Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:31, реферат
Цель работы – рассмотреть основные организационно-правовые формы предприятий.
В данной работе мною будут рассмотрены организационно- правовые
формы коммерческих и некоммерческих предприятий.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1.Полное товарищество........................................................................................4
1.2.Товарищества на вере........................................................................................6
1.3.Общество с ограниченной ответственностью……………………………...7
1.4.Акционерное общество…………………………………………....................9
1.5.Общество с дополнительной ответственностью…………..........................14
1.6.Производственный кооператив……………………………………………..14
1.7.Государственные и муниципальные унитарные предприятия....................19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1.Потребительские кооперативы……………………………………………..22
2.2.Фонд………………………………………………………………………….23
2.3.Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)………...…….......24
2.4.Учреждения……………………………………………………………….…29
2.5.Общественные и религиозные организации ( объединения)………….....30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .....................................................................................34
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. От имени РФ или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Всего законом о ГУПах и МУПах предусмотрена возможность создания следующих видов унитарных предприятий:
Основания для создания ГУП, МУП на праве хозяйственного ведения
Решение об учреждении федерального предприятия на праве хозяйственного ведения (ФГУП) принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Решение об учреждении ГУП субъекта Российской Федерации или МУП принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов (ст. 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Основания для создания ГУП, МУП на праве оперативного управления
Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Еще одна особенность унитарных предприятий состоит в том, что имущество этого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Третье отличие от других коммерческих организаций состоит в том, что унитарные предприятия могут заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их уставе в соответствии с перечнем, содержащимся в ст. 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Таким образом, они обладают специальной правоспособностью. Четвертое отличие: в таких предприятиях функции органа управления и исполнительного органа принадлежат исключительно одному лицу— руководителю, директору. Он назначается собственником, подотчетен ему и несет перед ним ответственность за вред, причиненный предприятию (ст. 21 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Гражданским кодексом РФ установлены ограничения по распоряжению унитарным предприятием закрепленным за ним имуществом. Согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом оно распоряжается исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) самостоятельно вправе распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Всем закрепленным за ним имуществом (как движимым, так и недвижимым) оно может распоряжаться лишь с согласия собственника этого имущества. Также в соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ, собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество казенного предприятия и распорядиться им по своему усмотрению.
Однако, предоставляя такие
широкие права собственнику казенного
предприятия, законодатель возлагает
на него и более серьезную
ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1.Потребительские кооперативы
Потребительские кооперативы
(п. 1 ст. 116 ГК РФ) — это добровольное
объединение граждан и
Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также иными законами и нормативными актами (ФЗ от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ФЗ от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ потребительских кооперативах граждан» и др.).
Потребительский кооператив может быть создан как гражданами, так и юридическими лицами. Причем, в отличие от производственных кооперативов, законодательство не устанавливает количественных ограничений членов кооператива, не ограничивается также и одновременное участие потребительских кооперативах (в том числе и однородных).
Каждый потребительский кооператив имеет в качестве учредительного документа только устав, который должен содержать сведения, указанные в п. 2 ст. 116 ГК РФ).
Потребительский кооператив имеет свое обособленное имущество, принадлежащее ему на праве собственности. Но, в отличие от других видов юридических лиц, в процессе существования такого кооператива допускается переход права собственности на часть его имущества от кооператива к пайщикам (например, члены жилищного, дачного, гаражного или иного кооператива, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, гараж и др., приобретают право собственности на указанное имущество на основании п. 4 ст. 218 ГК РФ).
Основной обязанностью членов кооператива, за неисполнение которой уставом должна быть установлена ответственность, является внесение взносов в паевой фонд. Размер взносов, как и размер самого паевого фонда, определяется уставом кооператива.
Но, в отличие от других организационно-правовых форм, внесение взносов не является единственной обязанностью пайщиков. Каждый член кооператива обязан вносить дополнительные взносы в случае возникновения убытков кооператива (п. 4 ст. 116 ГК РФ), иначе кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке.
Структура управления в потребительском кооперативе, как правило, строится с производственным кооперативом и включает общее собрание пайщиков, правление кооператива и председателя правления.
Отличием потребительского
кооператива от иных некоммерческих
организаций является то, что доходы
от предпринимательской
2.2.Фонд
Фонд (ст. 118 ГК РФ) — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество фонда образуется за счет взносов учредителей, добровольных пожертвований и средств, полученных в результате собственной деятельности фонда. Имущество, переданное фонду учредителями при государственной регистрации, является собственностью этой организации. Учредители не сохраняют никаких прав (ни вещных, ни обязательственных) на переданное имущество, в том числе на членские взносы. Это означает, что они не имеют права требовать возврата внесенного взноса, выплаты какого-либо дохода, и даже получения части имущества после ликвидации фонда. В отличие от большинства других некоммерческих организаций, фонд не имеет членства, т.е. его учредители не получают никаких прав в отношении созданной ими организации, не отвечают по его обязательствам (а фонд не отвечает по обязательствам учредителей).
Также одной из особенностей фондов является то, что их учредителями могут быть не только граждане, но и юридические лица. При этом законодательство допускает создание фондов только юридическими лицами, без участия граждан. В том числе фонд может быть создан одним лицом.
В целях контроля за деятельностью фонда, законодательство как правило устанавливает специальные требования: наличие попечительского совета (органа, осуществляющего на общественных началах надзор за деятельностью организации), публичная отчетность, особый порядок ликвидации. Так, решение о ликвидации может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц. Дополнительными основаниями для ликвидации являются: отсутствие имущества, необходимого для осуществления деятельности; невозможность достижения уставных целей; уклонение фонда от достижения целей, предусмотренных уставом.
2.3.Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Целью их создания является координация деятельности, представление и защита прав и интересов объединившихся организаций. Могут создаваться как объединения коммерческих организаций (в том числе их членами могут быть в качестве индивидуальные предприниматели), так и некоммерческих юридических лиц. Одновременное участие в объединении и того и другого вида юридических ли запрещено.
Законодательство, как следует из ст. 121 ГК РФ, не делает различий между ассоциациями и союзами, хотя на практике, как правило, ассоциации создаются по отраслевому (производственному) признаку, а союзы — по территориальному.
Организации, создавшие объединение, сохраняют свою самостоятельность, имущественную обособленность и права юридического лица. Имущество объединения сформированное за счет учредительных, вступительных и членских взносов участников, становится собственностью объединения. Его участники не сохраняют никаких прав на переданное имущество.
Принятие новых членов в состав объединения допускается только с согласия остальных участников. Выйти из объединения его члены могут свободно, но только по окончании финансового года. Кроме того, в некоторых случаях (ст. 123 ГК РФ) участник объединения может быть исключен из него по решению остальных.
Учредительными документами объединения являются учредительный договор и устав (ст. 122 ГК РФ).
Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренном учредительными документами.
Отличительными особенностями объединения являются следующие:
Разновидность и особенности
ассоциаций и союзов определяются законами.
В практике сложились определенные
типы объединений, которые различаются
в зависимости от целей объединения,
характера хозяйственных
Это — картели, синдикаты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансовые группы.
Картель (бумага, документ) – объединение крупных предприятий какой-либо отрасли промышленности, вступающих между собой в соглашение с целью регулирования производства и сбыта товаров, найма рабочей силы, политики использования достижений научно-технического прогресса.
Для картеля характерно наличие
следующих признаков: договорный характер
объединения; сохранение права собственности
участников картеля на свои предприятия
и обеспечиваемая этим хозяйственная,
финансовая и юридическая
Соглашение об образовании картеля бывает оформленодоговором в письменной или устной форме ("джентльменских соглашений").Целью любого картеля является монопольное овладение рынком, увеличение прибылей путем установления монопольных цен и монопольное давление на не в ходящие в картель предприятия.
Синдикат – объединения предприятий, когда они сохраняют производственную и теряют коммерческую самостоятельность, т.к. закупку сырья и сбыт продукции осуществляют не сами предприятия, а централизованная организационная структура. Цель создания синдикатов – устранение конкуренции между этими участниками в области сбыта и закупок сырья.
Синдикаты получили наибольшее распространение в начале ХХ века и чаще всего они создавались в отраслях добывающей промышленности во Франции, России и других странах. В дореволюционной России действовали такие синдикаты, как «Продуголь» и «Медь», которые концентрировали, сбыт 90% продукции.
По правовой форме синдикат представляет собой акционерное общество. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, но утрачивают коммерческую независимость.
Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.
Трест представляет собой
объединение, в котором различные
предприятия, ранее принадлежавшие
разным предпринимателям, сливаются
в единый производственный комплекс,
теряя свою юридическую и хозяйственную
самостоятельность. В тресте объединяются
все стороны хозяйственной
Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий