном хозяйстве удалось за год увеличить только с 59,6% до 60,8%.

Предпринятые  в течение года меры по совершенствованию  системы оплаты труда и мотивации  работников создали условия стимулирования роста финансовых результатов деятельности структурных подразделений. В результате количество прибыльных филиалов ФГУП «Почта России» увеличилось за год с 12 до 25, значительная часть филиалов демонстрирует положительную динамику сокращения убытков.

Анализ  оперативных итогов деятельности ФГУП «Почта России» в 2011 году показывает, что по итогам года обеспечена чистая прибыль, значительно повысилась финансовая устойчивость и ликвидность, сокращены внешние обязательства. Достигнут опережающий рост производительности труда, реализованы первые шаги по сокращению неэффективных расходов. Растет количество прибыльных филиалов, начато сокращение отставания в оплате труда почтовых работников. Создана необходимая база для реализации программы модернизации инфраструктуры федеральной почтовой связи.

Среди главных  задач ФГУП «Почта России» на 2012 год руководством предприятия обозначены: безубыточная работа при одновременном  сокращении отставания в оплате труда и увеличении инвестиций, стандартизация продуктов и услуг, обновление автопарка, ввод в эксплуатацию двух сортировочных центров и мощностей гибридной печати, модернизация системы почтовых переводов и дальнейшее внедрение в производственные процессы современных IT-технологий.

Обособленное  структурное подразделение (ОСП) УФПС в Ярославской области филиала  ФГУП «Почта России» - Ярославский почтамт.

Данное  предприятие создано на основании  приказа начальника УФПС Ярославской  области - филиала ФГУП «Почта России», действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом ФГУП «Почта России», положением о филиале, приказами и распоряжениями ФГУП «Почта России» и УФПС Ярославской области.

Государственные унитарные предприятия занимают особое место в ряду коммерческих организаций. Предприятие - объект гражданских прав. Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Оно может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением и прекращением вещных прав. Особенность унитарного предприятия заключается в том, что его собственником является государство или муниципальное образование. Предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность и созданное в целях управления обособленным имущественным комплексом, принадлежащим либо государству, либо муниципальному образованию, называется соответственно либо государственным, либо муниципальным унитарным предприятием.

Среди всех коммерческих организаций унитарные  предприятия выделяются тем, что не являются построенными на началах членства корпорациями и не становятся собственниками закрепленного за ними имущества. Создавший такое предприятие единоличный учредитель (как правило, публичный собственник) сохраняет за собой право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как самостоятельное юридическое лицо в силу закона наделяется лишь определенным ограниченным вещным правом, по сути используя чужое имущество. Термин «унитарное» подчеркивает неделимость имущества такого юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и между его наемными работниками, ибо никто, кроме учредителя, не участвовал в его образовании.

При этом юридическим лицом признается именно предприятие, а не его «трудовой  коллектив», не являющийся субъектом  гражданских правоотношений.

Таким образом, унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество  которой остается неделимой собственностью ее учредителя.

Основной  задачей Ярославского почтамта в  соответствии с положением об обособленном структурном подразделении (ОСП) «Ярославский почтамт» является оказание услуг почтовой связи и осуществление других видов деятельности с целью получения прибыли. К последним относятся:

- осуществление  (розничной и оптовой) торговли  продукцией производственно-технического назначения, товарами народного потребления (в том числе товарами почтой);

- осуществление  торгово-посреднической и закупочной  деятельности;

- открытие  торговых точек на объектах  почтовой связи.

Таким образом, краткая характеристика предприятия  позволяет определить его как обособленное структурное подразделение (ОСП) УФПС Ярославской области филиала ФГУП «Почта России» - Ярославский почтамт. Данное предприятие является государственным унитарным предприятием. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Все имущество унитарного предприятия является неделимым и не распределяется по вкладам, в том числе между работниками предприятия.

 

2.2 Системы оплаты труда на предприятии

С 1 сентября 2006 года «Почта России» приступила к внедрению Единой системы оплаты труда (далее - ЕСОТ). Внедрение ЕСОТ, направленное на повышение заработной платы работников почтовой сферы, полностью согласуется с поручением, данным Президентом РФ в ходе встречи с министром информационных технологий и связи о необходимости повышения уровня оплаты труда и социальной поддержки почтовиков.

Переход к ЕСОТ явился одним из приоритетных направлений проводимых преобразований почтовой отрасли, а также был направлен на повышение социальной защищенности и укрепление социального статуса почтовых работников. Ключевой задачей новой системы оплаты труда явилось объединение интересов работника и работодателя на принципах социального партнерства и стимулирование сотрудников на эффективную работу, что должно привести (и уже привело) к повышению производительности труда, увеличению доходов предприятия и, в конечном итоге, средней заработной платы почтовиков. Так, в связи с переходом на ЕСОТ, уже к концу 2006 г. Фонд заработной платы сотрудников Почты повысился на 30% по сравнению с 2005 г.

Пилотное  внедрение ЕСОТ началось в июле 2005 года в 3-х регионах России. После  устранения выявившихся в ходе апробации  недостатков и доработки системы, проект был принят к внедрению и прошел в три этапа. На первом этапе ЕСОТ был внедрен в 26 регионах РФ. С 1 октября к Единой системе присоединились еще 26 филиалов ФГУП «Почта России», а с 1 ноября на ЕСОТ перешли оставшиеся филиалы.

Информация о работе Организация оплаты труда