Оценка кредитоспособности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в применении рейтинговой модели оценки кредитоспособности к предприятию ОАО «Байкалфарм».
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу, описывающую кредитоспособность предприятий. Определить сущность кредитоспособности.
Определить различия между кредитоспособностью и платежеспособностью.
Описать модели оценки кредитоспособности предприятий-заёмщиков.
Дать поэтапное описание рейтинговому методу оценки кредитоспособности.
Оценить кредитоспособность заёмщика ОАО «Байкалфарм».
Определить факторы, снижающие кредитоспособность предприятия и дать рекомендации по их устранению.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки кредитоспособности
предприятия………………………………………………………………….5
Экономическая сущность кредитоспособности……………………..5
Методы оценки кредитоспособности предприятия………………....6
Анализ кредитоспособности юридического лица на основе рейтинговой оценки………………………………………………………………………….13
Глава 2. Оценка кредитоспособности ОАО «Байкалфарм»………………...24
2.1. Краткая характеристика ОАО «Байкалфарм»………………………..24
2.2. Рейтинговая оценка кредитоспособности ОАО «Байкалфарм»…….28
2.3. Пути повышения кредитоспособности ОАО «Байкалфарм»………….32
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………37

Файлы: 1 файл

ФГОУ ВПО ВОСТОЧНО курсовая.docx

— 244.24 Кб (Скачать)
Статьи 31.12.2008 31.12.2009 31.12.2010 2011П
Внеоборотные  активы 254 267 272 290
Оборотные средства 714 595 642 651
Дебиторская задолженность 372 482 505 543
Краткосрочные финансовые вложения 56 28 43 42
Денежные  средства 53 57 65 78
Итого активов 1449 1429 1527 1604
Капитал и резервы 324 337 343 360
Долгосрочные  обязательства 434 311 517 543
Краткосрочные обязательства 691 780 667 701
Итого пассивов 1449 1429 1527 1604

     Финансовые  покатели деятельности ОАО «Байкалфарм» рассматривались раньше (см. таблица 7)

      Исходя  из данных, указанных на таблицах 7 и 8, рассчитываются основные показатели деятельности ОАО «Байкалфарм» за период 2008 – 2010 гг., а также прогнозные показатели за 2011 год. (Таблица 9) 
 
 
 

Таблица 9

Показатели  деятельности ОАО «Байкалфарм»

                  Года

Показатели

2008 2009 2010 2011П
Кмл 0,1577 0,109 0,162 0,171
Ктл 1,033 0,763 0,963 0,929
Кол 0,696 0,727 0,919 0,945
Км 0,216 0,208 0,207 0,194
Кн 3,472 3,237 3,452 3,456
Ра 0,015 0,009 0,011 0,011
Рп 0,013 0,008 0,008 0,008
 

     Получив данные по показателям за три последних  года, а также по прогнозному 2011 году, можно дать им балльную оценку, расчет которой показан в п.1.3. (Таблица 10)

     Таблица 10

       Балльная оценка показателей  ОАО «Байкалфарм»

                  Года

Показатели

2008 2009 2010 2011П
Кмл 6 6 6 6
Ктл 9 9 9 9
Кол 3 3 3 3
Км 6 6 6 6
Кн 0 0 0 0
Ра 4 4 4 4
Рп 4 4 4 4
Сумма 32 32 32 32
 

     На  третьем этапе оцениваются дополнительные показатели (субъективные факторы), которые  определяют рыночную позицию заемщика, характеризуют его отношения  с банком в минувшем, дают возможность  реально оценить возможность  заемщика.

     Проводится  анализ данных факторов (данные по субъективным факторам остаются постоянны, поэтому  рассматривать их в динамике не имеет  смысла):

      срок действия предприятия – 20 лет;

      возвращение предшествующих ссуд – своевременно ;

      данные о руководстве предприятия – положительные ;

      наличие бизнес-плана – имеется;

      наличие резервных источников погашения - имеется;

     - наличие постоянных партнеров  – постоянные партнеры.

     Эти данные также оцениваются по балльной системе (см. таблица 5): Сумма = 15+15+10+6+6+10= 62 балла.

     Рассчитав нужные коэффициенты, и на основании  суммы набранных баллов по оценке финансового состояния и субъективных факторов определяется класс заемщика, согласно таблице 6.

     Таким образом, ОАО «Байкалфарм» с суммарным  количеством баллов – 94 балла присваевается  класс «А» по шкале кредитоспособности. Это свидетельствует о стабильном положении предприятия на рынке. Для банка оно является достаточно кредитоспособным. Ухудшение динамики некоторых финансовых коэффициентов связано с проводимым предприятием расширением производственной базы, выходом на новые рынки сбыта (Красноярский край), внедрением новых технологий и разработкой новых товаров. Выход на новые объемы производства, проводится капитальный ремонт существующих основных средств. Заключаются новые договоры на оказание услуг, что обусловлено процессом развития предприятия, становится необходим новый количественный и качественный виток деятельности. Но для расширенного воспроизводства собственных средств у предприятия не хватает и расширение приходится осуществлять в основном за счет заемных источников, что приводит к напряжению в финансовом состоянии. В целом финансово-имущественное состояние предприятия не вызывает опасений, даже при условии значительных капиталовложений. Деятельность предприятия характеризуется: высокой деловой активностью; высоким уровнем менеджмента и маркетинга. Также ОАО «Байкалфарм» является крупнейшим предприятием в Улан-Удэ, да и в республике Бурятия, поэтому вероятность государственной поддержки в случае неблагоприятных условий высока. Ликвидность активов является одним из залогов возврата кредитных средств. Также необходимо иметь ввиду, что с 2011 года, по словам генерального директора ОАО «Байкалфарм» Михаила Матханова, будет увеличиваться, так как первичные и единовременные затраты в области маркетинга произведены, новый продукт запущен и выход на новый рынок практически обеспечен. Достигнутые результаты не вызывают сомнения в погашении кредита. Данное предприятие является платежеспособным. 

     2.3.  Пути повышения кредитоспособности  ОАО «Байкалфарм» 

     Проанализировав кредитоспособность ОАО «Байкалфарм», можно сделать следующие выводы:

  1. ОАО «Байкалфарм» имеет «А» класс кредитоспобности, то есть данное предприятие является кредитоспособным и имеет стабильное положение на рынке.
  2. Однако, рейтинг предприятия, в основном, обеспечен субъективными факторами.
  3. Анализ же финансовых показателей показал, что рентабельность активов и продаж находится на минимальном уровне (около 0,8%)
  4. Также неудовлетворительным является финансовая независимость предприятия, данный коэффициент превышает рекомендуемое значение (1) и в среднем за три года составляет 3,3.
  5. Анализ показателей, характеризующих ликвидность, показал, что предприятие ликвидно и может расплатиться по обязательствам.

     Как видно, резервами для повышения  показателя кредитоспособности являются: во-первых, рентабельность предприятия, а во-вторых, улучшение показателя финансовой независимости.

     В данном случае рассмотрены 2 показателя, характеризующих рентабельность предприятия:

     - рентабельность активов

     - рентабельность продаж.

     Показатель  рентабельности напрямую зависит от величины чистой прибыли. Снижение чистой прибыли ОАО «Байкалфарм» связано  со следующими обсоятельствами:

  1. Происходит продвижение товара на новые рынки сбыта (Красноярский край), что требует больших затрат в сфере маркетинга, исследование рынка.
  2. Увеличивается в связи с финансовым кризисов просроченная дебиторская задолженность.
  3. Участие в проекте возобновления деятельности по выпуску алкогольной продукции на Канском ликероводочном заводе (Красноярский край).
  4. Также компания обязуется обеспечить уже весной 2011 года возобновление производства продукции на базе Минусинского ЛВЗ ОАО «Минал», имущественный комплекс которого приобретен предприятием в 2010 году.

     Так как все факторы, которые повлияли на снижение прибыли в последние 3 года, а также в прогнозном 2011 году, носят инвестиционный характер, эффект от которых не может быть виден сразу. Поэтому можно спрогнозировать рост прибыли в дальнейшнем, в ходе реализации проекта.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  снижение показателей рентабельности предприятия имеет недолгосрочный характер и в дальнейшем будет повышаться. Поэтому критическое значение рентабельности, едва достигающей 1%, не должно пугать инвесторов и кредиторов.

     Что касается коэффициента финансовой независимости, который характеризует стабильность предприятия, то он в среднем равен 3,3, что практически в 3,5 раза больше рекомендуемого значения. Коэффициент  финансовой независимости показывает соотношение собственного и заемного капитала. И в данном случае ОАО  «Байкалфарм» является финансово независимым, так как заемный капитал имеет  больший удельный вес в общем  капитале и практически в 3-4 раза превышает собственные средства. В данном случае, рекомендуется уменьшить  долю незавершенного строительства  и наращивать собственный капитал  с помощью увеличения резервного фонда для покрытия ссуд и кредитов в случае банкротства, что мало вероятно.

     Итак, кредитоспособность ОАО «Байкалфарм» оценивается как высокая, при  этом неудовлетворительными являются показатели рентабельности и финансовой независимости. Показатели рентабельности снижены из-за единовременных, но крупных  вложений в рост производства (заводы в Красноярском крае), в рост рынка  сбыта (маркетинговые исследования, разработка нового продукта, реклама, промо-акции), расширением сети розничной  и дистрибьюторской торговли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Кредитоспособность  клиента (заемщика) – одно из тех  новых понятий, которое буквально  внесла в нашу жизнь новая экономическая  эпоха. Несмотря на это, сегодня, уже  можно с уверенностью сказать, что  оно заняло в ней свое место  крепко и навсегда. Кредитоспособность банковских клиентов является таким  финансово-хозяйственным состоянием предприятия или организации, которое  дает уверенность в эффективности  использования ссудных средств, способности и готовности заемщика вернуть кредит в соответствии с  условиями кредитного договора.

     Разнообразие  определений кредитоспособности заемщика и сложность самой ее оценки обусловливают  применение множества подходов к  решению данной проблемы.

     Существуют  разные способы оценки кредитоспособности. Каждый из них взаимно дополняет  друг друга. Если, например, анализ целевого риска позволяет оценить кредитоспособность клиента в момент осуществления  операции только на базе одной ссудной  операции, то система финансовых коэффициентов  прогнозирует риск с учетом совокупного  долга, средних стандартов, которые  сложились, и тенденций.

Информация о работе Оценка кредитоспособности предприятий