Общественные институты и их роль в экономическом развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы

Оглавление

Введение
Глава 1 Общее понятие общественного института
Общественные институты: определение, виды
Основные общественные институты и их текущее состояние
Глава 2 Модели общественных институтов
2.1. Основные общественные институты: семья, наука, образование
2.2. Взаимодействие институтов друг с другом
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по институциональной эк.docx

— 67.11 Кб (Скачать)

     Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

    Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

     Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае, когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы :

 

  1. Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство "Константа", 1996 г.
  2. Колесников Ю.С. Прикладная социология/ Колесников Ю.С.- Ростов н/Д., 2001.
  3. Холл Р. Организации: структуры, процессы, результаты/ Холл Р. - СПб.: Питер, 2001.
  4. Кирдина С. Россия как самоорганизующееся общество. // http: kirdina.ru/doc/mxat/special.ppt
  5. Ясин Е.Г. Модернизация и общество. / В кн.: Модернизация экономики и общественное развитие. - М.: ГУ-ВШЭ, 2007. С. 34.
  6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 1997
  7. Социология. С.С. Фролов. Издательство Логос, М., 1996.

 

 

1 В социологической литературе чаще используется понятие «социальный институт».

 

2 См.: Российская социологическая энциклопедия. - М., 1998. С. 157.

 

3 Там же. См.: также статью Д. Гавры «Социальные институты» // http://www.xserver.ru/user/sozin/.

 

4 См.: Википедия (http://ru.wikipedia.org/). Статья «Общественные институты».

 

5 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 1997.

 

6 Правила призваны определять то, как ведется игра. Но цель команды, которая действует по этим правилам, — выиграть игру, сочетая умение, стратегию и взаимодействие игроков, пользуясь честными (а иногда и нечестными) приемами. Моделирование стратегий и навыков, складывающихся по мере развития команды, — это совсем другой процесс, нежели моделирование создания и развития правил и последствий их применения.

 

7 Кирдина С. Институциональные матрицы и развитие России. // http: kirdina.ru/doc/31oct06/1.ppt.

 

8 Идеологическая проекция вполне совместима с духовной, поскольку идеология является сердцевиной любой духовной сферы. Что касается социальной сферы, то ее выпадение из предложенной С. Кирдиной классификации можно считать неизбежным для любого исследователя упрощением исследуемого предмета.

 

9 Кирдина С. Россия как самоорганизующееся общество. // http: kirdina.ru/doc/mxat/special.ppt.

 

10 Кирдина С. Россия как самоорганизующееся общество. // http: kirdina.ru/doc/mxat/special.ppt.

 

11 А.Г. Харчев- социолог, философ.

12 Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Нечипурепко В.Н., Попов А.В. Социология/ : - М, 2000.

13 Вот примечательная цитата: «Самостоятельное значение приобретают глобальные тенденции в изменении института семьи, которые привлекают все большее внимание ученых. Глобальный характер семейных трансформаций обостряется в России, накладываясь на негативную экономическую ситуацию Невыполнение семьей социальных функций: репродуктивной функции и функции социализации привело в России к депопуляции населения и ухудшению воспитания подрастающего поколения, следствием чего явился беспрецедентный рост детской и подростковой преступности, алкоголизма и наркомании В сложившейся ситуации необходимо научное осмысление тенденций социальных процессов и принятие государством на научной основе конкретных мер, способствующих укреплению семьи». (Носкова А. Эволюция социального института семьи в России в IX-XVII веках: Историко-социологический анализ. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – М., 2001. С. 3.

 

14 Кирдина С. Институциональные матрицы и развитие России. // http: kirdina.ru/doc/31oct06/1.ppt.

 

15 В каком-то смысле так трактуемое понятие «институт» перекликается с понятием «культура», которое активно используется в российском обществознании. Любая культура представляет собой совокупность программ, которые обеспечивают выживание и развитие общности, группы и индивида. Любая культура возникает как ответ на запросы человека, стремящегося максимально эффективно существовать и развиваться в заданных условиях.

 

16 Кирдина С. Институциональные матрицы и развитие России. // http: kirdina.ru/doc/31oct06/1.ppt.

 

17 Коммунальная материально-технологическая среда характеризуется внутренней неразрывностью и взаимосвязанностью основных элементов. Совокупность образующих ее материальных объектов, в силу технологического единства, образует нерасчленимую систему, части которой не могут быть обособлены без угрозы ее распада. В ней доминируют институты Х-матрицы. Некоммунальная материально-технологическая среда характеризуется потенциальной автономностью своих составных частей. Образующие ее объекты технологически разобщены, могут быть обособлены и функционировать самостоятельно, что предполагает возможность их частного использования. В ней доминируют институты Y-матрицы.

 

 

 

 


Информация о работе Общественные институты и их роль в экономическом развитии