Организация оплаты труда работников торговли.Основные направления и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших элементов механизма функционирования предприятий в условиях развития рыночных отношений является материальное стимулирование труда. поэтому успех проводимых реформ в значительной мере зависит от того, насколько они затронут личные интересы каждого трудящегося. В условиях перехода к рынку требуются качественно новый подход к организации оплаты труда на предприятиях.

Оглавление

Введение………………………………………………………………
1.Организация оплаты труда в торговле.
1.1 Сущность заработной платы и ее функции. Тарифная система оплаты труда.
1.2Формы оплаты труда и их характеристика.
1.3Организация премирования в торговле.
2.Оценка оплаты труда по торговому предприятию «Европит»2.1Социально-экономическая характеристика райпо деятельности торгового предприятия «Европит»2.2Организация оплаты труда ТЧУП «Европит»2.3 Премирование работников ТЧУП «Европит»
3.Основные пути совершенствования оплаты труда ТЧУП «Европит»

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.01 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………

1.Организация оплаты труда в  торговле.

1.1 Сущность заработной платы  и ее функции. Тарифная система  оплаты труда.

1.2Формы оплаты труда и их  характеристика.

1.3Организация премирования в  торговле.

2.Оценка оплаты труда по торговому предприятию «Европит»2.1Социально-экономическая характеристика райпо деятельности торгового предприятия «Европит»2.2Организация оплаты труда ТЧУП «Европит»2.3 Премирование работников ТЧУП «Европит»

3.Основные пути совершенствования  оплаты труда  ТЧУП «Европит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших элементов механизма функционирования предприятий в условиях развития рыночных отношений является материальное стимулирование труда. поэтому успех проводимых  реформ в значительной мере зависит от того, насколько они затронут  личные интересы каждого трудящегося. В  условиях перехода к рынку требуются качественно новый подход к организации оплаты труда  на предприятиях.

Заработная плата должна быть  поставлена в прямую зависимость  от конкретных результатов труда  на основе дифференцированного учета  трудового вклада каждого работника  в общие результаты работы коллектива.

Соответственно в основе организации  оплаты труда  должны лежать следующие принципы:

1.Оплата труда на уровне, обеспечивающем  воспроизводство рабочей силы  соответствующего уровня квалификации, и создание условий для роста  индивидуальной заработной платы  за счет трудовых усилий работника.

2. Дифференциация оплаты труда  с учетом сложности, характера  и содержания труда у рабочих, технических исполнителей,  руководителей, специалистов.

3.Учет общих условий труда,  режимов труда и отдыха и  других специфических особенностей, характерных для отдельных отраслей  народного хозяйства.

4.Равная оплата за равный  труд на основе создания необходимых  условий для применения равно напряженных норм труда.

5.Обеспечение роста заработной  платы при снижении ее расходов на единицу продукции или товарооборота и повышение гарантированности выплаты за счет улучшения результатов деятельности предприятия.

6.Соизмерение темпов роста заработной  платы с темпами  роста производительности  труда и обеспечение опережающего  роста  производительности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Организация  оплаты  труда в торговле.

1.1Сущность заработной  платы  и ее функции. Тарифная  система  оплаты труда. 

 

В широком смысле оплата труда –  это вознаграждение за определенное количество и качество выполненной  работы.

Для работника заработная плата  – главная и основная статья его  личного дохода, средство воспроизводства  и повышения уровня благосостояния его самого и его семьи, что  обусловливает стимулирующую роль заработной платы в повышении  результативности труда с целью  увеличения размера получаемоговознаграждения.

Для нанимателя заработная плата работника  – это расходуемые им средства на использование привлекаемой по найму рабочей силы, которые являются второй  по значимости статей расходов в затратах на производство продукции.

Основные критерии , влияющие на размер заработной платы, определяются:

  • доходами субъектов хозяйствования;
  • соотношение спроса и предложения на рынке труда;
  • условиями  воспроизводства рабочей силы;
  • влиянием общественных объединений наемных работников на распределение доходов субъектов хозяйствования между собственниками и наемными работниками.

Как цена рабочей силы заработная плата должна выполнять следующие  функции:

    • воспроизводительную;
    • стимулирующую;
    • регулирующую;

 

Воспроизводительная функция обеспечивает работнику объём потребления материальных благ и услуг, достаточный для расширенного воспроизводства рабочей силы, т.е. поддерживает способность работника к физическому или интеллектуальному труду в общественном производстве.Именно воспроизводительная функция определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для обеспечения жизненных потребностей  работника и его семьи, исторически сложившихся в том или ином обществе.

Стимулирующая функция заработной платы устанавливает количественную зависимость между размерами оплаты  и результатами труда работников.Реализуется данная функция посредствомобъединения норм труда и норм оплаты  в конкретные системы заработной платы. При этой системе заработной платы, базируясь на нормах труда и нормах оплаты, обеспечивают изменение уровня оплаты  в зависимости от индивидуальных и коллективных результатов труда работников.

Регулирующая функция заработной платы состоит в том, что она, будучи одним из важнейших источников денежных доходов населения, оказывает  существенное влияние на платежеспособный спрос населения, а через него – на объём и структуру производимой продукции и, следовательно, на инвестиционную политику.

Основу организации оплаты труда  на предприятиях  составляет тарифная система.

Тарифная система представляет собой совокупность нормативных  материалов, на базе  которых обеспечивается дифференциация и регулирование  заработной платы рабочих и служащих в зависимости от сложности, характера  и условий труда.

Элементами тарифной системы являются:

  • тарифно – квалификационные справочники, на основе которых производится тарификация работников, т.е. отнесение ксоответствующим тарифным разрядом с учетом сложности и условий труда, квалификации. К ним относятся : классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (КПД) , Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) , квалификационные характеристики должностей  руководителей, специалистов и служащих предприятий торговли и питания;
  • тарифные коэффициенты, определяющие соотношения в оплате труда с учетом сложности и квалификации рабочих;
  • тарифные ставки (размер оплаты труда за единицу времени)
  • надбавки  и доплаты компенсационного и стимулирующего характера.

 

В целях создания действенных стимулов к труду , росту его производительности с 1992 г. В Республике Беларусь начато проведение реформы оплаты труда. Отменены ограничения в росте индивидуальной заработной платы , предприятиям всех форм собственности предоставлена  большая самостоятельность в  решении вопросов оплаты труда.

Республиканскими тарифными оплаты труда являются тарифные ставки  и должностные оклады, начисляемые на основе тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки  и тарифной ставки  первого разряда. Увеличение

Заработной платы должно осуществляться  только в зависимости  от повышения  эффективности хозяйствования в  пределах заработанных средств.

На современном этапе реформирования  экономики требуется дальнейшее совершенствование организации  и регулирования оплаты труда. Основные его направления определены в «Концепции реформы оплаты труда в Республике Беларусь в условиях рыночных отношений ».Концепция одобрена  постановлением кабинета Министров  Республики Беларусь №525 от 25 сентября 1995 г.

Государство  устанавливает минимальную  заработную плату  как основную  для определения  размеров  республиканских  тарифов оплаты труда, пенсии, стипендий, пособий,  и других социальных выплат. С 1 января 2012 г. В Республике Беларусь минимальная заработная плата составляет 100000 руб.

Минимальная заработная плата представляет собой  норматив, который устанавливается государством   и значит минимальный допустимый уровень денежных и натуральных выплат  работнику нанимателем за выполненнуюработу.Она устанавливается с учетом минимального потребительского бюджета, исходя  из уровня экономического развития .Размер  минимальной заработной платы утверждается  Кабинетом Министров Республики  Беларусь.

  Установление минимальной заработной  платы является формой  регулирования   государством рыночных  процессов  с целью  обеспечения  социальной  защиты граждан  с низким уровнем доходов. Размер минимальной заработной платы определяет нижний предел оплаты труда, ниже которого недопустимо заключение  трудовых соглашений .Уровень государственной гарантии  в оплате труда поддерживается путем периодического пересмотра минимальной заработной платы в зависимости от динамики цен на товары и услуги.

   Исходя  из минимальной  заработной платы  как ориентира  предприятия самостоятельно определяют  конкретные размеры  оплаты  труда работникам.

Месячные  тарифные ставки и оклады определятся  на предприятиях на основе  тарифных коэффициентов  Единой тарифной сетки  и тарифной ставки первого  разряда.

   При установлении  размеров  месячных окладов  и тарифных  ставок  нанимателя  необходимо  исходить из задачи  обеспечения   дифференциации заработной платы   в зависимости от квалификации  работников, сложности и ответственности,  выполняемых ими работ, создания  необходимых условий для применения  прогрессивных норм труда за равный  по количеству  и качеству труд. Кроме того, важно выделение по уровню оплаты  труда работников, труд которых в наибольшей степени влияет на конечные результаты  деятельности предприятия.

Тарифные ставки  и оклады , рассчитанные на основе тарифной ставки первого  разряда  и тарифных коэффициентов  республиканской единой тарифной сетки,  выступают  не в качестве  ограничителя роста  заработной платы , а виде нормы, определяющей минимально гарантируемый  уровень  оплаты труда  каждого  работника  с учетом его квалификации , ответственности  и условий труда.

   Размеры тарифных ставок  и окладов  повышаются в  зависимости  от создания соответствующих   экономических  предпосылок  и наличия финансовых ресурсов .Источником роста оплаты труда является увеличение доходов, прибыли от хозяйственной деятельности.

   Республиканские тарифы  оплаты труда носят  обязательный  характер  для предприятий   и организаций , финансируемых  из бюджета , а для хозрасчетных  предприятий   и организаций,  финансируемых из бюджета, а  для хозрасчетных предприятий   они носят  рекомендательный  характер  и используются  ими  при условии, если это предусмотрено  коллективными договорами  и тарифными   соглашениями.

В соответствии с Инструкцией о  порядке применения Единой тарифной сетки работников  Республики Беларусь 27 разрядов.

Отнесение рабочих  и служащих к  соответствующим  тарифным разрядам производится  на основе  тарифно-квалификационных справочников  с учётом сложности  работ и функции.

Предприятия могут повысить тарифные ставки  и должностные оклады путем  установления более  высокой  тарифной ставки  рабочего первогоразряда  и сохранения предусмотренных тарифных коэффициентов или путем установления работникам  более высоких окладов (тарифных ставок) , что должно  быть отражено в коллективном договоре или тарифном соглашении.

В действующей единой тарифной  сетке  работников Республики Беларусь предусмотрены категории и должности  работников: рабочие  на работах  с нормальными условиями труда; рабочие  на работах с нормальными  условиями труда; служащие  (технические  исполнители, занятые подготовкой  и оформлением документации , учетом и контролем , специалисты со средним  и высшим  специальным образованием , руководители функциональных служб, линейные руководители , в том числе руководители предприятия , организации, руководители  объединения.

При определении разряда учитывается  не уровень  образования работника , а также сложность выполняемой  работы. Требующей соответствующей  квалификации. Если. согласно квалификационному  справочнику, должность может быть занята специалистом как с высшим так и с средним  специальным  образованием , то  вопрос об установлении разряда решает  само  предприятие.

 

1.2Сгруппированные  по признаку  основного показателя учета результатов       труда, используемого для оценки выполненной работниками с целью их оплаты, системы оплаты труда образуют формы заработной платы.Если в качестве основного измерителя результатов труда используется количество изготовленной продукции, оказанных услуг, то форма заработной платы называется сдельной, если в качестве такого измерителя используется количество отработанного рабочего времени – повременной.

На торговых предприятиях применяются  следующие формы заработной платы: сдельная, повременная и контрактная. Каждая из этих форм подразделяется  на несколько систем, позволяющих учесть  особенности организации и условия труда на конкретных участках работы.

 Повременная форма заработной платы предусматривает  оплату труда исходя их установленных должностных окладов или тарифных ставок с учетом фактически отработанного времени. При  этой  форме заработной платы затраты рабочего времени выступают как затраты труда.

Различают простую повременную  и повременно-премиальную системы  оплаты труда. Простая  повременная  система оплаты предусматривает  выплату установленного оклада, при  повременно-премиальной системе  оплаты кроме установленного должностного оклада (тарифной ставки) работникам выплачивается  премия за соответствующие показатели при  соблюдении определенных условий.

Информация о работе Организация оплаты труда работников торговли.Основные направления и пути ее совершенствования