Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального образования
«Саратовский государственный
социально-экономический университет»
Кафедра институциональной экономики
Курсовая работа на тему:
«Общественные институты и
их роль в экономическом развитии»
Выполнила: студентка 1курса
3 группы ФЭМ
Грубова В. В.
Проверила: к. э. н., доцент Н. В. Мирошниченко
Саратов, 2013 г.
Содержание
Введение
Глава 1 Общее понятие общественного
института
- Общественные институты: определение,
виды
- Основные общественные институты
и их текущее состояние
Глава 2 Модели общественных
институтов
2.1. Основные общественные
институты: семья, наука, образование
2.2. Взаимодействие институтов
друг с другом
Заключение
Список использованной литературы
Ведение.
Актуальность данной тематики
обусловлена тем, что социальная практика
показывает, что для человеческого общества
жизненно необходимо закрепить некоторые
типы социальных отношений, сделать их
обязательными для членов определенного
общества или определенной социальной
группы. Это, прежде всего, относится к
тем социальным отношениям, вступая в
которые, члены социальной группы обеспечивают
удовлетворение наиболее важных потребностей,
необходимых для успешного функционирования
группы как целостной социальной единицы.
Так, потребность в воспроизводстве материальных
благ заставляет людей закреплять и поддерживать
производственные отношения; потребность
социализировать подрастающее поколение
и воспитывать молодежь на образцах культуры
группы заставляет закреплять и поддерживать
семейные отношения, отношения обучения
молодых людей.
Практика закрепления отношений,
направленных на удовлетворение насущных
потребностей, заключается в создании
жестко закрепленной системы ролей и статусов,
предписывающих индивидам правила поведения
в социальных отношениях, а также в определении
системы санкций для того, чтобы добиться
неукоснительного выполнения этих правил
поведения.
Системы ролей, статусов и санкций
создаются в виде социальных институтов,
которые являются наиболее сложными и
важными для общества видами социальных
связей. Именно социальные институты поддерживают
совместную кооперативную деятельность
в организациях, определяют устойчивые
образцы поведения, идеи и стимулы.
Целью курсовой работы – раскрыть
теоретическую сущность общественных
институтов и их роли в жизни общества
и проследить их состояние в условиях
развития современного общества.
Задачи:
Рассмотреть теоретические
аспекты понятия «общественного института»,
основные параметры и функции
- Определить роль и состояние
основных наиболее важных социальных
институтов
Объектом курсовой работы является
социальный институт.
Предметом исследования является
изучение развития социальных институтов
Глава 1 Общее понятие общественного
института
Для начала надо разобраться
в терминологии. На сегодняшний день понятие
«общественный институт»1 имеет два разных толкования.
Согласно одному из них, этим понятием
обозначаются относительно устойчивые
типы и формы социальной практики, посредством
которых организуется общественная жизнь,
обеспечивается устойчивость связей и
отношений в рамках социальной организации
общества. Эти практики определяются,
во-первых, набором специфических социальных
норм и предписаний, регулирующих соответствующие
типы поведения; во-вторых, интеграцией
в социально-политическую, идеологическую
и ценностную структуры общества, что
позволяет узаконить формально-правовую
основу деятельности того или иного института,
осуществлять социальный контроль над
институциональными типами действий;
в-третьих, наличием материальных средств
и условий, обеспечивающих успешное выполнение
нормативных предписаний и осуществление
социального контроля2.
Согласно другому толкованию,
приведенному в той же Российской социологической
энциклопедии, социальный институт –
это совокупность лиц, учреждений, снабженных
определенными материальными средствами
и осуществляющих конкретную общественную
функцию3.
Примерно так же определяет
эти понятия популярная Википедия: «Общественный
институт — это постоянно повторяющиеся
и воспроизводящиеся отношения людей.
Например, институт брака, институт
семьи, институты государственного администрирования.
Общественные отношения - это многообразные
связи между группами, классами, нациями
в процессе социальной, экономической,
политической и духовной деятельности.
Эти связи должны быть устойчиво повторяющимися,
безличными (формальными), затрагивающими
важные стороны жизни». «Общественный
институт - это устойчивая совокупность
людей, групп, учреждений, деятельность
которых направлена на выполнение конкретных
общественных функций; строится эта деятельность
на основе определенных норм, правил. Примеры:
семья, государство, учреждения образования,
здравоохранения»4.
В известной книге Дугласа Норта
«Институты, институциональные изменения
и функционирование экономики» утверждается,
что «институты структурируют повседневную
жизнь. Они организуют взаимоотношения
между людьми, так что когда мы хотим поздороваться
с друзьями на улице, поехать на автомобиле,
купить апельсины, занять деньги, организовать
свой бизнес, похоронить близких и совершить
любые другие действия, с которыми сталкиваемся
в обычной жизни, мы знаем (или можем легко
научиться), как это сделать. Нетрудно
заметить различия в институтах, если
бы мы попытались совершить подобные же
действия с участием других людей в другой
стране — например, в Бангладеш. Говоря
профессиональным языком экономистов,
институты определяют и ограничивают
набор альтернатив, которые имеются у
каждого человека»5.
С этой, разделяемой и мной точки
зрения, институты – это правила; а люди,
организации, ведомства, правительства
– это игроки, играющие по этим правилам6.
Такой подход позволяет представить
общество как систему устойчивых самоорганизующихся
и самовоспроизводящихся общественных
институтов, которые регулируют экономические,
политические идеологические и иные отношения.
Типология социальных институтов
совпадает с типологией сфер общественной
жизни, в рамках которых действуют люди
и организации. По мнению С. Кирдиной, основными
«проекциями» общественного целого, сферами
общественной жизни являются экономика,
политика и идеология. Экономика отражает
сторону социальных отношений, связанных
с переработкой природных и иных ресурсов
для получения продукта, удовлетворяющего
потребности людей. Политика характеризует
способы организации совместной деятельности
для достижения целей выживания и развития
общества. Идеология отражает основные
цели развития общества и тем самым легитимизирует
экономические и политические способы
их достижения7.
В политологической литературе
доминирует представление, согласно которому
выделяются следующие сферы общественных
отношений (и, соответственно, типы социальных
институтов):
экономическая - отношения в процессе материального производства, распределения и потребления материальных благ;
социальная – отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению здоровья, образования, социальных гарантий, жизненного комфорта;
политическая – отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями;
духовная (иногда ее называют «идеологическая») – отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления.
Думается, есть основания для
объединения этих типологий8.С. Кирдина предложила еще один
важный критерий для классификации общественных
институтов. По ее мнению, все институты,
регулирующие действия людей и организаций,
делятся на базовые и комплементарные.
Базовые институты – исторически устойчивые
социальные отношения, складывающиеся
в ходе взаимодействия социальных групп,
позволяющие им совместно выживать и развиваться
в данных условиях. Как пишет Кирдина,
«в кибернетике доказано, что наиболее
экономичным способом воспроизводства
живых систем (социальные системы относятся
именно к таким) является воспроизводство
инструкций, или правил взаимодействия
между элементами. В социальных системах
такими основополагающими правилами являются
базовые институты. Становление,
воспроизводство и взаимодействие базовых
институтов, получают таким образом дополнительное
обоснование с точки зрения общих законов
развития сложных систем»9.
Комплементарные институты
носят вспомогательный, дополнительный
характер, обеспечивая устойчивость институциональной
среды в той или иной сфере общества. Как
в генетике доминантный ген, «подавляя»
рецессивный, задает проявляющиеся признаки
живого организма, так и базовые институты
определяют характер складывающейся в
обществе институциональной среды, задают
рамки и ограничения для действия дополнительных,
вспомогательных институтов. Комплементарные
институты, дополняющие действие базовых
институтов, также обеспечивают необходимую
целостность экономических, политических
и идеологических структур в обществе,
поддерживают непрерывность их функционирования.
Недостаточность комплементарных
институтов ведет к кризису или застою,
избыток – к социальной напряженности
и революциям10.
На мой взгляд, целесообразно
ввести третий критерий, позволяющий классифицировать
различные институты по степени формализованности
норм и правил, составляющих «тело» института,
его суть. С этой точки зрения можно выделить:
- формальные институты (Конституция,
законы);
формализованные институты
(кодексы, ритуалы);
неформализованные институты
(традиции).
Глава 2 Модели общественных
институтов
Среди ученых
идет спор о том, какие из социальных институтов
оказывают наиболее существенное влияние
на характер общественных отношений. Значительная
часть ученых считает, что наиболее существенное
влияние на характер изменений в обществе
оказывают институты экономики
и политики. Первый создает
материальный базис развития общественных
отношений, так как нищее общество не в
состоянии развивать науку и образование,
а следовательно, повышать духовный и
интеллектуальный потенциал общественных
отношений. Второй создает законы и реализует
властные функции, что позволяет выделять
приоритеты и финансировать развитие
определенных сфер общества. Однако к
не меньшим социальным изменениям может
привести развитие социальных институтов
образования и культуры, которые будут
стимулировать экономический прогресс
общества и развитие его политической
системы.
Семья является одним из наиболее
значимых социальных институтов. Общественная
ценность семьи выражается через такие
функции как: «производство и воспроизводство»
непосредственной жизни, воспитанием
детей, формированием их индивидуального
сознания.
Семья — не «ячейка общества»,
как это утверждает марксизм, а образно
говоря, — «зёрнышко», из которого вырастает
общество. Изначально, в цивилизованных
обществах именно институт семьи решал
задачи 1) воспроизводства новых поколений
биологического вида Человек разумный
и 2) интеграции в общество каждого новорождённого
в процессе его взросления, доминируя
в воспитании детей (в смысле выработки
у них определённых нравственно-этических
качеств, на основе которых строятся навыки
поведения в обществе и общения с другими
людьми). И в этом качестве семью не способен
полноценно заменить никакой другой общественный
институт (типа детских домов, пансионов,
интернатов).
Как социальный
институт семья характеризуется совокупностью
социальных норм, санкций и образцов поведения,
регламентирующих взаимоотношения между
супругами, родителями и их детьми и другими
родственниками. В свою очередь, институт
семьи включает множество более частных
институтов, таких, как институт брака,
институт родства, институт материнства
и отцовства, институт социальной защиты
детства и др. Важнейшей частью семьи как
социального института является регулирующее
ее законодательство. Существует семейное
право, где закон определяет, что такое
семья, каковы права и обязанности мужа
и жены, детей и родителей. Закон определяет
минимальный возраст заключения брака,
правила раздела имущества после развода
и т.д.
А.Г.Харчев11 определяет
семью как основанное на браке и кровном родстве объединение
людей, связанное общностью быта и взаимной
ответственностью. Первоначальную основу
семейных отношений составляет брак. Брак
- это исторически меняющаяся социальная
форма отношений между женщиной и мужчиной,
посредством которой общество упорядочивает
и санкционирует их половую жизнь и устанавливает
их супружеские и родственные права и
обязанности. Но семья, как правило, представляет
более сложную систему отношений, чем
брак, поскольку она может объединять
не только супругов, но и их детей, а также
других родственников. Поэтому семью следует
рассматривать не просто как брачную группу,
но как социальный институт, то есть систему
связей, взаимодействий и отношений индивидов,
выполняющих функции воспроизводства
человеческого рода и регулирующих все
связи, взаимодействия и отношения на
основе определенных ценностей и норм,
подверженных обширному социальному контролю
через систему позитивных и негативных
санкций.