Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:40, курсовая работа
Основой развития экономики является производство и конкуренция, выражающая сущность рыночных отношений.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Особенности олигополистического рынка и поведения олигополиста.5
1.1. Возникновение и условия функционирования олигополистического рынка………………………………………………………………………….5
1.2. Взаимосвязь олигополии и сговор……………………………………..8
1.3. Многообразие форм поведения олигополистов……………………….12
2. Модели олигополистического ценообразования………………………..19
2.1. Модель «ломаной кривой» спроса………………………...…………...19
2.2. Модель «лидерства в ценах»…………………………………………...22
2.3. Ценообразование по принципу «издержки плюс»……………………25
3. Олигополистический рынок Украины …………………………………..27
Заключение………………………………………………….………………..33
Список литературы…………………………………………………………..35
6. Рынок торфа.
На рынке действует до 32 участника, доля трех крупнейших ─ более 55 процентов.
7. Рынок цемента.
Доля трех крупнейших субъектов хозяйствования составляет более 40 процентов, пяти крупнейших ─ более 60 процентов.
Примеры олигопольных рынков в Украине можно приводить еще много. Если рассмотреть олигопольную структуру на региональном уровне, то в основном имеют место рынки услуг по переработке сельскохозяйственной продукции.
В некоторых случаях наблюдается усиление концентрации олигопольных рынков: совокупная доля четырех крупнейших производителей пива увеличилась с 88 процентов в 2002 году до 94 ─ в 2011, совокупная доля двух крупнейших операторов мобильной связи ─ с 85 процентов в 2000 году до 98 процентов ─ в 2011.
Следует отметить, что на большинстве рынков с олигопольной структурой наблюдаются высокие темпы роста. Например, объем услуг мобильной связи увеличилось в несколько раз, производство цемента возросло в 2,1 раза, производство пива в 2000 ─ 2004 годах увеличилось на 80 процентов. В значительной мере это связано с сочетанием на олигопольных рынках достаточно острой конкуренции между участниками с преимуществами масштаба производства.
В то же время на олигопольных рынках существует повышенный риск антиконкурентных сговоров хозяйствующих субъектов, которые приводят к ослаблению или устранению конкуренции, установление завышенных цен, навязывание контрагентам дополнительных обязательств, которые не касаются предмета соглашений и т.д. Чтобы предотвратить эти явления в Украине функционирует антимонопольный комитет.
Антимонопольный комитет Украины является государственным органом со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности.
Антимонопольный комитет Украины осуществляет свою деятельность на основе актов законодательства о защите экономической конкуренции, из которых основными являются законы Украины «О защите экономической конкуренции», «Об Антимонопольном комитете Украины» и «О защите от недобросовестной конкуренции».
Основной задачей Антимонопольного комитета Украины является участие в формировании и реализации конкурентной политики Украины, которое осуществляется по следующим направлениям:
1. осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, предотвращение, обнаружение и прекращение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции;
2. контроль за концентрацией и согласованными действиями субъектов хозяйствования;
3. контроль за регулированием цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий;
4. содействие развитию добросовестной конкуренции (включает в себя, в частности: взаимодействие с другими государственными органами, объединениями субъектов хозяйствования и общественными организациями в части обеспечения защиты и развития конкуренции; участие в нормативной деятельности как по усовершенствованию законодательства о защите экономической конкуренции, так и по принятию, изменению или отмене других нормативно-правовых актов или отдельных их положений, которые влияют на состояние конкуренции в стране; международное сотрудничество по вопросам, которые относятся к компетенции Антимонопольного комитета Украины);
5. методическое обеспечение применения законодательства о защите экономической конкуренции (состоит из обобщения и анализа практики применения законодательства о защите экономической конкуренции, осуществления официального толкования собственных нормативно-правовых актов и предоставления рекомендательных разъяснений по вопросам применения законодательства о защите экономической конкуренции).
Доля рынка с олигопольной структурой составляет 15,3%. На олигополистических рынках существует повышенный риск антиконкурентных заговоров субъектов ведения хозяйства, которые приводят к послаблению или устранению конкуренции, установления завышенных цен, навязывания контрагентам дополнительных обязательств, которые не касаются предмета соглашений и тому подобное. За время действия Закона Украины «О защите экономической конкуренции» Антимонопольным комитетом Украины обнаружено и прекращено свыше 500 случаев антиконкурентных согласованных действий субъектов ведения хозяйства, по большей части на олигополистических рынках услуг по оптовой и розничной торговле нефтепродуктами, переделыванию сельскохозяйственной продукции, услуг связи. Из-за этого олигополистические рынки нуждаются в повышенном внимании со стороны органов контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции и, в то же время, всесторонней оценки перспектив своего развития в каждой конкретной ситуации.
Заключение
В результате проделанной работы на тему: «Олигополистический рынок» можно сделать следующие выводы:
Во-первых – при олигополистической структуре рынка на нем существует несколько фирм с крупными рыночными долями, и если число фирм не превышает 8, немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях современной конкуренции, «олигополисты» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
Во- вторых - в плотной олигополии между фирмами может произойти сговор, а т.к. все фирмы в отрасли взаимосвязаны, то вероятность сговора в таком виде олигополии велика, что и приводит к образованию картеля.
В-третьих - большинство образовавшихся картелей это очень неустойчивые структуры с большими сложностями в ценообразовании и выпуске продукции, с внутренней нестабильностью, и в большинстве случаев с нарушением антимонопольного законодательства. Существует слишком большой соблазн у других фирм, входящих в картель, превысить квоты для увеличения собственной выручки. Механизм ценообразования квотированном картеле целиком зависит от распределения квот между фирмами-участницами картеля, которые являются главной проблемой при установлении цены в картеле.
В-четвертых - несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.
Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. В последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.
Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.
Список литературы
1. Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», [электронный ресурс] http://www.amc.gov.ua.
2. Закон Украины «О защите экономической конкуренции», [электронный ресурс] http://www.amc.gov.ua.
3. Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», [электронный ресурс] http://www.amc.gov.ua.
4. Беленький П. Механiзм розвитку ринковоi iнфраструктури в Украiнi/ П.Беленький// Вicн. НАН Украiнi. 2002.
5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Т.К. Велби, Изд-во Проспект, 2007.
6. Гребенников П.И. Микроэкономика / Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. П.И. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2006.
7. Дэниел Л. Рубинфельд, Микроэкономика / С. Роберт Пиндайк, Дэниел Л. Рубинфельд. – Изд-во Дело,2001.- 644 с.
8. Иохин В.Я. Экономическая теория. В.Я. Иохин: Учебник для ВУЗов.–М.: Юристъ, 2000.- 861 с.
9. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику / А.Я. Лившиц.: курс лекций. М. Квадрат. 1991.
10. Мэнкью Н. Принципы микроэкономики. – 2е изд./ Н. Мэнкью. – СПб.: Питерб 2003.
11. Рузавин, Г.И Основы рыночной экономики Учебн. пособие для вузов. - М. Банки и биржи, ЮНИТИ 1996.- 423с.
12. Сидорович А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / рук. авт. кол. и науч. Ред. А.В. Сидорович – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, изд-во «ДИС», 2004.
35