Организация и информационное обеспечение экономического анализа деятельности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в углублении и закреплении теоретических знаний, приобретении навыков использования этих знаний в работе с конкретными источниками материалов по анализу по конкретным экономическим показателям.
Основные задачи курсовой работы:
- обоснование актуальности и значимости организации и информационного обеспечения экономического анализа деятельности предприятий;
- проведение экономического анализа различных направлений деятельности предприятия;
- обобщение полученных в результате проведенных исследований материалов и формирование выводов по ним.

Оглавление

Введение 3
Раздел 1.Организация и информационное обеспечение экономического анализа деятельности предприятия………………………………………………………………..5
1.1 Организация аналитической работы на предприятии 5
1.2 Система экономической информации 7
1.3 Микроуровневая информационная система 9
1.4 Система показателей анализа хозяйственной деятельности 11
Раздел 2. Способы измерения влияния факторов в детерминированном анализе ….13
2.1.Способ цепных подстановок 13
2.2 Способ абсолютных разниц 19
2.3 Способ относительных разниц 23
2.4. Интегральный способ 29
2.5 Способ пропорционального деления 34
Раздел 3. Способы совершенствования экономического анализа……………………38
Заключение 43
Список имспользуемых источников 44

Файлы: 1 файл

Организация и информационное обеспечение экономического анализа деятельности предприятий.docx

— 328.59 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Раздел 1.Организация и информационное обеспечение экономического анализа деятельности предприятия………………………………………………………………..5

1.1 Организация  аналитической работы на предприятии 5

1.2 Система  экономической информации 7

1.3 Микроуровневая  информационная система 9

1.4 Система  показателей анализа хозяйственной  деятельности 11

Раздел 2. Способы измерения  влияния факторов в детерминированном  анализе ….13

2.1.Способ  цепных подстановок 13

2.2 Способ  абсолютных разниц 19

2.3 Способ  относительных разниц 23

2.4. Интегральный способ 29

2.5 Способ  пропорционального деления 34

Раздел 3. Способы совершенствования  экономического анализа……………………38

Заключение 43

Список имспользуемых  источников 44

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С развитием экономического анализа как функции управления все большее значение приобретает  организация его информационной базы. Экономический анализ, с одной  стороны, является основным потребителем информации, необходимой для проведения аналитических расчетов, а с другой - основным каналом выдачи информации для управления.

Экономическая информация должна быть научно организована и отвечать ряду требований. Таким как:  объективность, единство информации в плановых и учетных источниках, ограничение информации, устранение ее дублирования, достаточность информации для оперативного управления производством, быстрота получения аналитических показателей.

Организация аналитической  работы на предприятии должна способствовать своевременному выявлению имеющихся  на предприятии и в его подразделениях резервов и нахождению путей их реализации.

Экономический анализ занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческих решений. Информация (informatio) – латинское слово, которое означает разъяснение, осведомление, изложение. Под информацией обычно понимают упорядоченные сообщения о процессах и явлениях, совокупность каких-либо знаний, данных.

Экономическая информация представляет собой систему (совокупность) о производственно-сбытовой, снабженческой, финансовой и другой экономической деятельности предприятий, объединений, других подразделений  народного хозяйства и охватывает все области их хозяйственной  деятельности.

     Цель курсовой  работы  состоит в углублении  и закреплении теоретических  знаний, приобретении навыков использования  этих знаний в работе с конкретными  источниками материалов по анализу  по конкретным экономическим  показателям. 

     Основные задачи  курсовой работы:

     - обоснование  актуальности и значимости организации и информационного обеспечения экономического анализа деятельности предприятий;

     - проведение  экономического анализа различных  направлений деятельности предприятия;

     - обобщение   полученных в результате проведенных  исследований материалов и формирование  выводов по ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.

1.1 Организация аналитической работы на предприятии

Результативность анализа  хозяйственной деятельности во многом зависит от правильной его организации, которая должна соответствовать  ряду требований. Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.

  Аналитическая работа  входит в служебные обязанности  каждого руководителя, каждого менеджера,  принимающего  управленческие решения.  Отсюда важным принципом ее  организации является четкое  распределение обязанностей по  проведению анализа между отдельными  исполнителями. От того, насколько  рационально распределены обязанности,  зависит, с одной стороны, полнота  анализа, а с другой – предупреждается  дублирование одной и той же  работы различных специалистов.

Организационные формы анализа  хозяйственной деятельности на предприятиях определяются составом аппарата и техническим  уровнем управления. На крупных промышленных предприятиях деятельностью всех экономических  служб управления главный экономист, который является заместителем директора по экономическим вопросам. Он организует  всю экономическую работу предприятия, в том числе и по анализу хозяйственной деятельности. В непосредственном  его подчинении находятся лаборатория экономики и организации производства, планово – экономический отдел, отделы труда и заработной платы, бухгалтерского учета, финансовый и т. д.

В отдельное структурное  подразделение может быть выделен  отдел или группа экономического анализа. На средних и мелких предприятиях аналитическую работу возглавляет  менеджер планового отдела или главный  бухгалтер.

Экономический анализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога, новой техники и др.). Им занимаются также цеховые службы, руководители бригад, участков и т.д. Это объясняется тем, что какой бы квалификацией не обладали работники экономических служб, только их силами не может быть глубоко и всесторонне сделан анализ хозяйственной деятельности предприятия. Только общими усилиями совместной работы экономистов, техников, технологов, руководителей разных производственных служб, обладающих разносторонними знаниями по изучаемому вопросу, можно комплексно исследовать поставленную проблему и найти наиболее оптимальный вариант ее решения.

Для проведения разовых аналитических  исследований, связанных с решением крупных стратегических проблем, предприятия  могут пользоваться также услугами специалистов аудиторских и консультационных фирм.

Важным условием, от которого зависит действенность и эффективность экономического анализа, является планомерный характер его проведения. Поэтому на каждом предприятии вся работа по проведению анализа должна планироваться, для чего составляются комплексный план аналитической работы предприятия и тематические планы.

Комплексный план аналитической  работы обычно составляется на один год. Его разрабатывает специалист, ответственный за ее проведение. В плане намечается перечень объектов анализа, подлежащих изучению, определяются цели анализа. Затем разрабатывается система показателей, анализ которых обеспечивает достижение поставленной цели, предусматривается периодичность проведения анализа по каждому объекту (раз в год, поквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно), сроки выполнения аналитической работы, состав исполнителей анализа по каждому вопросу и распределение обязанностей между ними. Следует также предусмотреть источники информационного и методического обеспечение анализа по каждому изучаемому вопросу (номер инструкции или компьютерной программы).

В плане указываются также  внешние и внутренние пользователи анализа.

Кроме комплексного плана, на предприятии могут составляться и тематические планы проведения анализа по глобальным проблемам, которые требуют углубленного изучения. В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнители и др.                 

1.2 Система экономической информации

Важное место в организации  экономического анализа на предприятии занимает его информационное обеспечение. При анализе используется не только экономические данные, но и техническая, технологическая и другая информация. Все источники данных для анализа делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.

К нормативно-плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

Источники информации учетного характера — это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных первичных и сводных учетных регистров и отчетности обеспечивает принятие необходимых корректирующих мер, направленных на достижение лучших результатов хозяйствования.

Данные статистического  учета и отчетности предприятия  используются для углубленного изучения тенденций основных показателей и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных макроэкономической статистики в целом по отрасли или народному хозяйству необходимо для оценки внешних условий функционирования предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

Учетным документом, согласно нашей классификации, является и  экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах  хозяйственной деятельности за несколько  лет, Значительная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет провести многочисленные исследования динамики, выявить тенденции и закономерности развития экономики предприятия.

Внеучетные источники  информации — это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия, К ним относятся:

1.Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия, решения совета директоров, собраний акционеров и т.д.

2. Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации. .     '•

3.Научно-техническая информация: публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и Др.

4. Техническая и технологическая документация.                                                                                                                                                                                 

5. Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах — хронометраж, фотография и т.п.

6.Информация об основных контрагентах предприятия — поставщиках и покупателях. Данные о поставщиках необходимы для прогнозирования их надежности и ценовой политики. Сведения о покупателях требуются для характеристики их текущей и долгосрочной платежеспособности.

7.Данные об основных конкурентах, полученные из разных источников информации — Интернета, радио, телевидения, газет, журналов, информационных бюллетеней и др.

8. Данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).

9. Сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.)

10. Данные о состоянии фондового рынка (цены спроса и предложения по основным видам ценных бумаг, объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке).

11. Данные Госкомстата об изменениях макроэкономической ситуаций в стране и др.

1.3 Микроуровневая информационная система

Не менее важное значение в организации анализа имеет  методическое его обеспечение. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность. Ответственность за методическое обеспечение анализа обычно возлагается на специалиста, который осуществляет руководство аналитической работой на предприятии. Он обязан постоянно совершенствовать методику комплексного анализа хозяйственной деятельности на основе изучения достижений науки и передового опыта в области анализа и внедрять ее во всех сегментах предприятия, осуществлять подготовку и переподготовку кадров по вопросам анализа. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных программ анализа, позволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности с использованием экономико-математических методов.

Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия  в целом или его сегментов  должны быть оформлены соответствующими документами. Это может быть аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение:

Аналитический отчет (пояснительная  записка) обычно составляется для внешних пользователей. Если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки или заключения.

Содержание аналитического отчета должно быть достаточно полным. Прежде всего, он должен содержать общие вопросы, отражающие экономический уровень развития предприятия, условия его хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, широту и долю рынков сбыта продукции, репутацию предприятия, его имидж в деловом мире. Необходимо также указать положение товаров на рынках сбыта, т.е. на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на рынке (внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Следует охарактеризовать реальных и потенциальных конкурентов; указать сильные и слабые стороны их бизнеса.

Информация о работе Организация и информационное обеспечение экономического анализа деятельности предприятий