Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:06, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы, провести комплексный анализ национальной платежной системы, выявить ее специфику, определяемую рыночной трансформацией экономики России, показать роль этого института в процессе реализации макроэкономической политики правительства, следовательно, определить меры, направленные на совершенствование платежной системы России.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать структуру платежной системы России и определить основные тенденции ее развития;
- провести анализ законодательной и нормативной базы, регулирующей совокупность гражданско-правовых отношений, связанных с исполнением денежных обязательств;
- описать и проанализировать систему рисков, сопровождающих платежные отношения, а также систему управления рисками со стороны органа банковского надзора - ЦБ РФ;
- рассмотреть основные направления развития расчетной системы Банка России;
- исследовать роль платежной системы как основного механизма в реализации процессов создания платежных средств.
Введение ………………………………………………………….....….…….…………4
1 Теоретические аспекты функционирования платёжно–расчётной системы Российской Федерации …………………………………………………...……………7
1.1. Структура финансового банковского сектора в России ………………………….7
1.2.Нормативно – правовая база регулирования платёжной системы Российской Федерации……………………………………….………………………………………10
1.3. Назначение платёжно – расчётных систем ………………………………...……12
1.4. Основные платёжные инструменты …………………………………………...…15
1.5. Роль Центрального банка в организации и функционировании платёжной системы Российской Федерации ………………………………………………………18
1.6 Зарубежный опыт функционирования платёжных систем ………...……………21
2 Организация межбанковских расчётов с использованием платёжной системы Банка России …………………………….……………………………………………..25
2.1. Порядок заключения договоров кредитными организациями с учреждениями Банка России на участие в платёжной системе Банка России …………….…………25
2.2. Анализ показателей платёжной системы Российской Федерации в целом по стране и по Орловской области ……………………………………………………….29
2.3. Организация электронных расчётов ……..……………………………………… .33
2.4. Порядок проведения платежей в системе БЭСП ……………………………… .. 37
2.5. Безопасность функционирования платёжно – расчётной системы в учреждениях Банка России ………………………………………………………….…………………40
3 Преимущества и перспективы развития платёжно – расчётных систем Российской Федерации …………………………….………………………………….46
3.1. Проблемы функционирования платёжной системы Банка России (электронных платежей с использованием системы БЭСП) …………………………………………46
3.2. Основные тенденции развития платёжной системы Российской Федерации ….48
Заключение ………………………………………………………………………………51
Библиографический список …………………………………………………………….55
Безналичные платежи на территории Российской Федерации осуществляются в формах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, к которым относятся платежи платежными поручениями, платежи по аккредитиву, платежи по инкассо, платежи чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Стороны по договору вправе избрать любую из форм расчетов (Приложение Г).
Безналичные платежи производятся через кредитные организации.
К платежным инструментам, используемым для осуществления перечислений денежных средств по инициативе плательщиков (кредитовые переводы), относятся платежные поручения и аккредитивы. Наиболее распространенным типом безналичных платежей является кредитовый перевод на основании платежных поручений.
К платежным инструментам, используемым для получения платежа посредством дебетования счета плательщика по инициативе получателя (взыскателя), относятся платежные требования и инкассовые поручения.
К другим используемым платежным инструментам относятся чеки и платежные карты.
Платежные поручения являются основным инструментом для безналичных платежей, используемым для осуществления платежей по денежным обязательствам, возникающим из заключенных договоров контрагентов (за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в целях возврата кредита, размещения депозитов и уплаты процентов) и в соответствии с требованиями закона (перечисление налоговых платежей). Широкое применение платежных поручений объясняется сравнительной простотой документооборота, что способствовало автоматизации процесса их обработки.
При платежах по аккредитиву кредитная организация, действующая по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, обязуется произвести платежи получателю средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, либо дать полномочия другому банку произвести такие платежи.
Доля аккредитивов в безналичных расчетах незначительна. Нераспространенность аккредитива объясняется более сложными правилами оформления расчетной операции по сравнению с другими формами расчетов.
При платежах по инкассо кредитная организация обязуется по поручению и за счет клиента осуществить действия по получению от плательщика платежа. Платежи по инкассо осуществляются с использованием двух инструментов: (1) платежного требования, оплата которого может производиться или по распоряжению плательщика (с акцептом), или без его распоряжения (без акцепта), и (2) инкассового поручения, оплата которого производится без согласия плательщика.
С точки зрения совершения операций эти два инструмента очень похожи. Выбор используемого инструмента определяется:
— во-первых, законодательными актами, которые определяют случаи, когда должны быть использованы платежные требования (без акцепта) и инкассовые поручения;
— во-вторых, договорами между плательщиком и получателем, когда они имеют право на выбор формы расчетов и инструмента.
При платежах платежными требованиями “с акцептом” плательщик вправе в письменной форме акцептовать платежное требование полностью или частично либо отказаться от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в договоре между плательщиком и получателем средств.
Платежи платежными требованиями “без акцепта” плательщика используются в случаях:
— установленных законодательством (в настоящее время при платежах за продукцию и услуги предприятий топливно-энергетического комплекса, коммунальных, энергетических, водопроводно-канализационных предприятий, предприятий связи);
— предусмотренных договором между плательщиком и получателем с предоставлением плательщиком обслуживающему банку права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Инкассовые
поручения применяются в
— установленных законом (в настоящее время для налогов и некоторых других платежей);
— предусмотренных соглашением между плательщиком и получателем платежа, когда плательщик дал обслуживающему банку право списывать средства с его счета без его инструкций (как в случае с платежными требованиями, описанном выше).
В России для
осуществления безналичных
Платежные карты, в том числе карты, эмитированные кредитными организациями (банковские карты), в России являются платежным инструментом для осуществления безналичных розничных платежей и получения наличных денежных средств.
Больше половины объема безналичных платежей, совершенных на территории России с использованием карт, приходится на платежи, совершенные с использованием карт, эмитированных за пределами России.
В соответствии
с Федеральным законом “О Центр
По вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и другие организации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Территориальные учреждения Банка России расположены в каждом регионе Российской Федерации.
В национальных республиках Российской Федерации территориальными учреждениями являются “национальные банки”, а во всех остальных регионах — “главные управления”.
Каждый национальный банк и главное управление имеют свои расчетно-кассовые центры (один из которых — головной) для проведения безналичных платежей, выдачи и приема наличных денег кредитных организаций и других клиентов.
На начало 2008 г. в России действовало 78 территориальных учреждений и 1175 головных расчетно-кассовых центров и расчетно-кассовых центров (далее — учреждения Банка России).
Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами и не имеют права принимать решения нормативного характера.
Банк России в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию платежных и расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации. Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, проводит мониторинг деятельности частных платежных систем на основе статистической отчетности и осуществляет расчеты через свои учреждения.
Безналичные расчеты на территории Российской Федерации осуществляются в национальной валюте (в рублях) и в иностранной валюте. Иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары, работы, услуги может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.
Банк России
предоставляет расчетные и
В соответствии
с Федеральным законом “О Центр
Расчетные услуги оказываются Банком России на платной основе в соответствии с тарифами, которые устанавливаются Советом директоров Банка России в зависимости от видов платежей, способов и времени передачи платежных документов.
Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.
Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.
Банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации.
Банк России принимает решение о выпуске банкнот и монеты нового образца и об изъятии из обращения банкнот и монеты старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Указанное решение в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.
В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:
— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;
— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
— установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты;
— определение порядка ведения кассовых операций.
Банк России проводит мониторинг состояния наличного денежного оборота, проходящего через кассы банков, изменения его структуры, осуществляет анализ купюрного состава наличной денежной массы, находящейся в обращении, адекватности его потребности в платежном обороте. Банк России принимает меры для своевременного и полного удовлетворения потребностей экономики и населения в наличных деньгах, отслеживая срок службы наличных денежных знаков различных номиналов, производя расчеты потребности в наличных деньгах в разрезе купюр по регионам, составляя планы изготовления банкнот и монет, организовывая их производство на предприятиях “Гознака” и распределение по регионам.
Архитектура зарубежных платежных систем, в частности, широкое применение систем, основанных на расчетах в реальном времени, - это чрезвычайно важный аспект эффективного управления финансовыми рисками. Поэтому к структуре и принципам построения платежных систем приковано основное внимание со стороны как регулирующих органов, так и участников расчетов. Как правило, крупные платежи осуществляются через системы валовых расчетов, но в отдельных странах для этих целей используются системы нетто-расчетов. Например, и США это система CHIPS, в которой окончательный расчет осуществляется по системе Fedwire, в Великобритании - автоматизированная система клиринговых расчетов CHAPS, в которой урегулирование платежей происходит на двусторонней и многосторонней основах. В отдельных странах платежная система предусматривает проведение как валовых, так и клиринговых расчетов, например в системе финансовой сети Банка Японии (Bank of Japan Financial Network System - BOJ-NET).При проведении платежей во внимание принимается также время завершения расчетов, поскольку некоторые системы предусматривают переход этого момента на следующий день, например в Швейцарской межбанковской клиринговой системе - SIC.Все системы ВРРВ, несмотря на общий принцип функционирования, значительно отличаются друг от друга. Эти различия возникли, во-первых, из-за, того, что каждая система разрабатывается с учетом нужд местной банковской системы и, во-вторых, новая система часто являлась просто модификацией старой, базируясь на прежних основах и процедурах.
В некоторых странах законодательство не разрешает коммерческим банкам получать внутридневные кредиты в центральном банке, например в Японии и Швейцарии, что затрудняет участие платежных систем этих стран в управлении и поддержании ликвидности на уровне, максимально ограничивающем возникновение риска неплатежа. Интересен пример организации единого фонда для поддержания ликвидности (Scandinavian Cash Pool) в скандинавских странах, который начал функционировать в 2003 г. Основная цель фонда заключается в обеспечении внутридневной ликвидностью участников национальных платежных систем Дании, Швеции и Норвегии. Кредитные организации могут использовать депозиты, внесённые в один из скандинавских центральных банков в национальной валюте, в качестве залога при получении кредитов в другом центральном банке этой группы стран. При данной операции трансграничный перевод залога не осуществляется. Иностранный центральный банк принимает на себя кредитный риск, национальный центральный банк - валютный.
Во многих случаях центральные банки осуществляют мониторинг и управление ликвидностью в системах ВРРВ для поддержания их бесперебойного функционирования и предотвращения возможного образования заторов. Существуют значительные различия в подходах центральных банков к мониторингу ликвидности систем. Банком Италии, например, применяется индикативный подход к мониторингу, который заключается в расчете индикаторов на базе определенных ключевых параметров, таких как совокупный объем доступной ликвидности, объем введенных в систему платежей и объем урегулированных платежей. Индикаторы позволяют наблюдать за состоянием очередей, внутридневной ликвидности, а также на ранней стадии выявлять образование заторов. Банком Франции применяется более детальный "микро подход", при котором мониторинг в реальном времени осуществляется и отношении чистой внутридневной ликвидности каждого банка. Банком Швейцарии не осуществляется систематический мониторинг ликвидности системы, ответственность за этот процесс целиком возложена на участников.
В платежных системах по переводу крупных денежных сумм серьезным источником риска служит временной разрыв между моментом доступа к информации о платеже банком-получателем и временем перевода средств. В этом отношении даже системы ВРРВ, осуществляющие процессинг и окончательный расчет в реальном времени, не застрахованы от риска, связанного с передачей платежных сообщений. В некоторых системах ВРРВ, использующих в качестве информационной системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications), применяется альтернативная Y-образная структура потоков сообщений. В этом случае платежное сообщение направляется банком-отправителем D центральный процессор. Из полного платежного сообщения центральным процессором отбирается базовое подмножество (необходимая информация для осуществления расчета) и пересылается в центральный банк (оригинальное сообщение будет храниться в процессоре). По получении информация центральный банк проверяет достаточность средств на счете банка-отправителя и сообщает на центральный процессор о статусе транзакции. В случае урегулирования платежа полное сообщение с подтверждением транзакции направляется центральным процессором в банк-получатель. Таким образом, расчетный агент не обладает бизнес- информацией, проходящей между отправителем и получателем средств.